Убийство Шеремета могли готовить спецслужбы Беларуси. Нацполиция получила аудиозаписи разговоров

Еще в 2012 году секретные службы Беларуси по приказу тогдашнего президента Александра Лукашенко могли обсуждать возможность подорвать взрывчаткой журналиста Павла Шеремета.

Об этом говорится в записях разговоров, вероятно, главы Комитета госбезопасности Беларуси в 2008-2012 годах Вадима Зайцева, которые изложил оппозиционный «Белорусский народный трибунал».

На записи звучат слова Зайцева, записанные скрытым устройством 11 апреля 2012 года во время инструктажа сотрудников элитного контртеррористического подразделения КГБ «Альфа» в офисе Зайцева в Минске.

В том числе на записи обсуждается способ убийства Павла Шеремета, который в то время жил и работал в России. Ставится задача его взорвать. Целью указывали сделать так, чтобы убийство стало публичным сигналом.

Записи также получило брюссельское издание EUObserver. Их передал журналистам для расследования старший лейтенант Игорь Макар — бывший заместитель командира боевой группы антитеррористического подразделения Министерства внутренних дел Беларуси «Алмаз».

Он подчеркивает, что готов дать показания в суде. Как отмечает издание, в аудиозаписи нет очевидных следов монтажа, однако эксперты пока не смогли окончательно подтвердить ее подлинность. Один из экспертов утверждает, что запись не реже одного раза редактировали, и связывает это с намерением удалить цифровую подпись, чтобы скрыть личность того, кто разместил записывающее устройство.

По заключению издания, Лукашенко выделил более 1,5 миллиона долларов на «ликвидацию» бывшего начальника следственного изолятора №1 («Валадарка») Олега Алкаева в Минске, бывшего командира бригады спецотрядов Владимира Барадача и бывшего исполняющего обязанности начальника отдела по борьбе с коррупцией Вячеслава Дудкина.

Операцию планировали осуществить без следов, инсценировав несчастные случаи. Эти политические покушения планировались в Германии, но никогда не были осуществлены.

Что думают в Нацполиции?

Там отмечают, что в декабре 2020 года следствие получило с помощью Службы внешней разведки определенную информацию, представляющую интерес в расследовании подрыва журналиста Павла Шеремета в 2016 году.

Добавляют, что фрагменты информации, которая есть в распоряжении следствия Нацполиции, опубликованы в интернете. На обнародованных записях неустановленные лица обсуждают вопрос убийства журналиста Павла Шеремета. В частности, акцентировалось на варианте отравления с использованием токсичных веществ, а также подрыв.

На данный момент следствие Нацполиции получило разрешение на проведение следственных действий в одной из европейских стран. В какой именно — не уточняется.

«Нацполиция обращается ко всем: и к украинским гражданам, и к иностранцам — кому известна какая-либо информация о заказе убийства Павла Шеремета, просьба обращаться в органы полиции», — добавили правоохранители.

Что известно о деле Шеремета?

Журналист Павел Шеремет погиб 20 июля 2016 года в 07:45 утра в результате взрыва машины. Он ехал на утренний эфир своей программы. Расследование убийства Шеремета чиновники публично называли «делом чести», впрочем, в декабре 2019 года у следствия не было ни одного официального подозреваемого.

Следствие долгое время настаивало, что Андрей Антоненко, «увлекшись ультранационалистическими идеями» и «культивируя величие арийской расы», организовал убийство Шеремета и привлек к преступлению Юлию Кузьменко, Яну Дугарь и других неустановленных лиц, которые имели навыки работы с оружием и взрывными устройствами. По данным следствия, Юлия Кузьменко закладывала взрывчатку под авто, Антоненко был тем, кто сопровождал ее, а Яна Дугарь накануне проводила разведку.

Но 21 мая 2020 года подозреваемым изменили подозрения. Из них исчезли упоминания об «ультранационалистических идеях» и «величии арийской расы», а организаторами следствие теперь называет неустановленных лиц. Антоненко теперь называют исполнителем преступления, как и Кузьменко, а Дугарь — пособницей.

По состоянию на сегодня Нацполиция завершила досудебное расследование и передала материалы дела в суд. Суд уже смягчил меры Дугарь и Кузьменко, но Антоненко до сих пор остается под стражей.

Вместе с тем, в отношении организаторов и заказчиков открыто отдельное дело, в котором более 200 томов. Полиция утверждает, что новая информация должна помочь как раз с заказчиками.