Вышел на рынок — попал на медкомиссию. Особенности мобилизации в Украине
Украинцы фиксируют оживление мобилизации. Повестки вручают на улице, в торговых центрах и общественном транспорте. Представители территориальных центров комплектования патрулируют города вместе с полицейскими, чтобы те «помогали» военным проверять документы граждан. Иногда задерживают украинцев силой. Как такие действия объясняют должностные лица — в материале hromadske.
Три недели назад 45-летний одессит Валентин Чуприна пошел на радиорынок, но вместо покупок принес домой повестку.
«В январе много солдат начали ходить по городу. Вот и наткнулись на меня. Двое немаленьких таких ребят. Спорить с ними я не стал. Завели меня в автобус, переписали мои данные. Я вообще приписан к другому военкомату. Слышал, что они не имеют права так поступать. Но раз вручили, так вручили. Кто-то должен воевать. Потом повезли в военкомат», — рассказывает Валентин.
В территориальном центре комплектования мужчину отправили на медицинскую комиссию, которую он успешно прошел — несмотря на то, что у него проблемы со зрением.
«Окулистка не проверяла мое зрение. А у меня беда с глазами. Работаю на строительстве, залетает разная пыль. Я одним глазом вижу темнее», — жалуется Чуприна.
Вспоминая эпизод с вручением повестки, мужчина говорит, что «ушел на встречу» требованиям представителей военкомата. Так поступают далеко не все граждане. И тогда появляются видео, где мужчины в форме силой задерживают мужчин без формы.
AMP версия сайта не поддерживает этот контент
Посмотреть в Telegram.В объективы камер попал еще один случай в Одессе. Шестеро военных скрутили мужчину и затолкали в микроавтобус. Он кричал, но ничего поделать не мог. После огласки в Одесском областном ТЦК пообещали провести служебную проверку О ее результатах пока не сообщалось.
Некоторые пытаются убегать от военных с повестками, а те бросаются вдогонку.«Рожденный бегать служить не будет», — шутит автор видео.
AMP версия сайта не поддерживает этот контент
Посмотреть в Telegram.В Днепре горожане сняли, как мужчина убегает от представителей военкомата, но его задерживают — помогли полицейские.
В Тернопольской области организовали отдельную спецоперацию по вручению повесток, которую назвали «Луч». Руководитель Тернопольской ОВ Владимир Труш заявил, что не понимает ажиотажа вокруг этого события, ведь с начала полномасштабного вторжения в области было проведено более 20 таких операций.
Мобилизационный резерв
Это происходит на фоне поручения президента Владимира Зеленского о создании мобилизационного резерва, для того, чтобы украинские защитники могли восстанавливаться после боевых действий. hromadske уже писало о важности ротации для бойцов, которые воюют уже почти год.
Об усталости от постоянного пребывания на фронте рассказывает боец Виталий (имя изменено, — ред.): «Сейчас армия на 70-80% состоит из мобилизованных, и людям нужно адаптироваться. Из-за отсутствия системных ротаций все уже задолбались, особенно пехотные бригады, десантно-штурмовые. Они весь год ведут боевые действия».
По словам Виталия, то, что сейчас происходит с вручением повесток в больших городах, уже привычная ситуация для маленьких городов или сел.
«Я иногда бываю дома в отпуске или в разных регионах в командировке. Так на Буковине женщины не выпускают своих мужчин на улицу. Сами мужчины лишний раз боятся на машинах ездить, чтобы их не забрали в ВСУ. Проблема в том, что люди не хотят ничего делать для своей страны, как-то помогать. Просто хотят морозиться и жить себе, как раньше», — говорит Виталий.
Однако боец отмечает, что не может положительно оценить работу военкоматов. Особенно когда людей задерживают силой.
Участились обращения граждан и к юристам в сфере военного права, рассказывает адвокат и руководитель адвокатского бюро Rostrum Артем Крикун-Труш.
«В ноябре и декабре ко мне очень редко обращались (о вручении повесток, — ред.). А вот в конце января и начале февраля количество запросов выросло — и продолжает расти. Мне стабильно поступает от одного до трех звонков. Раньше был один человек в течение недели. Сейчас не бывает и дня, чтобы кто-то не позвонил».
Как отмечает Крикун-Труш, иногда ему звонят «на опережение», когда повестки еще нет, но человек хочет юридически подготовиться. Впрочем, таких консультаций менее половины. Адвокат добавляет, что это его личный опыт, и он не является репрезентативным.
Мы обратились к Командованию Сухопутных войск, чтобы получить ответ на вопрос о мобилизации: что изменилось после того, как президент поручил сформировать резерв. На свой запрос получили письменный ответ от начальника управления персонала штаба Романа Горбача.
«Сейчас работа Территориальные центры комплектования и социальной поддержкиТЦК и СП происходит в обычном режиме, с обязательным соблюдением прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения. После каждого случая неправомерных действий должностных лиц назначаются служебные проверки, по результатам которых виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности или принимаются кадровые решения».
Раньше Горбач объяснял, что без подготовки на передовую не отправляют, а новомобилизованных призывают в учебные центры, где те овладевают определенной специализацией.
ИПСО?
Ничего чрезвычайного не происходит, а продолжается системная и плановая работа по пополнению потерь войска, говорит в интервью министр обороны Алексей Резников.
«У них (военнокоматов, — ред.) есть задача, которую ставит Генеральный штаб относительно количественного состава. Многие переехали и обязаны встать на учет в местном центре комплектования. Но не все это делают. Поэтому мужчинам призывного возраста раздают повестки. Они обязаны явиться в ТЦК. Это не значит, что завтра их мобилизуют», — объясняет Резников.
А вот секретарь СНБО Алексей Данилов утверждает, что возле военкоматов стоят очереди, где граждане вежливо и спокойно проверяют свои данные Информацию об усилении мобилизационных процессов он называет вбросом.
«российская федерация через мессенджеры запускает видеоконтент, не имеющий отношения к ситуации. Якобы у нас под дулами автоматов собирают военнообязанных. Уровень Информационно-психологическая спецоперацияИПСО, которые сегодня использует рф, будет расти в геометрической прогрессии», — предостерегает Данилов.
О вражеских ИПСО говорит также эксперт по информационной гигиене Оксана Мороз, которая исследует эту тему. По ее словам, видео с вручением повесток или неправомерными действиями комиссаров в основном сняты и распространены самими украинцами. А вот задача россии — максимизировать уровень охвата этих записей.
«Мы не знаем, насколько это масштабно и как много таких случаев. россияне разгоняют совершенно реалистичные видео. Работают ботофермы, одновременно вбрасывают ложные сообщения в Telegram-каналы, что в каком-то городе якобы раздают повестки. Так они хотят посеять страх и изменить мнение граждан по поводу войны. Вот один из четких месседжей, который искусственно и синхронно распространялся: “Я не буду воевать за страну олигархов и коррупционеров”», — рассказывает Мороз.
Представители военкомата не вправе вручать повестку в общественном месте, вписывая данные граждан в пустой бланк с подписью руководителя центра комплектования. И подавно не могут задерживать кого-то насильно, объясняет адвокат Артем Крикун-Труш.
«Вызывать и выдавать повестки может только военкомат, в котором гражданин состоит на учете. Остальные военкоматы вообще не имеют к гражданам никакого отношения. Но если человек переехал в другой город и прописался там, он обязан в течение 7 дней прийти в районный центр комплектования и встать на учет. Если же он отказывается от повестки, то работники военкомата должны составить акт отказа, а не применять силу. Если человек просто шел по улице и отказался получать повестку, а его забросили в автобус, то это банальное Похищение человека карается ограничением или лишением свободы на срок до трех лет. Если такие действия совершены организованной группой, предусматривается лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.похищение человека. То есть уголовное преступление», — комментирует адвокат.
В дальнейшем факт незаконного вручения повестки и применения силы может служить основанием для привлечения сотрудников военкомата к ответственности.
Одессита Валентина, которому вручили повестку на рынке, уже собирались отправлять в воинскую часть, чтобы он овладевал военным делом. Но дали время на сборы — и мужчина обратился к офтальмологу государственной больницы. Там ему поставили диагноз — отслоение сетчатки глаза. После этого врачи в военкомате назначили Валентину повторное обследование, которое он уже проходит.