«Тебя должно не сгорбливать в скорби, а выравнивать в почете». Что не так с военными кладбищами в Украине

Памятники в полный рост или одинаковые надгробия? На военных кладбищах среди семей погибших героев возникают конфликты. А все потому, что в Украине до сих пор нет стандартов того, какими должны быть места вечного покоя воинов.
Следуя советскому наследию, памятники на военных кладбищах часто возводят в темных цветах и очень хаотично. Каждый отличается от других. Единственный указатель того, что здесь похоронены военные, — сине-желтые флаги рядом с надгробиями. Европейские кладбища выглядят по-другому: военные в форме были одинаковыми, поэтому и покоится должны наравне.
Что не так с украинскими военными кладбищами, почему только сейчас начались дискуссии по этому поводу и появятся ли единые стандарты — в материале hromadske.
От традиции к советской моде
Темные и мрачные — такими видят украинцы большинство военных кладбищ. Хотя памятники на военных секторах захоронений и отличаются по цвету и форме, общая атмосфера трагичности является типичной.
«В большинстве случаев от обычных кладбищ военные отличаются только флагами, которые стоят рядом с могилами, потому что этот полированный гранит — это просто дань моде, которая в похоронном деле властвует уже последние 40 лет», — говорит краевед Роман Маленков.
Роман — исследователь казацких кладбищ. В украинской традиции, отмечает, раньше гранита не использовали. Это достаточно крепкая, но тяжелая в обработке порода. Поверхность полированного гранита боится климатических условий. Поэтому со временем выбитые на камне надписи становятся нечитаемыми. Чтобы они держались дольше, поверхность полируют. В итоге это выглядит неэстетично, говорит Маленков.
Ныне гранит — самый распространенный материал, из которого делают памятники, в том числе и на военных кладбищах. Краевед считает, что владельцы обрабатывающих предприятий, которые работают с гранитом, монополизировали рынок. Поэтому увидеть на кладбище скульптуры из песчаника или известняка, которые более присущи украинской традиции, — сегодня редкость.
Это ведь не просто мемориалы. Это объекты, которые побуждают к памяти и должны быть произведениями искусства. В большинстве громады не думают об этом. Они просто поступают так же, как с обычными кладбищами, единственное, что ставят флаги рядом с этими могилами.Роман Маленков, краевед, исследователь казачьих кладбищ
Кладбища Первой мировой войны, дошедшие до нашего времени, демонстрируют европейскую традицию, где унифицирована довольно аскетическая, скромная форма самого креста или надгробия и четкая структура самого кладбища. С приходом советской власти кладбища приобрели более хаотический и подавленный вид. И по привычке такими их преимущественно продолжают строить и сейчас.
«Если мы говорим уже о нынешнем времени, то здесь, к сожалению, у нас немного хаоса. Он, с одной стороны, вызван тем, что на уровне государства это дело практически никак не урегулировано до сих пор как следует. А во-вторых, мы имеем массовые захоронения, огромное количество погибших, и этот процесс настолько масштабный, что его действительно сложно контролировать», — отметил hromadske архитектор Иван Щурко.
Золотой стандарт выглядит скромно
Могила героя должна быть визуальным, эмоциональным, идеологическим продолжением его военной службы, считает Иван Щурко. Поэтому очень важно, какой будет форма надмогильной постройки и то, насколько она будет рассказывать о человеке и его поступке.
К сожалению, сейчас по селам и небольшим городкам встречаются «китчевые», перенасыщенные цветами и формами [военные кладбища]. Из этих могил делают очень сомнительного качества хаотичный набор элементов. Армия — это когда все достаточно четко, структурировано, логично и аскетично. Поэтому в этих военных кладбищах также не должно быть лишних элементов.Иван Щурко, архитектор-градостроитель
Одним из удачных примеров современных военных захоронений специалисты называют «Пантеон Героев» в Тернополе. Его уже сейчас берут в пример другие громады.
Автор концепции Дарця Веретюк рассказала hromadske, что, разрабатывая проект, изучала иностранный опыт и «досоветский» украинский. Это позволило сделать кладбище, от которого «не хочется изо всех сил убежать».
Эти все темные граниты и эта вся такая скорбная тоска, которая тебя сгорбливает, когда ты туда приходишь, такая беспросветная печаль, это присуще только постсоветскому пространству — по крайней мере из того, что я видела. В мире повсюду светлые строительные материалы, ведь тебя должно не сгорбливать в скорби — тебя должно выравнивать в почете.Дарця Веретюк, автор концепции «Пантеона Героев» в Тернополе
На тернопольском «Пантеоне Героев», где сегодня уже похоронены более 200 украинских военных, памятники сделаны из светлого песчаника. Вид кладбища скромный и не перегружен лишними элементами, могилы одинаковые. Главным референсом стала форма памятного знака с мемориала на горе Маковка воинам УСС. Это первый военный мемориал, построенный после боев в Первой мировой войне, в которых украинцы участвовали в мае 1915 года.
Хороших примеров, к сожалению, мало. Хотя осторожные тенденции наблюдаются, потому что все чаще органы местного самоуправления объявляют конкурсы на обустройство этих военных участков на кладбищах. Иногда по результатам конкурсов есть неплохие решения. Да, они достаточно такие фрагментированные, не цельные, но уже есть какие-то идеи и неплохие решения.Иван Щурко, архитектор-градостроитель
Мемориализация без четких правил
Сфера строительства мемориальных кладбищ в Украине до сих пор не урегулирована. Единственное, чем сейчас могут руководствоваться местные громады, заказывая строительство военных кладбищ, — рекомендации Института нацпамяти. Их начали нарабатывать после вторжения россии в 2014 году.
В рекомендациях не упоминается вид памятников. Там речь разве что о том, что военное захоронение должно выделяться дорожками или зелеными насаждениями, иметь достаточное расстояние между захоронениями и место под общий монумент погибшим воинам и под установку флагштока для государственного флага. А еще нужно нанести месторасположение сектора военных захоронений на план-схему кладбища, чтобы она была видна на входе в кладбище.
Я читал эти советы. К сожалению, они не были идеальными, они были еще достаточно сырыми, по моему субъективному мнению. Но сам факт, что такие рекомендации появились, уже был очень положительным. Это был один из первых важных шагов по урегулированию этой сферы, и хорошо, что этот шаг все-таки был сделан со стороны Института нацпамяти. Очевидно, что их можно и нужно совершенствовать.Иван Щурко, архитектор-градостроитель
Недавно Украинский институт национальной памяти анонсировал исследование, которое, в частности, показало, что большинство экспертов не чувствуют, что государство проводит системную политику в сфере мемориализации войны.
«Это сигнал для нас как для органа власти», — сказал глава УИНП Антон Дробович, комментируя выводы экспертов. Он отметил, что Украинский институт нацпамяти в течение этого года провел несколько круглых столов с профильным парламентским комитетом. Чиновники наработали элементы и основы национальной политики в сфере памяти.
Поводом для диалога о том, каким должно быть военное кладбище, стало строительство Национального военно-мемориального кладбища. С появлением этого проекта эксперты начали обсуждать и дискутировать, чтобы урегулировать этот вопрос. Специалисты сейчас говорят о том, каким должен быть формат надгробий и какой должна быть структура военных кладбищ.
Военные некрополи могли бы стать важными историческими маркерами украинской земли, а не просто захоронениями, до которых есть дело только родным и близким погибшего. Если создавать на таких местах мемориальные комплексы, это вынесет тему войны за пределы пузырей военных и семей погибших героев.Дарка Гирна, украинская журналистка, автор документальных фильмов и руководительница Центра исследований освободительного движения
Творчество или унификация?
Несмотря на нехватку системных решений, в Украине ощущается и определенный конфликт между так называемой народной и общенациональной мемориализацией, свидетельствует уже упомянутое исследование УИНП.
С одной стороны, по словам Антона Дробовича, есть большой запрос на государственную структурную политику, «которая расскажет, как нужно делать, и даст ориентиры». А с другой стороны, есть запрос на индивидуализм, чтобы «государство, так сказать, знало свое место и не вмешивалось».
В качестве примера — судебные иски семьи Стадников, которая не соглашается устанавливать памятник «как у всех», предусмотренный проектом «Пантеона Героев». Среди одинаковых белых надгробий семья хочет поставить сыну бронзовый монумент в полный рост на фоне черного гранита. Судебные процессы длятся более года.
Власти пытаются решить, должны ли памятники быть одинаковыми и какими они должны быть. Сейчас Минкульт работает над законом, который определит, что такое место памяти, говорит Наталья Войцещук, директор Департамента культурного наследия. Государство хочет выделить этот статус, чтобы территориальные громады могли руководствоваться юридическими нормами, планируя постройку военных кладбищ.
Война продолжается, и этих мест будет много. И когда война закончится, то там, где проходит сейчас линия фронта и продолжаются бои, где уничтоженные места, будет очень много [военных захоронений]… Нужно все же это продумать, как и каким образом будет происходить эта мемориализация.Наталья Войцещук, директор Департамента культурного наследия Министерства культуры и стратегических коммуникаций
Архитектор Иван Щурко уверен: Украине следует учитывать опыт Европы, где хорошо отлажена традиция военной некрополистики. А вот вид надгробий можно позаимствовать из украинского прошлого.
Щурко отмечает: до сих пор никто полноценно не изучал украинскую традицию военной некрополистики, хотя она есть. Надо исследовать образцы монументов, сохранившиеся до наших дней, и исторические фотографии, а также использовать эти данные для воспроизведения на современных военных секторах захоронений.
Есть определенный список элементов, который должен быть обязательным. Обязать все без исключения военные кладбища использовать только одну форму креста, наверное, будет некорректно, потому что даже в Украине есть определенные региональные отличия… Но есть определенные вещи, например использование флагштоков и флагов. Это надо урегулировать, потому что сейчас это выглядит очень хаотично... Сам церемониал должен быть достаточно четко урегулирован.Иван Щурко, архитектор-градостроитель
По мнению краеведа Маленкова, определенные нормы необходимы. Однако должны учитываться и региональные аспекты, чтобы тотальная унификация не уничтожила творческую мысль, а мемориальные кладбища не стали банальностью.
«Форма должна быть казацкая, чтобы сразу было ясно, что это военное кладбище. Размеры надгробий, на мой взгляд, также должны быть унифицированы. А в остальном все может отличаться», — добавил исследователь.
Какие именно нормы разработают чиновники, пока неизвестно. Наталья Войцещук предполагает, что это будут какие-то общие критерии. В то же время местным громадам дадут возможность самим определять, что и как должно быть на военных кладбищах в их регионе.
- Поделиться: