«Господи, что угодно — только не Месь». Памяти погибшего пилота F-16

«Мне очень повезло дружить с Андреем. Трудно вспоминать этот день, год назад мы все потеряли много. Надеюсь, он смотрит на нас и гордится тем, что мы делаем. Надеюсь, что мы его не подводим. Мне до сих пор не хватает его, чтобы пообщаться и посоветоваться. Вечная память. Наши искренние соболезнования».

Это сообщение Алексей Месь написал матери своего друга, пилота Андрей Пильщиков. Его позывной Juice – из английского «сок». Позывной возник во время учений из-за того, что пилот часто использовал слово «джус» в значении «круто, классно».Джуса, Лилии Аверьяновой на годовщину его гибели — 25 августа. Кто знал, что это сообщение будет последним. А следующий день, когда придется отбивать самую массированную воздушную атаку россии, станет уже его собственным днем гибели.

26 августа Украина потеряла одного из своих лучших пилотов, а вместе с ним и первый самолет F-16.

30-летний Алексей Месь, на позывной Из английского Moonfish – «рыба-месяц». Позывной избрал пилот по созвучию своей фамилии Месь со словом «месяц».Мунфиш, вместе с Джусом — Андреем Пильщиковым — сделали все и даже больше, чтобы воплотить мечту Украины о F-16.

Авиакатастрофа произошла всего через три недели после того, как Украина показала первые западные истребители. Причины сейчас расследуют.

Как Алексей Месь продвигал получение F-16, кто в нем видел командующего украинской авиацией и как его звезда погасла на пике — узнайте в материале hromadske.

Во время похорон Алексея Меся. Хмельницкая областьКомандование Воздушных сил ВСУ

Безжалостный фатум

Лилия Аверьянова сегодня на Аскольдовой могиле пришла к сыну. Здесь похоронен ее Андрей. Потеря Джуса год назад так же всколыхнула всю страну.

Вчера она была в Шепетовке, что в Хмельницкой области, — там, на малой родине, хоронили его лучшего друга Лешу, который погиб через год и один день после ее сына.

«Я думала, что у меня уже не осталось слез. Но оказалось, нет…»

Это то, чего никак не должно было произойти. У нас все прямо из рук попадало. Какой-то страшный фатум, что вот взяли и вырвали у нас такого человека из рук.Лилия Аверьянова, мать погибшего пилота Андрея (Джуса) Пильщикова

Лилия была одной из тех, кто о гибели Алексея узнала практически сразу. Но должна была молчать. Никто не мог переварить и подобрать слова, как это подать. В частности, обществу. Официально гибель летчика подтвердили только на третий день.

«Нам очень тяжело было эти дни молчать и ходить с этим. В это невозможно поверить. Невозможно было найти слова.

Я знаю, что в Воздушных силах тоже думали, как правильно это подать обществу. Потому что невозможно было прямо вот так взять и убить всю Украину этим известием».

Когда меня оповестили, я подумала: «Господи, что угодно, только не Месь».Лилия Аверьянова, мать погибшего пилота Андрея (Джуса) Пильщикова

По военной традиции, на прощании с пилотом пролетели два истребителя МиГ-29.

У Алексея Меся остались жена и 3-летняя дочь, сестра, двое братьев, родители. Отец тоже военнослужащий в Воздушном командовании «Запад». Говорить родные пока что не готовы. Не могут оправиться от потери. Попросили дать им время.

Джус — эмоциональный, Мунфиш — весь в себе

Андрей был свидетелем на свадьбе Леши. Их дружба началась еще в 2011 году, когда 17-летние ребята поступили на летный факультет Харьковского университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. Они часто были дома у Андрея, — вспоминает его мама. Ибо он едва ли не единственный, кто был не приезжий. Их квартира была прямо напротив университета.

Андрей (Джус) Пильщиков (слева) и Алексей (Мунфиш) Месь (справа) во время учебы в ХарьковеЛилия Аверьянова

Андрей — коммуникабельный, эмоциональный, Алексей — немногословный, надежный, серьезный и ответственный. О таких говорят «за ним, как за каменной стеной».

«Пока они учились, уже понемногу намечалась разница между ними, кто чем был талантлив. По Алексею было видно, что это очень вдумчивый человек. Аналитик, тихо работающий, весь в себе, очень сосредоточен. Может, не эмоционален, как Андрей. Но он так незаметно, хотя и мощно, набирал обороты», — вспоминает Лилия Аверьянова.

Он был старший в семье. Младших помогал ставить, что называется, на ноги. Имел большую семью, вырос на земле, занимался с дедушкой пчелами. Вообще он такая надежна опора. Соль земли…Лилия Аверьянова, мать погибшего пилота Андрея (Джуса) Пильщикова

На 4 курсе ребята поехали в Норвегию, в Королевскую военную академию воздушных сил. Их отобрали, в частности, за знание английского. Для них это была выдающаяся поездка.

«Фактически они там представили Украину. На них больше возлагали коммуникационных миссий и разных поездок. Было уже видно, что они способны это сделать».

Затем пилоты служили в разных бригадах. Месь проходил военную службу по контракту.

Лицо борьбы за F-16

После полномасштабного вторжения Мунфиш вместе с Джусом убеждали Запад передать Украине американские истребители. Можно сказать, что они стали лицами украинской борьбы за F-16. Хотя и каждый раз перед тем, как появляться на камеру, прятали их из соображений безопасности. Они ездили в США, встречались с конгрессменами, выступали на эфирах.

Алексей (Мунфиш) Месь (слева) и Андрей (Джус) Пильщиков (справа) во время эфира на CNN. 2022 годСкриншот

«У россиян очевидно техническое преимущество в количестве истребителей. Мы верим, что предоставление американских самолетов позволит нам хотя бы сравниться с ними, или даже превзойти», — говорил Алексей Месь в интервью CNN, которое он дал вместе с Андреем Пильщиковым в июне 2022-го.

До того как оседлать F-16, Месь был командиром эскадрильи украинских истребителей МиГ-29. Но уже в сентябре 2023 стало известно, что Мунфиш проходит обучение на F-16 в Дании.

«Я бы сравнил наши самолеты, которые у нас есть на вооружении, с самолетами F-16 — как перейти с кнопочного телефона на новый iPhone», — объяснял Алексей детали обучения в эфире телемарафона.

Авиакатастрофа: «никто ничего не скрывал и не скрывает»

26 августа 2024 года. День, когда западные истребители уже были на защите украинского неба — помогали отражать массированную воздушную атаку: россия тогда применила 127 ракет и 109 ударных беспилотников. Сбить удалось 102 ракеты и 99 «шахедов». По данным Воздушных сил, на счету Алексея Меся в его последнем вылете — 3 крылатые ракеты и один Беспилотный летательный аппарат.БпЛА.

«Во время захода на следующую цель с одним из самолетов была потеряна связь. Как выяснилось позже, самолет потерпел крушение, летчик погиб. Для выяснения причин аварии предназначена специальная комиссия Министерство обороны.МОУ, которая работает в районе падения самолета», — говорилось в сообщении Генштаба 29 августа.

В настоящее время ведется расследование обстоятельств трагедии. Среди причин, о которых пишут западные медиа, как ошибка пилота, так и возможный «дружеский огонь» украинского ПВО. Хотя официально в Здание американского Министерства обороны пятиугольной формы. Ее название используют как синоним самого министерства.Пентагоне заявили, что не могут подтвердить и комментировать ни одну из версий.

Два истребителя в небе во время прощания с Алексеем МесемКомандование Воздушных сил ВСУ

Единственной, кто стал утверждать, что F-16 сбила собственная ПВО, была украинская депутат Марьяна Безуглая. Кроме этого, она обвинила командование Воздушных сил в умолчании, чем создала вокруг авиакрушения скандал.

Никто ничего не скрывал и не скрывает! Все высшее руководство сразу получило доклад о катастрофе. Получили предварительный отчет и партнеры из США, которые уже приняли участие в расследовании причин.Николай Олещук, командующий Воздушными силами

«Информация о таких инцидентах не может выдаваться мгновенно в публичное пространство и не может детализироваться для медиа. А вы снова стали основным ньюзмейкером вражеской пропаганды и бьете все рекорды по российскому телевидению! Вам аплодирует вся россия!» — эмоционально на такие упреки ответил командующий Воздушных сил Николай Олещук.

Правда, уже через несколько часов на фоне этой истории указом президента он лишится своего поста.

В то же время с оценкой военного командования согласен авиаэксперт Богдан Долинце: «Такие действия точно некорректны. Распространение любой информации — как достоверной, так и недостоверной — может оказать существенное негативное влияние в целом на проведение самого расследования, объективность и независимость работы экспертов, входящих в комиссию».

Потеря опытного пилота — это всегда очень сложно, отмечает Долинце. Заменить самолет можно, а вот с пилотами — тяжелее.

«Это годы обучения и подготовки, это миллионы долларов. Если говорить, например, о базовой подготовке пилота F-16 в США, то ее средняя стоимость — 5 с половиной миллионов долларов. Мы можем представить, насколько это дорого, долго и сложно», — отмечает эксперт. И добавляет: запрос на пилотов будет оставаться.

«Наше будущее легло в землю»

До 26 августа Лилия Аверьянова была спокойна. Даже чувствовала подъем, посидев в кабине F-16, на котором мечтал летать ее сын. «Мы видим, у тебя получилось», — говорила она мысленно сыну.

Спокойно было потому, что в небе был Алексей. И она знала — дело ее сына в надежных руках.

На Леше была великая миссия и выдающаяся роль. Мы его видели нашим генералом. Он отчетливо и спокойно к этому шел. Быть военачальником новой украинской авиации. Он, как никто, был для этого рожден. Он должен быть там!Лилия Аверьянова, мать погибшего пилота Андрея (Джуса) Пильщикова

«И так просто досадно и страшно, что старые генералы хоронят молодых 30-летних полковников. Как будто наше будущее легло в землю. Это страшная судьба, которую она забирает. Именно тогда, когда они еще очень нам нужны, чтобы это все стало на ноги.

Андрюха тащил-тащил, дотащил до какой-то своей финишной ленты — и упал. Так же Леша. Целый год на себе тащил. Тащил за Андрюху и за себя. Притащил F-16 Украину — и тоже упал. Теперь это бремя должно лечь в полной мере на кого-то следующего».

Алексей МесьСкриншот

Лилия называет гибель Алексея Меся незаменимой утратой. Но добавляет: преемники Джуса и Мунфиша у нас есть.

«Я радуюсь только, что мы “клонировали” Андрюху — послали на обучение других, чтобы они стали такие, как был он. Я знаю, что за границей на учебу поехал уже второй десяток ребят. И главное, что они уже видят себя там. Главное, что они уже приняты на эту задачу.

Ребята есть, и теперь дай Бог им тоже сил. Вокруг них сложился новый коллектив, и там уже есть новые люди с опытом, которые не дадут, чтобы оно все рассеялось».

Ребятам нужно дальше летать. Надо сейчас все максимально проанализировать, наладить и продолжать. Нам некогда лить слезы. У нас нет даже возможности вязнуть в этом горе. Слезы остались вчера, а сегодня все ребята уже на своих местах и должны воевать дальше.Лилия Аверьянова, мать погибшего пилота Андрея (Джуса) Пильщикова