«Объединить можно все — даже физику с английским языком». Интервью с заместителем министра образования Андреем Сташковым

Заместитель министра образования и науки Андрей Сташков
Заместитель министра образования и науки Андрей СташковВалентин Емец / hromadske

Начался третий учебный год в условиях большой войны. Министерство образования и науки сталкивается с большим вызовом — обеспечить базовые потребности школы и одновременно реформировать ее.

Зачем в школах появятся офицеры, будут ли дети учиться под шум генераторов, как МОН готовится к холодам и что ждет учеников «Новой украинской школы» в 5–9 классах — в интервью hromadske с заместителем министра образования и науки Андреем Сташковым.

Готовность к очной учебе

Какая ситуация с укрытиями в школах? Недавно правительство выделило дотацию на строительство, есть ли уже результаты?

К концу прошлого учебного года примерно 75% школ имели укрытия и работали в очном или смешанном формате. Около 80% школ до 1 января 2025 года будут иметь укрытия.

Государство выделяет средства, чтобы помочь органам местного самоуправления строить укрытия. В прошлом году это было 1,5 миллиарда гривен, за которые удалось отремонтировать и построить 187 объектов фонда защитных сооружений.

На этот год предусмотрено 2,5 миллиарда гривен для прифронтовых и приграничных территорий, а две недели назад правительство выделило еще 5 миллиардов гривен дотации. За эти средства планируем 77 проектов по строительству и ремонту укрытий, в том числе 24 — для заведений профессионально-технического образования.

Потребность в укрытиях остается большой: укрытий нет у примерно 1800 школ.

Если бы сейчас были все укрытия, сколько учеников могли бы учиться офлайн?

Сейчас дистанционно учатся около 600 тысяч учеников. Если во всех школах будут укрытия, детей, которые учатся онлайн, станет меньше, однако они все же останутся.

Есть регионы, где даже при наличии укрытия возобновить очное обучение невозможно — не дают такой возможности условия безопасности.

Первоочередная потребность строительства укрытий в школах, где можно будет возобновить очную учебу. В ряде громад мы будем строить одно укрытие на 3-4 школы. То есть укрытие будет в так называемой опорной школе, в которую автобусами будут подвозить детей из 2-3 соседних небольших школ.

Остается запрос на строительство около 440 укрытий, чтобы все школы, где это возможно, возобновили обучение в очном или смешанном формате.

Обучение во время выключения света также вызывает немало вопросов. Большинство школ оборудованы генераторами. Речь идет только о базовых потребностях — отоплении и электричестве — хватит ли ресурса и чтобы, скажем, полноценно запускать компьютерные классы?

Осенне-зимний период и вообще работа в условиях отключений электроэнергии — непростой вопрос, потому что есть разные типы школ.

Есть школы с собственными котельными — на дровах или на газе. Зимой они могут благодаря генератору обеспечивать теплоснабжение своей котельной даже в условиях отключения электроэнергии.

А есть школы, которые работают с централизованным теплоснабжением из коммунальных котельных. Преимущественно это касается крупных городов, в которых, как и в обычных квартирах, тепло подается централизованно.

Если централизованная котельная не будет работать, то даже при наличии генератора будет невозможно соблюсти рекомендованный температурный режим, а следовательно, и возобновить очное обучение.

К сожалению, есть и школы, которые имеют электрическое отопление. Особенно это касается горных районов, где газ в учебные заведения не подведен. Ситуация разная и зависит от типа школ в определенном регионе.

Сейчас 80% школ имеют генераторы и теоретически могут использовать их для обеспечения образовательного процесса. Но это не значит, что генераторы позволят обеспечить школы теплом. Пока чуть более 50% школ полностью готовы к отопительному сезону, даже если не будет электричества.

Мы говорим с областными военными администрациями, донорами и партнерами о том, что нам нужно дополнительно еще около 3300 генераторов разной мощности в учебные заведения, чтобы максимально подготовиться к этой зиме.

Школьники спустились в укрытие во время воздушной тревоги в общеобразовательной школе села Михайловка-Рубежовка недалеко от ИрпеняРатинский Вячеслав / УНИАН

Изменения в учебном году 2024-2025 и реформа НУШ

В условиях войны продолжается образовательная реформа — «Новая украинская школа». Что нового для школьников будет уже в этом?

В 2024-2025 учебном году реформу НУШ внедряем в базовой школе — то есть в 5-9 классах. Реформа уже преодолела условный экватор: начальные классы учатся по этой реформе, к ним уже присоединились пятые и шестые классы, а уже с 1 сентября — будут и седьмые классы.

На этот год в госбюджет заложили 1,5 миллиарда гривен субвенции на реформу «Новой украинской школы» — эти средства уже распределили по областям. За них школы будут покупать оборудование для обучения, интерактивные доски, панели и дидактические материалы для кабинетов естествознания. В рамках субвенции заложены средства на профессиональное развитие учителей. Кроме этого, планируем финансово поддержать школы, которые пилотируют реформу НУШ в восьмом классе. Таких школ около 140 по Украине. Для них предусмотрено обновление образовательной среды и закупка учебных материалов, по которым дети учатся на замену учебникам.

А какая ситуация с новыми учебниками, все ли ученики их получат?

С начала полномасштабного вторжения у государства из-за секвестра бюджета не было средств на печать учебников — для пятых и шестых классов было крайне сложно их печатать.

В 2023 году мы за государственные средства, а также благодаря донорам и иностранным партнерам напечатали все учебники для пятых и шестых классов. В этом году правительство заложило средства на печать учебников для седьмого класса.

На сегодняшний день уже почти 90% всех напечатанных учебников доставили в областные склады, откуда их развезут по школам.

Мы еще печатаем учебники для детей с особыми образовательными потребностями и для национальных меньшинств. Но это небольшое количество, если сравнивать с общим тиражом учебников, которые мы печатали для седьмого класса.

На каком этапе подготовка к пилотированию реформы «Новой украинской школы» для 10–11 классов?

Реформа для профильного среднего образования начнется массово в 2027 году. То есть у нас впереди еще два года. Мы уже начинаем готовиться.

В 2025-2026 учебном году будем пилотировать реформу в десятых классах. Есть около 30 учебных заведений, которые станут первопроходцами реформы. Это академические лицеи и профессиональные колледжи, в которых учатся после девятого класса.

В течение этого учебного года мы дополнительно планируем подобрать около 100 школ, которые в 2025-м будут пилотировать реформу профильного среднего образования.

В бюджетном запросе на 2025 год мы заложили субвенцию для реформы НУШ в базовом и профильном среднем образовании. Однако у нас еще нет утвержденного бюджета, поэтому пока рано говорить, будут ли эти средства.

В этом учебном году будет еще одно обновление — курс «Защита Украины». Все ли готово к этому?

«Защиту Украины» будут преподавать в специально созданных центрах, среди которых школы и профессионально-технические учебные заведения. Это не означает, что уже 2 сентября в школах будут преподавать обновленную «Защиту Украины». Этот предмет будет в формате учебных дней, а школы будут сами определять даты проведения этих занятий.

В целом по Украине мы хотим создать 1800–2000 центров, чтобы охватить всех учеников старших классов. Первые 1200 уже заработают в этом учебном году, а остальные должны создать до 2027 года.

Сейчас областные администрации завершают создание и оснащение этих организаций, на это выделили средства из госбюджета. Речь идет, в частности, об оборудовании для преподавания 10 модулей программы. Здесь и обучение управлять дронами, и домедицинская помощь, и общевойсковая подготовка, и ориентировка на местности.

Еще продолжается обучение около 3–3,5 тысячи учителей. Каждый должен изучить методику преподавания этих модулей. Если педагог один будет преподавать все модули, которые есть в учебной программе, то, соответственно, он должен пройти повышение квалификации по каждому из них.

Планируем, чтобы обучение завершилось к концу этого года. Этим занимаются институты последипломного образования, которые работают со ста тренерами, подготовленными министерством. Также есть многие другие организации, которые готовы помочь с обучением преподавателей.

Еще одно обещанное нововведение — привлечение офицеров Службы образовательной безопасности, которые должны помочь школам наладить систему безопасности: от попадания в здание заведения и проверки посторонних — до консультаций по поводу травли или минной безопасности. Когда такие правоохранители заработают в школах?

Со 2 сентября начался пилотный проект, который внедряет Министерство внутренних дел. Таких офицеров будут иметь около 600 школ. До конца года планируем расширение до тысячи школ, это количество будет расти и дальше.

Прежде всего, офицеры Службы образовательной безопасности появятся в школах на прифронтовых и приграничных территориях, а также в крупных заведениях среднего образования. Они не просто будут дежурить как сторожи — офицеры будут помогать реагировать на воздушные тревоги, предотвращать попадание в школу посторонних и следить, чтобы в заведение не принесли опасные предметы.

Проект также предусматривает отдельные требования к организации пространства школы для улучшения безопасности. Это об установке заборов, видеонаблюдении, оборудовании тревожными кнопками. Также обсуждаем возможность установки металлодетекторов в школах.

Например, тревожные кнопки есть уже почти в 11,5 тысячи школ — это 91% от общего количества. У более чем 7500 школ есть физическая охрана: это сторожи, работники охранных организаций. В около 6000 школ установили видеокамеры.

Один новый курс вместо нескольких предметов

В мае 2024-го министр Оксен Лесной в интервью hromadske анонсировал «упрощение некоторых образовательных программ» в школах. В качестве примера он приводил более 40 авторов, которых ученикам нужно за год пройти в дисциплине «Украинская литература». Что уже удалось сделать в этом направлении?

Мы вводим ряд изменений, которые должны упростить образовательный процесс, повышая качество образования. В частности, мы разработали сокращенные учебные программы, которые рекомендуем ученикам, обучающимся за границей. Также мы внесли изменения в типичную образовательную программу для 5–9 классов, чтобы сделать ее более гибкой.

Теперь школы будут иметь больше возможностей для адаптации программ к конкретным потребностям учеников. Каждое учебное заведение может уменьшить или увеличить количество часов на изучение определенных предметов, в зависимости от уровня образовательных потерь. Также можно использовать интегрированные курсы, где вместо двух отдельных предметов будет преподаваться один интегрированный.

О слиянии каких дисциплин идет речь?

Например, мы разработали концептуальные основы реформирования исторического образования — курсов «История Украины» и «Всемирная история». Аналогично можно интегрировать курсы химии, физики и биологии в один предмет — например, «Естественные дисциплины». Речь может идти и об общем курсе украинского языка и украинской литературы.

На самом деле вариантов очень много. Можно даже интегрировать иностранный язык и физику — изучать физику на английском. Да, это непросто, поскольку это нуждается в серьезных требованиях к учителям и авторским коллективам, которые будут прописывать эти модельные учебные программы — им нужно владеть одновременно двумя дисциплинами. Впрочем, новые стандарты как базового, так и старшего профильного образования позволяют это делать.

У нас уже есть некоторые решения от авторских коллективов. Интеграция предметов уменьшает общее количество дисциплин в школе, делая подход к изучению более комплексным.

Объединение исторических дисциплин беспокоит ряд ученых. Звучали мнения, что такое объединение уменьшит объем информации, которую будут преподавать именно об истории Украины. Справедливо ли это предположение?

Мнения могут быть разные, особенно среди ученых. На самом деле над этим решением не один год работали многие специалисты — были привлечены как учителя, так и ученые. В результате мы предложили концепцию, вектор движения.

История Украины неотделима от истории остального мира. Наше государство постоянно развивается, оно всегда было интегрировано в общий контекст. Нельзя рассматривать факты и события, которые происходили в истории Украины, отдельно от тех, которые были в других странах. Следует понимать влияние происходивших в Украине событий на другие страны и наоборот.

А еще могут не сойтись во времени программы, если, например, об одних событиях в предмете «История Украины» преподают в сентябре, а на «Всемирной истории» — весной. Это все должно быть цельно и в пределах одного предмета.

Интеграция двух курсов не страшна, если сделать качественные учебные программы. Мы говорим о том, что две трети учебного материала должны быть об Украине, а остальные — об истории других стран. К тому же концепция закладывает увеличение количества часов на преподавание истории.

Представить объединение исторических дисциплин легче, ведь преимущественно в школах оба предмета преподает один учитель, а вот с естественными науками ситуация более сложная. Преимущественно химию, физику и биологию преподают разные педагоги. Как они воспримут такое изменение? Уменьшится ли у них нагрузка в случае объединения дисциплин?

Нет, ведь количество часов на преподавание предметов при условии интеграции остается прежним. То есть если на неделю преподают, например, два часа «Истории Украины» и два часа «Всемирной истории», то вместе интегрированный курс будет четыре часа.

Что касается учителей — действительно, преподавать интегрированные курсы не так просто. Для этого мы будем проводить для них обучение.

Образовательную программу составляют для себя индивидуально в каждом отдельном учебном заведении. Мы, как министерство, предлагаем только решения в виде модельных программ, которые прошли экспертизу и которые рекомендованы для использования. А уж школа выбирает, хочет ли она преподавать интегрированный курс или отдельные предметы.

Много дискуссий по поводу адаптации учебных программ к современным потребностям: развивать финансовую и информационную грамотность, понимание общественных процессов. Эти задачи должна выполнять школа? Или их лучше делегировать?

Медиаграмотность и информационная безопасность — действительно важный вопрос. Этот компонент будем интегрироваться в образовательный процесс — соответствующие навыки будут составной частью разных предметов.

Отдельно помогают наши партнеры — организации, которые работают с детьми. Они проводят для них тренинги о том, как правильно вести себя в интернете, как проверять информацию, распознавать фейки и т.д.

По гражданскому образованию разработан интегрированный курс для восьмого класса. Мы предлагаем школам модельные программы, которые уже прошли экспертизу.

Мы будем развивать у школьников и финансовую грамотность. Как управлять личным бюджетом, зарабатывать деньги, не попадать на крючок мошенников. Сейчас совместно с Национальным банком наше министерство работает над введением такого курса с восьмого класса следующего учебного года.

Кроме этого, очевиден запрос на цифровизацию образовательного процесса. Какие электронные системы сейчас в разработке?

Мы работаем над модернизацией информационной системы АИКОМ, которая ведет учет данных в сфере образования. Это позволит школам тратить меньше времени на разные отчеты.

Второе направление — облегчение взаимодействия с родителями. Мы сделали возможным представление документов для перехода в новое учебное заведение по электронной почте. Но в будущем хотим, чтобы это также воплотилось через АИКОМ. Не нужно будет идти в старую школу, чтобы забрать папку с личным делом, а затем нести ее в новую школу — это можно будет сделать онлайн. А еще родителям не нужно будет собирать кучу справок, которые уже будут в реестре. Сейчас мы тестируем этот функционал.

Пока не могу раскрыть деталей, но планируем запуск крупного проекта «Мрія». Впоследствии мы его отдельно представим. Пока могу сказать, что это хороший инструмент для учителей, родителей и учеников.

А как вы относитесь к привлечению искусственного интеллекта к разработке образовательных программ?

Если попросить искусственный интеллект сделать разные варианты задачи, он успешно это сделает. Использовать его не запрещено. Но важно проверять результаты, которые он выдает.

Формирование изображений и видео с помощью искусственного интеллекта становится обычной практикой. Думаю, я никого не удивлю, если скажу, что МОН уже использует такие технологии в своих презентациях. Это реальность, это современность, в этом нет ничего плохого.

Нехватка преподавателей и «добровольные» взносы

Отдельно хочется обсудить проблему дефицита педагогов, о которой недавно заявили в министерстве. Насколько велика эта цифра и каких именно учителей больше всего не хватает?

На конец прошлого учебного года в Украине не хватало около 4% учителей для заполнения всех вакансий. Это примерно 15 тысяч вакансий по всем школам — в среднем одна вакансия на школу.

Если сравнивать с предыдущими годами, ситуация изменилась несущественно, хотя есть некоторые особенности, связанные с войной. В прифронтовых и приграничных регионах «кадровый голод» ощущается острее — особенно после деоккупации. Например, после освобождения Купянска и окружающих громад в Харьковской области местные власти испытывали серьезный дефицит учителей.

В целом по Украине ситуация с нехваткой учителей не очень критичная. Больше всего не хватает преподавателей украинского языка, иностранного языка, информатики и физики.

Как в МОН решают эту проблему?

Мы активно работаем над созданием кадрового резерва учителей. Также на региональном уровне есть разные программы, способствующие привлечению педагогов. Это и об установлении надбавок к зарплатам, и о предоставлении жилья для внутриперемещенных лиц среди педагогов.

Некоторые областные департаменты публикуют списки вакансий — сейчас министерство работает над централизованным сбором этой информации, чтобы свести все данные в одну таблицу и сделать ее доступной для просмотра. Пока отложили это до начала нового учебного года, чтобы собрать актуальные данные.

Расскажите поподробнее о кадровом резерве. Когда он появится и как будет работать на практике?

Работаем над его созданием и планируем запустить уже осенью. Учет резерва будет вести Институт образовательной аналитики. Разрабатываем информационную систему для регистрации учителей.

Педагоги, которые пожелают попасть в кадровый резерв, смогут выбрать область и территорию, где хотят работать после ее деоккупации. Данные об этих учителях после освобождения территории получат местные школы и смогут пригласить их на работу.

Планируем оказывать финансовую поддержку учителям, которые присоединятся к кадровому резерву. В настоящее время ведутся переговоры с Минфином по поводу определения размера оплаты.

Относительно финансовой поддержки многих родителей возмущает, что в школах бытует практика благотворительных взносов, кое-где совсем не «благотворительных». В основном речь идет об оплате бытовых нужд — например, о ремонте классов. Как вы относитесь к такой практике?

Финансирование школ и их оснащение является обязанностью органов местного самоуправления — начиная с покупки штор для окон и заканчивая строительством укрытий. Государство поддерживает местные органы через субвенции, которые ежегодно предоставляет на различные нужды, например строительство укрытий, приобретение автобусов. В этом году также предусмотрели расходы на ремонт пищеблоков. Конечно, никто не может запретить добровольные взносы — если они именно добровольные.

Принуждение родителей «сдавать» на что-то деньги однозначно неприемлемо. Родители не должны ни за что платить, отдавая ребенка в государственную школу. Их обязанность — приобрести своим детям канцелярию и другие необходимые вещи. Если школа требует сдать на что-то деньги, следует обращаться к правоохранителям или органам управления образованием.