Убийство «Сармата», воры в законе и УБОП по-новому — интервью с начальником уголовной полиции Аброськиным

О новом департаменте стратегических расследований и о вызовах, к которымготовится полиция в следующем году, мы поговорили с начальником уголовной полиции Украины Вячеславом Аброськиным.

Виктория Рощина


Убийства участника боевых действий на Донбассе, а также общественного активиста Виталия Олешко, экс-советницы городского главы Херсона Екатерины Гандзюк, журналиста Павла Шеремета, многочисленные нападения на активистов — за ходом расследований этих и других преступлений активно следит общественность. Главный вопрос, с которым обращаются в полицию, — кто заказчик этих преступлений, кто действительно имел мотивы? Впрочем, ответа нет.

Что затрудняет установление этих лиц? Как уже задержанные фигуранты преступлений стремятся откупиться от наказания? О новом департаменте стратегических расследований и о вызовах, к которымготовится полиция в следующем году, мы поговорили с начальником уголовной полиции Украины Вячеславом Аброськиным.

Первый заместитель главы Национальной полиции — начальник уголовной полиции Вячеслав Аброськин во время интервью Громадскому, Киев, 26 декабря 2018 года. Фото:АНДРЕЙ РОГОЗИН/ГРОМАДСКОЕ

Расскажите, какими были отношения между фигурантами дела об убийстве Виталия Олешко?

После совершения убийства сразу задержали четырех человек. Это жители Днепра, бывшие участники антитеррористической операции в составе батальона «Торнадо» (2014-2015 годы). Затем они уволились. Они также принадлежали к преступному формированию, которое насчитывало около десяти человек. Их руководитель — Виктор Власюк — также бывший участник АТО в составе батальона «Торнадо». Он объявлен в межгосударственный розыск в рамках другого уголовного производства.

Из этой же группировки в Днепре задержали еще четырех человек, которые, как установило следствие, выезжали в Бердянск следить за Виталием Олешко и, как мы понимаем, тоже готовились совершить преступление.

На прошлой неделе задержали предполагаемого заказчика убийства Виталия Олешко — ​бизнесмена из Днепра Евгения Бродского. Его взяли под стражу на двамесяца. Какие именно факты указали на причастность Бродского к преступлению?

Он действительно пока только подозреваемый. Но я могу сказать, что они были знакомы с Сигидой(предполагаемый организатор убийства ред.) иподдерживали тесную связь. После убийства Виталия Олешко, через два или три дня, Михаил Сигида выехал из Бердянска в Днепр, а оттуда выехал со всей семьей на территорию Автономной Республики Крым. То есть он встречался с Бродским, поддерживал связь.

Во время судебного заседания прокурор говорил, что Бродский выделял определенную сумму денег на координацию этого преступления. О какой сумме идет речь?

Мне трудно сказать, о какой именно сумме идет речь. Я могу сослаться на тайну следствия и, думаю, оно поставит точку в этом вопросе. Думаю, сейчас собрано действительно много доказательств, указывающих на причастность Евгения Бродского к заказу, организации убийства Виталия Олешко.

Бродского задержали в международном аэропорту «Харьков», он хотел уехать в Турцию. Навсегда? То есть он пытался сбежать из страны?

Насколько мне известно, да, он хотел покинуть страну и уехать в Стамбул.

Мы общались с женой Виталия Олешко. По ее словам, ни она, ни Виталий не были знакомы с Бродским и Сигидой, поэтому лично они не могли иметь мотивов для убийства Виталия. Не исключаете ли вы, что за ними стоят другие лица, которые непосредственно были знакомы с Виталием?

Я могу только сказать, что уподозреваемогоБродскогоочень влиятельные связи, как в городе Днепр, так и здесь, в Киеве. У него действительно большие деньги на счетах, очень влиятельный отец. Думаю, они будут делать все возможное, чтобы избежать ответственности за организацию, за сам заказ.

Есть другие лица, причастные к этому преступлению, это уже покажет следствие. Пока продолжаются следственные, оперативно-розыскные действия, мы продолжаем разыскивать Виктора Власюка, документировать преступления, которые совершилоэто бандитское формирование, которое действовало долго в Днепре и на территории Запорожской области.

Сегодня дело по факту убийства Виталия Олешко направленов главное следственное управление Нацполиции, также туда передали дело по факту разбойного нападения. Как я уже говорил, четыречеловека задержаны и арестованы. Скорее всего, эти дела будут объединены в единое уголовное производство и вести дело будет главное следственное управление.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: «Обычный камуфляж»: «Беркут». 5 лет спустя

Подозреваемогов заказе убийства «Сармата»Евгения Бродского взяли под стражу на два месяца, без возможности выхода под залог. Заседание Печерского суда Киева, 18 декабря 2018 года. Фото:ВИКТОРИЯ РОЩИНА/ГРОМАДСКОЕ

Был ли знаком Виталий с этим Власюком — ​главой группировки, были ли у него мотивы убивать Виталия Олешко?

Те материалы, которые уже есть у следствия и которые уже собраны, указывают на то, что Бродский был близко знаком как с Сигидой, так и с Власюком они оба были знакомы.

А с Виталием Олешко?

Мне лично неизвестно, был ли Бродский лично знаком или же Сигида, но то, что они имеют отношение к совершенному преступлению — это однозначно.

Вы выяснили для себя, какие мотивы все же у них могли быть?

Я думаю, о том, какой именно был мотив, уже нам ответит следствие по окончанию.

И эти члены днепровской преступной группы были знакомы с теми, кто уже осужден по так называемому делу «Торнадо»?

Я не знаю, насколько они были знакомы с теми, кто уже отбывает наказание, был осужден, но именно те, кто был задержан в Бердянске после совершенного преступления, действительно имели отношение к батальону«Торнадо».

Собратья Виталия рассказывали, что в кафе «Мохито», которое принадлежит Михаилу Сигиде,часто видели подозреваемого в компании народного депутата Сергея Валентирова, с которым непосредственно был конфликт у Виталия Олешко. Собратья и жена Виталия думают, что он тоже имел отношение к преступлению. И после задержания Сигиды в СМИ появилось видео, где подозреваемый Бродский был в компании того же Валентирова и двух помощников другого народного депутата Александра Пономарева (это Максим Кривунь и Николай Рудницкий). Это связано с убийством, следствие допрашивало этих депутатов?

Мне лично неизвестно, чтобы кто-то из народных депутатов был причастен именно к убийству. Сейчас нет материалов, которые бы указывали на их причастность. Во время разговора жена Виталия Олешко высказывала такие мысли.

А допрашивали этих депутатов хотя бы?

Мне неизвестно.

Вы говорили, что Бродский — толькоодин из заказчиков, известно ли уже, кто другие?

Задержаны четыре непосредственных исполнителя, как я уже ранее отметил, задержан один из организаторов — это Михаил Сигида — бывший житель Донецкой области, последнее время проживал в Запорожской области. А также задержан Евгений Бродский, который подозревается в заказном убийстве. Также, как я вам сказал, задержаны четыре человека, которые входили в преступную группировку, действовалина территории Днепропетровской и Запорожской областей, которые также, возможно, имеют отношение к этому преступлению.

Вы также нам говорили о том, что Сигида и Бродский были бизнес-партнерами. Могли бы вы подробнее рассказать, какое отношение имел к тому же «Мохито» Бродский?

Я могу только сказать, что Бродский и Сигида поддерживали тесную связь, занимались, насколько мне известно, общим ресторанным бизнесом летом именно в Бердянске.

Запорожский апелляционный суд перенес рассмотрение апелляционной жалобы предполагаемого организатора убийства Виталия Олешко «Сармата» — Михаила Сигиды (на фото) об изменении меры пресечения (содержание под стражей на два месяца) из-за неявки одного из четырех защитников, Запорожье, 27 декабря 2018 года. Фото:ВИКТОРИЯ РОЩИНА/ГРОМАДСКОЕ

В 2016-м против Олешко начали возбуждать уголовные дела и руководили ими непосредственно адвокаты нардепа Александра Пономарева — Евгений и Роман Озюменко. Нам Александр Пономарев говорил, что если бы не эта трагедия, то Виталий Олешко сидел бы в тюрьме. То есть, вероятно, он был заинтересован в том, чтобы против Виталия открыли эти дела?

Еще раз подчеркиваю, пока мне лично неизвестно о каком-либо конфликте между депутатом Пономаревым и Виталием Олешко. Я только могу подтвердить, что действительно есть такие высказывания от близкого окружения Виталия Олешко. Что касается работы полиции, лично я не вижу сейчас связи между народным депутатом и убийством Виталия Олешко.

Жена Виталия говорила о том, что в мае 2018-го у народного депутата Пономарева из квартиры якобы украли $200 тыс. и она не исключает, что это была не кража, а именно передача денег за убийство. Исследовали в полиции этот факт?

Как я уже отметил ранее, мне неизвестно о связи депутатов с убийством или кражей, мне неизвестно.

А о связи Сигиды с депутатом Валентировим известно следствию?

Сигида осуществлял свою предпринимательскую деятельность в городе Бердянск, я думаю, что они действительно были знакомы.

Но ведь не просто знакомы, есть видео, где они в храме с детьми. В таком тесном кругу, это уже не предпринимательская деятельность, а близкие отношения. Известно вам об этом?

Сейчас господин Валентиров не является фигурантом нашего уголовного производства.

***

В этом году было очень много нападений на активистов. Вы прослеживали определенную связь между ними? И может ли это быть следствием приближения парламентских и президентских выборов?

Я бы не сказал, что это может быть связано. Это жизнь. Кто-то что-то кому-то неправильно сказал, имеет конфликт, бытовой конфликт.

Первый заместитель главы Национальной полиции — начальник уголовной полиции Вячеслав Аброськин во время интервью Громадскому, Киев, 26 декабря 2018 года. Фото:АНДРЕЙ РОГОЗИН/ГРОМАДСКОЕ

Расскажите, пожалуйста, о новом департаменте стратегических расследований. Чем он отличается от того из УБОПа, который действовал до 2015 года?

Созданное в начале 90-х подразделение по борьбе с организованной преступностью сначала очень хорошо работало. Мы тогда победили организованную преступность, были хорошие наработки. Но дальше изменилось время, подход и работники подразделения довели его до того, что нужно было решить: или его полностью сократить, или создать другое подразделение, потому что этоне выполняло функцию, для которой создавалось.

Министр решил и с начала 2015 года подразделение прекратило свое существование. В этом году создали новое — департамент стратегических расследований. Его создали именно для борьбы с организованной преступностью, для противодействия организованной преступности, для документирования преступной деятельности лидеров банд, формирований,воров в законе. Это только начало движения подразделения. Уже есть некоторые показатели их работы, но пока говорить о громких делах рано.

Сколько в Украине воров в законе и насколько они опасны?

Это очень опасные люди, которые живут за криминальные деньги. Это не просто карманник. Это вор, который руководит преступниками, которые совершают кражи, разбойные нападения, убийства, мошенничества. Это люди, которые за счет таких денег и проживают. Выводят эти средства за пределы нашего государства. И сегодня у них одна цель, на мой взгляд, — дестабилизировать ситуацию в стране.

Большая часть, по моему личному убеждению, выполняет указания Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Почему именно так я говорю? Потому что непонятно, почему некоторые преступники прибывают из Россииименно к нам в Украину. Я приведу пример. В 2015 году осужденный в России на25 лет отбывания наказания,уже в 17-м году выходит у нас в аэропорту Борисполь. Как так?Мы его выдворяем. Россия говорит, что мы не гуманная страна. Россия на 20 лет раньше отпустила его, потому что он болен, а Украина практически выкидывает его за пределы своей страны. Он с определенным заданием прибыл сюда, поэтому это чисто проект Российской Федерации.

У организованныхпреступныхгрупп, насколько мы тоже отслеживаем, есть связи в полиции. Скажите, ведутся ли служебные расследования в тех районах, где наибольшая численность этих групп, чтобы выявить тех, кто работает на такие группировки?

Да, действительно, есть такая информация, что воры в законе, лидеры преступных групп поддерживают связь с некоторыми полицейскими. Мы стараемся избавляться от таких работников, эта работа продолжается постоянно.

Прибегает ли полиция к физическому насилию при работе с теми же ворами в законе, лидерами преступных группировок?

Новый уголовно-процессуальный кодекс практически нас привел к тому, что двигаясь к демократичности, мы вообще оказались в замкнутом круге. УПК не позволяет нам практически ничего. Следователь самостоятельно может выполнить только одну процессуальное действие — это осмотр места происшествия. Все. В дальнейшем — это согласование всех своих действий с процессуальным руководством, это суд. И больше самостоятельно следователь не может принять ни одного решения. Оперативные работники работают в рамках действующего законодательства, собирают доказательную базу по крупицам.

Не могу сказать, что уоперативных работников развязаны руки. Это очень серьезная и длительная работа — собирать доказательную базу, которая позволила бы задержать подозреваемого.

То же самое с делами, о которых вы меня спрашивали — сделом Олешко, Гандзюк, Михайлика. Если бы это было так просто, мы бы уже задержали всех подозреваемых в непосредственном совершении преступления и заказчиков. Но изменения в уголовно-процессуальном кодексе привели к тому, что одного желания сегодня мало.

Первый заместитель главы Национальной полиции — начальник уголовной полиции Вячеслав Аброськин во время интервью Громадскому, Киев, 26 декабря 2018 года. Фото:АНДРЕЙ РОГОЗИН/ГРОМАДСКОЕ

Что еще осложняет работу полиции в поисках заказчиков?

Законодательство — связаныруки у следователя, уоперативных работников, мы все свои действия согласовываем с процессуальным руководством, это прокуратура, суды. Также продолжительность расследования. Два месяца предварительное следствие, затем продолжается и так далее, и так далее. Затем суд, у котороготоже длительный срок: судебные заседания переносятся, свидетели в суд не являются. В последнее время и ваша работа.

Усложняет?

Да. Спасибо вамза эту работу, но пока нет приговора суда, говорить о чем-либо не целесообразно.

Также это сбор доказательной базы, выявлениеинформации, получение информации, которая была бы действительно принята судом.

В случае с делом об убийстве Виталия Олешкочто усложняет процесс установления всех заказчиков?

Как я уже сказал, и Михаил Сигида, и Евгений Бродский — это не простые граждане нашей страны. У них есть влиятельные связи, есть деньги. И я думаю, они будут влиять, как на нашу судебную систему, так и на следователей, используя свои связи. Посмотрим, пока они арестованы и содержатся в следственном изоляторе. Но постоянно пытаются дестабилизировать работу именно правоохранительных органов.

Они сотрудничают со следствием?

Я бы не сказал, что они сотрудничают со следствием.

***

На всех мероприятиях мы, журналисты, спрашиваем о деле об убийствеПавла Шеремета. Есть ли сейчас новая информация уполиции?

Я могу только сказать, что мы активно работаем. Ежедневно и непрерывно. Назвать ту информацию, которая сейчас наработана, я просто не могу.

Есть ли какие-то сдвиги, выход на определенных лиц? Когда в последний раз вы комментировали эту тему, то отметили, что есть уже близкие к установлению лица. Установлены ли они?

Установленное лицо — это когда онона скамье подсудимых находится, пока такогонет.

***

Что известно о заказчиках и организаторахубийства Екатерины Гандзюк? Генеральный прокурор заявлял, что уже все установлены.

Я могу только сказать, что занимался организацией работы по установлению лиц, причастных к убийству Екатерины Гандзюк. Сейчас дело расследует Служба безопасности Украины, и только их следователь может дать какие-то комментарии или не дать.

Первый заместитель главы Национальной полиции — начальник уголовной полиции Вячеслав Аброськин во время интервью Громадскому, Киев, 26 декабря 2018 года. Фото:АНДРЕЙ РОГОЗИН/ГРОМАДСКОЕ

Вы неоднократно говорили в своих интервью, что организованные группы в последнее время очень тесно связаны с политикой. К каким вызовам готовится полиция в 2019 году? Это год президентских, парламентских выборов. И насколько тесно вы сотрудничаете сейчас со Службой безопасности Украины?

С СБУ у нас прекрасные отношения еще с 2014 года. Мы непосредственно участвовали в антитеррористической операции, с тех пор у нас прекрасные отношения. Как с руководством, так и с рядовыми работниками.

Что касается вызовов в 2019 году, то мы полностью готовы к ним. Что касается воров в законе, то они просто перестанут проживать здесь, в Украине. Как я говорил у себя на Facebook — они будут ехать подальше, кто в Турцию, кто в Латинскую Америку или в другие города, но только не в Украину.

Этот материал также доступен на украинском языке.

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.