«Прошли пытки, но надежда не умирала»: освобожденные из российского плена гражданские украинки рассказали о неволе

Три гражданские женщины, освобожденные во время последнего обмена, рассказали о том, как еще шесть лет назад их задержали оккупанты, и о возвращении из неволи.
Об этом рассказали Юлия Панина, Марина Березняцкая и Светлана Головань на встрече с журналистами, передает корреспондент hromadske.
Все три женщины находились в неволе с 2019 года, а вернулись — 14 августа 2025 года, когда вместе с 33 защитниками освободили и 51 гражданского.

«Мы с 2019 года ждали обмена. Но надежда таяла. И наконец-то произошло это чудо, что мы здесь. Но девочки еще остаются. Там, где мы были, было шесть девушек, которые длительное время в заключении», — подчеркнула Юлия Панина.
Как рассказала женщина, ее задержали возле дома в Донецке. Тогда она вместе с дочерью выезжала в школу, однако ей преградили дорогу, показали удостоверение и сказали, что хотят поговорить.
«Я сказала, что нужно завести дочь в школу, которой тогда было 13 лет. Она отказалась тогда ехать с ними, поэтому позвонили бабушке. А я попала в пыточную “Изоляция”», — вспомнила Юлия.
Светлана Головань, еще одна освобожденная из неволи женщина, рассказала, что до 2014 года и после на ее малой родине в Донецкой области все — «рыбаки и рыбачки». Поэтому и она до заключения занималась засолкой, копчением и продажей рыбы.
Задержали женщину в августе 2019-го: к ней приехали домой, провели обыск и забрали. Это было связано с тем, что у нее есть родственники в Украине, вспомнила Светлана.
«Этот ад кончился. Я наконец-то увидела свою сестру. Я действительно увидела всех людей, которые нас встречали, это были детки, взрослые, нам махали флагами. Мы ехали в автобусе и плакали. Нас переполняли положительные эмоции, которых 6 лет у нас не было. Мы ждали очень долго, прошли пытки, но надежда не умирала. Я надеюсь, что скоро увижу своих дочерей впервые за 6 лет, они очень выросли!» — подчеркнула Светлана.

После задержания в 2019-м ее дети сначала выехали в Мариуполь, а затем зять отвез их в Германию. Женщина уже общалась с 17-летней Анной и младшей Софией.
«Им там нравится, она (Анна — ред.) хочет приезжать к маме в гости. А вот Софию я спросила, где она хотела бы жить. Она сказала, что хочет ходить в украинскую школу. Моя дочь хочет быть со мной в Украине. Мне больно от того, что моя старшая дочь повзрослела, что 6 лет потеряно между нами, что она хочет быть там. Но я надеюсь, что мы будем друг к другу ездить в гости», — добавила освобожденная украинка.
Наталья, сестра Светланы, отметила, что рада, что женщина пытается говорить по-украински. «Я очень тобой горжусь. Я ни разу не была в оккупации, я выехала еще с 2014 года. Это только украинские корни могут дать такую силу, чтобы выдержать, как моя сестра», — подчеркнула она.
Третья освобожденная украинка — Марина Березняцкая — рассказала, что до задержания была предпринимательницей: имела свой приют для собак, однако рассматривала вариант получить новую профессию. Оккупанты инкриминировали женщине сотрудничество со Службой безопасности Украины: «Они просто так считали. Были допросы, морально было тяжело».
По ее мнению, в неволе каждой из женщин давали силы их семьи: «Самые главные слова, которые хочется услышать, — это когда звонят дети. Ты понимаешь, что ты не имеешь права сдаваться. Каждая из нас верит, что это закончится, что будет свобода и рядом будет семья».
В настоящее время женщины находятся на реабилитации. Юлия отметила, что у нее нет собственного жилья и работы. Для всех троих — это основная проблема после возвращения. Так что пока они не знают, куда идти, когда их выпишут из больницы.
- Поделиться: