Европарламент официально согласовал беспошлинный агроэкспорт для Украины, но с возможностью блокировать «чувствительные продукты»

Европейский парламент одобрил продление либерализации торговли с Украиной до 5 июня 2025 года.

Об этом сообщили в пресс-службе ЕП.

За соответствующее решение было 428 голосов, еще 131 — против и 44 воздержались.

Либерализация торговли означает, что до июня 2025 года пошлины и квоты на украинский импорт в ЕС останутся приостановленными. В то же время в решении предусмотрели гарантии для фермеров Евросоюза.

Так, Еврокомиссия сможет применить любые меры, которые считает нужным, если из-за импорта из Украины (например, пшеницы) возникнут значительные нарушения в целом на рынке ЕС или рынках одного или нескольких государств-членов.

Также Еврокомиссия может запустить экстренное торможение для особо чувствительных сельскохозяйственных продуктов: птицы, яиц, сахара, овса, крупы, кукурузы и меда.

Если импорт этих товаров превысит средние объемы импорта, зафиксированные во второй половине 2021 года и за 2022-2023 годы, тарифы могут быть введены повторно.

В рамках этого соглашения Еврокомиссия пообещала в ближайшее время начать переговоры с Украиной по постоянной либерализации торговли и продолжать тесно привлекать Европарламент к этому процессу.

Что предшествовало?

Еврокомиссия предложила продлить либерализацию торговли с Украиной, то есть освобождение Украины от пошлин, еще на один год. 13 марта Европейский парламент рассмотрел это предложение, но решил, что в него надо внести еще правки. В частности, евродепутаты призвали усилить гарантии для аграриев ЕС в случае «всплеска» украинской продукции. Таким образом, предложение вернулось на этап переговоров.

Как отмечает Politico, поправки, принятые Европарламентом, подал близкий соратник премьер-министра Польши Дональда Туска, правоцентристский депутат Анджей Галицкий из «Европейской народной партии».

Еврокомиссия оценивает, что такие изменения в соглашении об упрощении торговли будут стоить Украине 1,2 миллиарда евро доходов от торговли — утверждают два дипломата, с которыми общалось Politico.