Украинцы «подорвали» порт Бейрута, а СБУ позвала «вагнеровцев» в Беларусь. Главные российские фейки

Начиная с 2014—го года российской пропагандой в Украине никого не удивишь: «вечные» темы — Крым, Донбасс и неумелое управление страной (список можно дополнять). Порция дезинформации в России, кажется, заготовлена по поводу большинства международных событий и почти всегда распространяется по одинаковой схеме.

«Система состоит из пяти главных столпов: официальных правительственных коммуникаций, финансируемых государством международных каналов распространения информации, культивирования прокси-структур, использования социальных медиа в качестве оружия и применения киберсредств для дезинформации», — говорится в докладе Госдепа США (для них у Кремля в системе фейков — отдельное почетное место), который обнародовали на прошлой неделе.

Достаточно просмотреть самые обсуждаемые события за последний месяц, чтобы убедиться, что, во-первых, это именно так и работает. А во-вторых, что в любой резонансной международной истории можно найти следы вмешательства или вину Украины — не только в выборах США 2016 года.

Бейрут и «украинский след»

4 августа в порту Бейрута прогремел мощный взрыв, который забрал жизни 220 человек. Еще тысячи ранены и остались без крыши над головой. После этого в стране, которая и раньше была охвачена экономическим кризисом, а теперь еще и понесла убытки на 3-5 млрд долларов, вспыхнули протесты, а правительство ушло в отставку.

Согласно данным сервиса Marine Traffic, в бейрутском порту на момент взрыва стояли два корабля (вероятно, с зерном) — MERO STAR и RAOUF H, которые прибыли в Ливан из Мариуполя. Московские медиа мгновенно отреагировали: дружный к российским силовикам и РПЦ ресурс «Царьград» опубликовал новость о том, что судно из Мариуполя, а значит было «в непосредственной близости с зоной конфликта на Донбассе» и вроде бы могло стать причиной взрыва в Ливане.

Общий вид разрушенного порта после массового взрыва в центре города Бейрут, Ливан, 5 августа 2020 годаEPA / NABIL MOUNZER

Издание так и пишет: «У взрыва в порту Бейрута может быть "украинское происхождение"». Что именно могло взорваться и при каких обстоятельствах, не объясняют. Зато есть ссылки на сомнительный Telegram-канал, который, как отмечает StopFake, периодически публикует теории заговора и антиукраинской контент.

Почему это не так? Основной версией катастрофы называют взрыв 2750 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), конфискованного в 2014 году с судна Rhosus. Вероятно, все это время взрывоопасное вещество неправильно хранили на складах. Расследование продолжается, и эта версия пока не окончательная.

В то же время судна, о которых говорит Россия, наоборот — пострадали от взрыва, сообщил Самир Мадани, один из основателей трекинга, который отслеживал передвижения кораблей TankerTrackers. Они перевозили зерно и действительно загружались в Мариуполе, говорят в администрации Мариупольского порта. Но это единственное, что связывает их с Украиной: экипаж судов — это граждане Индии, Сирии и Египта.

Задержание «вагнеровцев» устроила Украина

Накануне выборов в Беларуси все обсуждали задержание под Минском наемников частной военной компании «Вагнера». Сейчас им объявили о подозрении. Следствие (и белорусский президент) говорит, что они приехали дестабилизировать ситуацию перед выборами, а оппозиция — что это «цирк, который устроил Лукашенко».

Российские медиа считают, что на самом деле не Лукашенко, а Служба безопасности Украины. В «Комсомольской правде» вышла большая статья «Арест 33 россиян в Минске оказался провокацией спецслужб Украины», содержание которой пересказали прокремлевские СМИ — ТАСС, Первый канал, «Вести», ВГТРК, РИА «Новости», Lenta.ru, «Известия» и др.

Кадр из видеозаписи захвата боевиков ЧВК «Вагнера» в Беларуси1-й канал Белоруси

Материал, как и большинство российских фейков, начинается с интриги: «"Комсомольской правде "стали известны сенсационные подробности того, как шпионы незалежной попытались поссорить Белоруссию и Россию». А дальше — минимум убедительных аргументов. Автор повествует о загадочных людях, которые якобы связывались с бывшими бойцами ЧВК, что звонили им из поддельных сирийских и венесуэльских телефонных номеров. А еще — о том, что билеты вагнеровцам покупали через зарегистрированную в Украине туристическую компанию Coral Travel и киевское турагентство «Тревел Сет». Перед этим «Царьград» публиковал скан одного из билетов задержанных: компания, указанная на нем, зарегистрирована в Москве.

Однако адрес регистрации турагентства, особенно если его представительства есть во многих странах — сомнительный аргумент (тем более если других нет — а их нет).

Среди задержанных вагнеровцев много тех, кто воевал на Донбассе против Вооруженных сил Украины. Поэтому СБУ хочет экстрадировать их и судить. Офис генпрокурора объявил подозрения 28 «вагнеровцам» об участии в террористической организации, а суд заочно отправил их под стражу. Среди них есть и 9 украинцев.

Украинский солдат отдыхает в окопеМакс Левин / hromadske

ВСУ якобы нарушают перемирие

С 27 июля на Донбассе — новый режим прекращения огня. Боевики его регулярно нарушают, однако в штабе ООС это расценивают как провокации, которые не угрожают жизни украинских военнослужащих, поэтому огонь они не открывают. Главным достижением перемирия пока является то, что из-за обстрелов боевиков ни один украинский военный не погиб и не был ранен. Но утром 13 августа стало известно, что в Донецкой области двое военнослужащих из состава Объединенных сил подорвались на неизвестном взрывном устройстве — один из них погиб, другой получил ранения. В пресс-службе ООС объяснили, что военные отклонились от маршрута.

Прокремлевская «Российская газета» другого мнения. Она цитирует главу МИД РФ Сергея Лаврова, который говорит, что в 80% обстрелов на Донбассе после объявления перемирия виновны ВСУ: «Львиная доля ответственности за нарушение режима прекращения огня на Донбассе лежит на Вооруженных силах Украины. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции с главой МИД ФРГ Хайко Маасом».

Также, как передает издание, Лавров называет данные миссии ОБСЕ по обстрелам «абстрактными». Это, как объясняет издание The Insider, определяется ее мандатом: она сообщает о случаях нарушения режима прекращения огня, но не имеет права называть сторону, виновную в нарушении. С начала действия соглашения до 10 августа миссия зафиксировала 256 нарушений (в эту статистику попали и случаи в ночь на 27 июля до полуночи, еще до вступления соглашения в силу).

В отчетах ОБСЕ всегда указывает способ, которым они определяют нарушения. Если рассматривать только случаи, когда видеокамеры фиксировали направление обстрела, то выстрелов в сторону позиций боевиков за этот период действительно было более 80%. Но почти все они связаны с одним боевым эпизодом, произошедшим до формального вступления в силу соглашения о прекращении огня, когда на один выстрел ВСУ ответили 24-мя. В то же время выстрелы из стрелкового оружия чаще слышно на стороне боевиков, взрывы — на стороне Украины (соответственно, орудие, которое их вызвало, прилетело с территории боевиков).

Место катастрофы рейса МН17 Малазийских авиалиний, сбитого ракетой, выпущенной из зенитного комплекса, который принадлежал армии РФEPA / ROBERT GHEMENT

Кто все-таки сбил МН17? Может, Украина?

Недавно китайское издание Sohu написало о том, что в деле МН17 на самом деле есть «украинский след». Российские медиа, которые перепечатали материал, отметили в заголовке, что появились «новые подробности» сбивания МН17. Все обнародованные «факты» созвучны российской версии того, что случилось.

Тезисы китайской статьи примерно такие: во-первых, независимые технические специалисты неоднократно заявляли о нестыковках во время расследования. Это не так, потому что как раз все новые доказательства подтверждают версию нидерландского следствия, что МН17 сбили с «Бука», привезенного из России.

Во-вторых, следователи игнорируют сведения, которыми владеет российская сторона. И это неправда: Россия могла официально представить свои доказательства, однако она не сотрудничает со следствием, ведь не признает вины и заявляет, что точно не выдаст обвиняемых, трое из которых — ее граждане.

В-третьих: возможно, не было никакого «Бука» и MH17 мог стать щитом для украинского истребителя. Но у следствия есть доказательства, включая результаты многочисленных полевых экспериментов, которые показывают, что характер повреждений исключает версию, что украинский самолет попал в МН17. К тому же украинский СУ-25 не мог бы переносить ракеты Р-33, Р-37 и Р-40 — единственные, наличие которых можно предположить в соответствии с характером повреждений.

На момент катастрофы недалеко от Boeing было еще два самолета — отсюда и версия России о том, что, вероятно, МН17 сбили украинские военные из воздуха. Но даже российские радары в Усть-Донецке показали, что самолеты были пассажирскими.