Урок демократии в Южной Корее

Сильные демократические институты — лучшая защита от самодурства. Волюнтаристские действия президента Южной Кореи Юн Сок Ёля, который объявил военное положение без внешней угрозы и погрузил страну в хаос ради сохранения собственного поста, стали яркой иллюстрацией преимуществ демократии над произволом диктатуры.
Парламент страны не позволил президенту узурпировать власть и не дал Южной Корее превратиться в Северную, где авторитарные правители десятилетиями удерживают абсолютную власть. Режим военного положения в Южной Корее длился менее суток, но открыл путь к разрешению политического кризиса, который длился много месяцев.
Что произошло в Южной Корее, почему это может быть уроком для Украины и изменится ли теперь позиция Сеула по поводу военной помощи Киеву — читайте в материале hromadske.
Трагикомедия, едва не ставшая трагедией
Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль объявил о введении военного положения ночью, мотивируя свое решение «защитой конституционного строя и борьбой с антигосударственными силами, которые симпатизируют Северной Корее».
После окончания Корейской войны в 1953 году военное положение в Южной Корее вводили 16 раз, пока в стране не укрепилась демократия. В последний раз — после убийства президента страны Пак Чон Хи в 1979 году. Так что такие действия президента Юн Сок Ёля стали настоящим шоком для корейского общества.
Решение Юн Сок Ёля о введении режима военного положения раскритиковал даже глава президентской партии «Сила народа» Хан Дон Хун. Ироничен и тот факт, что авторитарный лидер Северной Кореи Ким Чен Ын тоже сделал официальное заявление, в котором осудил действия президента Южной Кореи и назвал военное положение наступлением на права граждан соседнего государства.
Введению нового военного положения предшествовали долгие месяцы противостояния президента с собственным парламентом, где президентская партия «Сила народа» потеряла большинство после проигрыша на выборах весной 2024 года. В апреле на парламентских выборах победила оппозиционная партия «Тобуро», которая настаивала на импичменте действующему президенту.
Противостояние между президентом и оппозицией, имеющей большинство в парламенте, вылилось в острый политический кризис. Президент Юн Сок Ёль многократно использовал право вето и блокировал законопроекты оппозиционных политсил, а те, в свою очередь, отказались голосовать за бюджет страны на 2025 год.
После этого президент обвинил парламент в «симпатиях к Северной Корее и антигосударственной деятельности, парализовавшей страну». В то же время оппозиция обвиняет Ёля в том, что он отказывается расследовать ряд коррупционных скандалов с участием его жены и высокопоставленных чиновников. Так, оппозиция требовала отставки трех прокуроров из-за отказа расследовать факты коррупционной деятельности первой леди.
В январе 2024 года в Южной Корее разразился скандал вокруг видео, которое опубликовали все ведущие СМИ страны. На нем супруга президента Ким Кеон Хи получает в подарок сумку от бренда Dior стоимостью более 2 тысяч долларов. Тем самым первая леди нарушила законодательство о незаконной награде, поскольку не имеет права принимать дорогие подарки, пока ее муж является президентом страны. Реагируя на критику, поднятую в прессе, Юн Сок Ёль издал президентский указ, запрещающий расследование по вопросам коррупции против него лично и членов его семьи.
В целом Ёля трудно назвать президентом, который пользовался большой популярностью в стране. В 2022 году он победил на президентских выборах, опередив лидера партии «Тобуро» Ли Джемеона с мизерным преимуществом в 0,73% голосов. Став президентом, Ёль сразу попал в ряд скандалов, что негативно сказалось на его рейтингах. Кроме обвинений в коррупции, на каденцию Юн Сок Ёля пришелся тяжелый кризис в медицинском секторе с массовыми уличными протестами и сокращением медицинского персонала в больницах.
Согласно результатам соцопроса, опубликованным Южнокорейским новостным агентством Yonhap накануне введения военного положения, рейтинг президента Юн Сок Ёля составлял 25%. При этом негативно действия президента оценивал 71% опрошенных. Рейтинг президентской партии «Сила народа» составляет 32,3%, а оппозиционной партии «Тобуро» — 45,2%.

Кратчайшее военное положение в истории страны
Корейское общество и оппозиция решительно отреагировали на введение режима военного положения. Несмотря на глубокую ночь, тысячи людей вышли на протесты в Сеуле, а оппозиционные политсилы объявили о намерении созвать внеочередную сессию парламента.
Протестующие, которые собрались возле парламента в столице страны, призывали к импичменту президенту и немедленной отмене военного положения. Командующий военным положением Южной Кореи Пак Ан Су немедленно объявил о приостановлении работы парламента и всех политических партий по закону о военном положении, а само здание парламента оцепили военные и полиция.
Также в стране запретили проведение каких-либо демонстраций и ввели цензуру против СМИ, ограничив публикацию материалов, которые могли бы угрожать национальной безопасности. Таким образом, президент фактически заблокировал работу парламента и попытался взять под полный государственный контроль все СМИ в стране.
На улицах столицы появилась военная техника. Военные получили право арестовывать тех, кто нарушает режим военного положения. Силовики попытались помешать депутатам парламентского большинства прорваться в парламент, однако те перелезли через забор и в конце концов смогли собраться в здании для проведения внеочередной сессии. Под утро в парламенте было уже 190 депутатов из 300. Этого было достаточно для кворума — деятельность парламента была разблокирована, несмотря на противодействие военных.
Согласно конституции страны парламент мог отменить военное положение большинством голосов. На фоне столкновений силовиков с протестующими у здания парламента оппозиционные политсилы единогласно проголосовали за отмену режима военного положения в стране — 190 голосов. Военное положение длилось всего 6 часов.
Президент Юн Сок Ёль отменил указ о военном положении после голосования парламента. Окружавшие парламент войска в конце концов начали покидать здание. Так, сильные демократические институты и сопротивление общества предотвратили попытку узурпации власти в стране. События в Южной Корее в очередной раз доказали преимущества демократии над авторитаризмом и стали уроком для всех демократических стран, в том числе и для Украины: независимость ветвей власти является лучшим предохранителем от произвола, хаоса и угроз демократическому строю.

Что дальше?
Оппозиционные политсилы обвинили президента Юн Сок Ёля в государственной измене и готовят импичмент. Рассмотрение документа об импичменте запланировано на пленарное заседание парламента 5 декабря, а голосование за начало процедуры отстранения президента от власти должно состояться 6 или 7 декабря. Также парламентское большинство настаивает на отставке министров внутренних дел и обороны, обвиняя их в причастности к попытке государственного переворота.
Министр обороны Южной Кореи Ким Ён Хен уже подал в отставку. Он извинился перед гражданами и заявил, что берет на себя ответственность за хаос и потрясения, вызванные введением режима военного положения.
Оппозиция призывает президента Юн Сок Ёля последовать примеру министра обороны и уйти в отставку добровольно. Пока оппозиционным силам не хватает 8 голосов для того, чтобы проголосовать за импичмент президенту.
Для импичмента президенту страны нужно 2/3 голосов парламента — 200 из 300. Всего в коалиции большинства сейчас 192 депутата. У «Силы народа» президента Ёля — 108 депутатов. Если импичмент не поддержит кто-нибудь из представителей президентской партии «Сила народа», у президента есть шанс остаться в должности.
Президентские выборы в Южной Корее запланированы на 2027 год. Впрочем, маловероятно, что Юн Сок Ёль сможет удержаться в президентском кресле после сокрушительного поражения в противостоянии с парламентом и обществом. Шансы Юн Сок Ёля преждевременно потерять свой пост и оказаться в тюрьме достаточно высоки. Хотя для Южной Кореи такое развитие событий не является чем-то необычным, ведь половина всех бывших президентов этой страны находятся в тюрьме.
Следует отметить, что президент Ёль последовательно поддерживал Украину на протяжении всей президентской каденции. Летом прошлого года Ёль вместе с женой приезжал в Киев. Он сторонник военной помощи Украине, тогда как оппозиционная партия «Тобуро» выступает против. Впрочем, идея прямой военной помощи Украине не имеет поддержки внутри южнокорейского общества — только 13% выступают за, 82% — против.
Южная Корея, один из крупнейших производителей и экспортеров вооружения в мире, никогда не предоставляла Украине оружие собственного производства. Независимо от того, удержится ли Юн Сок Ёль на президентском посту, Сеул вряд ли изменит свою позицию по поводу прямой военной помощи Киеву. У президента нет полномочий отправлять Украине оружие, а оппозиция и большинство граждан Южной Кореи не поддерживают поставки вооружения стране, находящейся в состоянии войны.
- Поделиться: