Бюджетные проблемы набирают обороты. Где и как власти ищут деньги на оборону

Бюджетные проблемы набирают обороты. Где и как власти ищут деньги на оборону
hromadske

В третий год полномасштабного вторжения проблемы государственного бюджета выходят на первый план и становятся ключевым вызовом для украинских властей. Позади остались щедрые программы международной помощи, без которых бюджет Украины уже невозможно представить. Каждый новый доллар и евро получить все сложнее, а мобилизация внутренних ресурсов ограничена, и раскалывает политический класс: у чиновников одно видение, у депутатов — другое, а у Международного валютного фонда — вообще свое.

Консенсус с первого раза удалось собрать разве что под основное решение — увеличение расходов на оборону в госбюджете в этом году на 500 миллиардов гривен. 3 сентября Верховная Рада проголосовала за это в первом чтении, но уже сейчас понятно, что эти бюджетные изменения придется корректировать, ведь следует принять решение об источниках финансирования.

Откуда взять 500 миллиардов гривен до конца года, консенсуса нет. Чтобы найти такую сумму, Украине придется повышать налоги (вариантов, как именно, — несколько). Но есть противники этой идеи: мол, дополнительные деньги можно найти, очистив таможню от коррупции или увеличив продажи государственных облигаций.

Министерство финансов перебросило мяч на поле финансового комитета Верховной Рады, который начал консультироваться с бизнесом и экспертным сообществом. В то же время Министерство обороны нуждается в дополнительных деньгах, чтобы уже за сентябрь начислить военным боевые выплаты.

«Очевидно, война будет идти дольше и продолжится в следующем году. Это будет иметь свои последствия — бюджетные расходы будут расти, надежды на скорейшее восстановление придется отложить, — поделился в конце августа своими соображениями Гэвин Грей, глава миссии МВФ в Украине. — Определенное увеличение налоговых ставок, к сожалению, нужно».

«Бюджет 2024 года был изначально спланирован оптимистично, с расчетом на прекращение боевых действий до середины года», — объясняет Дмитрий Боярчук, экономист и исполнительный директор экспертной организации Case Ukraine.

В этом году с деньгами довольно плохо из-за не очень удачного контрнаступления летом. В 2023 году, на фоне ожиданий военных успехов, нас заваливали деньгами.Дмитрий Боярчук, экономист и исполнительный директор экспертной организации Case Ukraine

Непроходимые заросли налоговой реформы

Отдав 301 голос за увеличение расходов на оборону на 500 миллиардов гривен, в тот же день, 3 сентября, Верховная Рада не нашла необходимые 226 голосов на повышение налогов.

Даже значительно облегченная версия налоговой реформы от финансового комитета парламента собрала всего 224 голоса.

Решение о неподдержании налогового закона абсолютно нелогично и вредно для государства. Тем более, что эти же депутаты поддержали бюджетный проект, где предполагается использование средств, собранных за счет повышения налогов. Очень печальное политическое биполярное расстройство. «Европейская Солидарность» аплодировала провалу закона, радуясь нехватке средств на армию.Данило Гетманцев, глава финансового комитета Верховной Рады

Впрочем, лидер «Европейской Солидарности» Петр Порошенко, выступая с трибуны Рады, объяснил, что не понимает, почему уже сам законопроект о увеличенных расходах на оборону, который депутаты поддержали, не содержал всех необходимых фискальных решений. И потому за отдельный документ об этих самых фискальных решениях его фракция не голосовала.

Итак, что мы имеем. Министерство обороны в ответе на запрос hromadske сообщило, что ожидает в этом году дополнительно 373,7 миллиарда гривен, из которых 333 миллиарда пойдут на покрытие потребностей Вооруженных сил. Получить эти деньги в собстевнное распоряжение Министерству необходимо до 20 сентября — на выплаты военнослужащим.

«Будем повторно голосовать за налоговые изменения», — говорит Роксолана Пидласа, народная депутат и глава бюджетного комитета Верховной Рады.

Насколько можно видеть из публичной коммуникации, есть определенные ожидания, что по сокращенной процедуре повышение налогов будет не только поддержано Радой, но и подписано президентом.Григорий Кукуруза, партнер экспертной организации Ukraine Economic Outlook

Но совсем непроста дискуссия об увеличении налогов, несмотря на очевидность необходимости профинансировать дополнительные оборонные расходы.

Сначала Минфин предлагал целый пакет налоговых изменений, который должен собрать 125 миллиардов гривен только в этом году. Одной из основных идей этого законопроекта было ввести военный сбор для юридических лиц по ставке 1% от оборота. Эта идея вызвала большое сопротивление со стороны бизнеса, ведь такое фискальное бремя, наряду с другими, оказалось слишком большим.

Бизнес прокоммуницировал свою позицию представителям финансового комитета в ходе встреч, и комитет решил прислушаться.

«Минфин ведет себя оторванно от реальности. Позиция фискалов — что вот, мы берем, сколько нам нужно, и никого не спрашиваем — не является нормальной, — считает экономист Дмитрий Боярчук. — Парламент поступил нормально, выслушав бизнес. Потому что фискалы не только хотят больше взять, но еще и усложнить налоговое администрирование, потому что один только военный сбор — это куча бумаг».

В конце концов, финкомитет Рады коренным образом изменил правительственный законопроект, убрав норму о военном сборе с оборота для юрлиц. Так, депутаты предложили:

  • повысить ставку военного сбора для физических лиц с 1,5 до 5%;
  • установить военный сбор для физических лиц-предпринимателей (налогоплательщиков третьей группы) на уровне 1%;
  • чтобы ФЛП первой, второй и четвертой групп платили военный сбор в размере 10% минимальной зарплаты.

Все эти дополнительные нагрузки должны действовать до 31 декабря того года, когда будет прекращено военное положение.

Такая налоговая реформа бизнесу понравилась гораздо больше, однако ее потенциал достаточно небольшой. В отличие от правительственных планов саккумулировать через повышения налогов 125 миллиардов гривен, новая версия могла бы принести только 30 миллиардов. Вместо этого планировалось выпустить больше государственных облигаций — на сумму 216 миллиардов гривен, а не 160 миллиардов, как планировало правительство.

Еще на 25,5 миллиарда гривен планировали снизить расходы общего и специального фондов государственного бюджета (в частности, забрать 11,2 миллиарда гривен от Министерства стратегических отраслей — это фактически средства налога на доходы физлиц-военнослужащих), а налоги и сборы — перевыполнить на 100 миллиардов гривен, когда правительство закладывало в параметры число в 76 миллиардов.

И вот такой, значительно смягченный пакет финансовых решений, не нашел должной поддержки в сессионном зале Верховной Рады. Что же дальше?

Далее мы предложим Верховной Раде на повторное первое чтение законопроект о повышении налогов. Не думаю, что там будут существенные изменения, кроме дополнения налогом на сверхприбыли банков. Убежден, что большинство депутатов сделают правильные выводы и примут государственное решение.Данило Гетманцев, глава финансового комитета Верховной Рады

Но вот вмешался и МВФ, еще более усложнив процесс.

Заметив, что депутаты так и не нашли общего решения об увеличении налогов, фонд предложил повысить основной налог украинской финансовой системы — налог на добавленную стоимость. Это решение представители МВФ прокоммуницировали во время встречи с украинскими Минфином и Национальным банком в начале сентября.

Стоит ли повышать НДС? Экономист и исполнительный директор Case Ukraine Дмитрий Боярчук считает, что стоит. «Если вы дотянули ситуацию до ручки, то нужно найти решение минимально болезненным способом — то есть поднять НДС, — говорит эксперт. — Это социально справедливый налог, он взимается равномерно со всей экономики».

Согласно расчетам Case Ukraine, ставка НДС на уровне 25% вместо нынешних 20% была бы приемлемым решением, хотя это может не понравиться Национальному банку, потому что это решение стимулирует инфляцию, то есть рост цен. Но и увеличение ставки НДС до 23% могло бы принести дополнительные 125 миллиардов гривен, что тоже неплохо.

Поэтому депутатам придется еще раз поразмышлять над тем, сколько денег они хотят собрать для Сил обороны через поднятие налогов — и выйти с этим решением в зал, проголосовать и направить на подпись президенту Владимиру Зеленскому. Все это нужно сделать до 20 сентября, иначе бойцы могут остаться без боевых выплат.

«Даже если из-за политической конкуренции не удастся успеть до 20 сентября, в каком-то варианте средства будут направлены на Министерство обороны, а заработные платы выплачены. Скорее всего, перераспределены по другим программам, даже без непрямой эмиссии путем рефинансирования госбанков под покупку ОВГЗ», — говорит экономист Григорий Кукуруза.

Можно ли избежать повышения налогов в целом? На мой взгляд, нет. Вопрос только конечного размера повышения. Наши партнеры — в частности, МВФ — требуют данного шага от нас. Нам это может не нравиться, но один из ключевых треков для партнеров — это рост уровня нашего самофинансирования. В частности, для коммуникации со своим избирателем о целесообразности помощи Украине.Григорий Кукуруза, партнер экспертной организации Ukraine Economic Outlook

Лечение бюджетного дефицита девальвацией гривны

Очередным витком осложнений в попытках реформировать украинскую систему государственных финансов, чтобы та могла профинансировать оборонные и все прочие расходы бюджета в этом году, а также в следующем, стала идея МВФ снизить учетную ставку Национального банка Украины с нынешних 13% и девальвировать гривну.

Дискуссии по этой теме остаются преимущественно непубличными, но о них пишет западная пресса, например агентство Bloomberg.

Ставка НБУ на уровне 13% действительно находится значительно выше уровня инфляции в 5,4%, поэтому МВФ видит пространство для ее понижения. Держа ставку так высоко, НБУ хотел сделать привлекательными гривневые депозиты, которые могли банки инвестировать в государственные облигации, зарабатывая предполагаемые деньги.

Что касается курса национальной валюты, то гривна уже девальвировала с октября 2023 года, когда произошло существенное обострение боевых действий в Донецкой области, более чем на 10%. Нацбанк не хочет, чтобы девальвация стала глубже, ведь все это время тратил ресурсы для обеспечения «управляемой гибкости» курса гривны, гордясь тем, что даже при фактической поддержке курса резервы НБУ в августе выросли на 5,1 миллиарда долларов, достигнув 42,3 миллиарда долларов.

«Стоимость гривни явно завышена, доллар не стоит 41 гривну [потому что он стоит больше], если посмотреть на торговый баланс и отнять международную финансовую поддержку, — считает экономист Дмитрий Боярчук. — Девальвация гривни даст дополнительные доходы в государственный бюджет, хотя несколько увеличит расходы по обслуживанию валютного долга».

«Это выгодно не для людей — это выгодно для государственных финансов», — заключает экономист.

Что касается финансирования пенсий и зарплат бюджетникам, то ситуация хоть и сложная, однако вряд ли дойдет до невыполнения обязательств. «Мы уже три года живем с планированием на неделю-две», — отмечает Боярчук.

Сложный 2024-й — путь в сложный 2025-й

Объем, сложность и острота политических дискуссий вокруг того, как управлять украинской системой государственных финансов, чтобы та могла финансировать войну и все совокупные расходы, указывает на то, что Украина вошла в стадию, где поиск и нахождение дополнительных денег становится критически важным.

Эта миссия не закончится в этом году — смета на 2025 год тоже выглядит сложной, а уже пора над ней работать. Премьер-министр Денис Шмыгаль отметил, что в гражданской части госбюджета-2025 есть незакрытая часть объемом 15 миллиардов долларов.

«Международный валютный фонд определяет потребность во внешнем финансировании на 2025 год на уровне 22,7 миллиарда долларов, но этот gap [бюджетный разрыв] потенциально нужно будет расширить на 12-15 миллиардов долларов», — сказала в конце августа Ольга Зыкова, замминистра финансов.

«На 2025 год нужно примерно 35 миллиардов долларов внешнего финансирования», — добавила она.

Озвученные обязательства по поддержке украинского государственного бюджета в следующем году составляют:

  • фонд Ukraine Facility от ЕС — 12,5 миллиардов евро;
  • МВФ — 1,8 миллиарда долларов;
  • остальная финансовая поддержка извне является предметом договоренностей, преимущественно вокруг получения 50 миллиардов долларов от замороженных российских государственных активов.
Правительство рассчитывает на средства от доходов на замороженные российские суверенные активы, политические обязательства по предоставлению кредита за счет которых взяли на себя страны «Большой семерки».Данило Гетманцев, глава финансового комитета Верховной Рады

«Наша цель — получить все 300 миллиардов долларов замороженных активов. Первый шаг — мы работаем над тем, чтобы получить 50 миллиардов долларов от наших партнеров как первый взнос, грант с учетом предстоящей полной конфискации полной суммы», — говорит премьер Шмыгаль.

«У нас пока что не изменилась официальная оценка нужного финансирования на 2025 год, это 35 миллиардов долларов. Это значительно ниже 2023–2024 годов (42,5 и 43 миллиарда соответственно), — делится своими расчетами Григорий Кукуруза, экономист из организации Ukraine Economic Outlook. — Некоторые из коллег предлагают “закрыть” разницу из пакета в 50 миллиардов от G7. Но другая составляющая финансирования Украины — это оружие. Эти данные не раскрываются, но по оценкам Kiel Institute, около 40-50 миллиардов долларов в год мы получаем именно вооруженных поставок. Учитывая неопределенность по данному направлению, реально мы обеспечены средствами до конца первого полугодия 2025 года».

Впрочем, некоторые политические партии в Германии и Австрии уже активно продвигают идею уменьшения финансирования Украины. Планы о сокращенных объемах поддержки существуют и в самом правительстве Германии. Вероятность победы Камалы Харрис на президентских выборах в США может отсрочить предоставление Украине замороженных российских средств, ведь «Большая семерка» не будет спешить этого делать, если увидит, что нет угрозы прихода к власти Дональда Трампа.

Бюджетная декларация украинского правительства на 2025–2027 годы указывает, что расходы на безопасность и оборону в 2025-м планируются на уровне 2,2 триллиона гривен, то есть на уровне 2024-го, с учетом увеличения оборонных расходов на 500 миллиардов гривен.

В то же время глава бюджетного комитета Верховной Рады Роксолана Пидласа в разговоре с hromadske отметила: «Я не думаю, что речь будет идти о такой сумме. Расходы на оборону [на следующий год] будут запланированы ровно на столько, сколько будет собственного ресурса у государства — налогов, сборов, привлечения ОВГЗ, дивидендов и т. д.».

Об этом Украине не раз напоминали международные партнеры: становиться и быть самодостаточной страной. Но для этого нужно повысить налоги уже в этом месяце, а затем отчаянно сразиться за замороженные российские деньги.

Что будет, если удач в финансовой политике не будет? «Если будут резкие ухудшения, например спад международного финансирования, придется переправлять средства из местных бюджетов в государственный», — говорит экономист Григорий Кукуруза.