11 друзей Украины в Польше. Чего ожидаем от смены правительства

11 друзей Украины в Польше. Чего ожидаем от смены правительства
hromadske

Отношения Киева и Варшавы не будут безоблачными

В Польше после двух месяцев послевыборных баталий и затягиваний с передачей властных полномочий наконец создано новое правительство, премьером которого прогнозируемо избрали Дональда Туска.

Много надежд возлагают в Украине на нашего большого друга в Польше, который в течение многих лет был лидером оппозиции к пропрезидентской партии «Право и справедливость». Мол, теперь поляки и границу разблокируют, и зерновой кризис быстро уладят, и остальные проблемные ситуации решат. Конечно, «Гражданская коалиция» Туска после 8 лет в оппозиции больше всего заинтересована показать свою решительность и умение решать сложные вопросы как в Польше, так и на уровне Евросоюза. Ведь в ЕС новый глава правительства имеет хорошую репутацию и рычаги влияния. Впрочем, не все зависит от Туска.

«Украинский вопрос» для новой коалиции будет оставаться сложным

Новая правящая коалиция в Польше состоит из трех партнеров: «Гражданской коалиции», «Левицы» и «Третьей дороги». Это не партии, а большие блоки из разных политических сил. В целом власть получили 11 партий со своими часто очень противоречивыми интересами. Действительно, как совместить консервативные принципы «Польской крестьянской партии» с ее сельским электоратом и либеральные взгляды левых?

Новая 11-партийная власть Польши получила настолько минимальное преимущество над предшественниками, правоконсервативной партией «Право и Справедливость», что стабильность коалиции всегда будет шаткой. То есть на отдельные вопросы, в частности связанные с Украиной, собирать голоса будет непросто. Например, трудно поверить, что польские «селяне» (PSL) проголосуют за проукраинские решения, если это даже теоретически может обеспокоить их электорат. А голоса вне коалиции принадлежат ярому врагу новой власти — «Праву и Справедливости», а также откровенно антиукраинской партии «Конфедерация» (именно она инициировала блокирование границы польскими перевозчиками).

Как считает польский политолог Пшемыслав Журавский вель Граевский, политика Варшавы в отношении Украины будет очень сложной и запутанной именно из-за различных интересов участников новой коалиции: «Эта новая коалиция, большинство в парламенте, состоит из 11 партий, то есть у этих групп интересов очень много. И им, например, PSL, придется учитывать интересы избирателя в различных сельскохозяйственных спорах, как это было с зерном и другими вопросами».

По мнению политолога, в целом политика коалиции в отношении Украины будет полностью совпадать с политикой Европейского Союза и с позицией Германии, что в конечном итоге приведет к склонению Украины дипломатическим путем к переговорам с россией.

По словам вель Граевского, есть много пессимистических ожиданий относительно польской политики, согласованной с мейнстримом ЕС: «Формировать ее (политику ЕС) будут Германия и Франция, которые в свою очередь с самого начала войны проводили политику давления в направлении поиска компромисса с россией и прекращения боевых действий. По крайней мере так они себе это представляли, но, по моему мнению, в интересах Германии — как можно быстрее разблокировать торговлю газом с россией, ведь немецкая экономика лишена дешевого газа. Кроме того, приоритеты Франции — на юге, в Средиземноморье и Африке, а не на востоке».

По информации источников в высоких кабинетах, польский политикум, в частности «ПиС» и президент Анджей Дуда, немного обижен, будто официальный Киев променял отношения с Варшавой на отношения с Берлином. В президентском дворце это восприняли крайне негативно.

Конечно, в целом Польша и в дальнейшем будет поддерживать Украину в состоянии войны, здесь ничего не изменится, потому что это в ее интересах, отмечает публицист и бывший дипломат Витольд Юраш. Впрочем, не стоит ожидать, что с новой властью Польши произойдет принципиальное изменение в отношениях Киева и Варшавы по тем проблемам, где под вопросом национальные интересы поляков.

«В Польше есть такое впечатление, что... украинские элиты в последнее время достаточно плохо относились к нашей стране. А принимая во внимание значительную помощь, которую Варшава оказывала, все же были надежды, что мы не будем обижены президентом Зеленским. Но были. И это произвело очень плохое впечатление в Польше, независимо от политических предпочтений. Мне кажется, что в Киеве надеются, будто сейчас новая польская власть все изменит. И это фундаментальная ошибка. А как будет на самом деле? Это будет такая же политика, как сейчас. То есть, говоря коротко, Польша не приведет к банкротству своих предпринимателей во имя интересов нескольких крупных групп украинских капиталов», — считает Юраш.

Политика Украины и личные оскорбления в публичном пространстве на уровне президентов не способствуют увеличению проукраинских настроений в Польше, которая предоставила настолько значительную военную помощь Украине, что даже нарушила свои стратегические запасы оружия, убежден эксперт. И эти личные обиды способствовали значительному ухудшению отношений. Витольд Юраш подтвердил, что польская власть на уровне президента обижена на украинскую, на президента Зеленского: «Это действительно так».

По его мнению, украинская власть могла бы сделать определенные дружеские шаги навстречу, чтобы уладить этот конфликт элит.

Действительно ли Украина променяет Польшу на Германию?

Политолог Марцин Заборовский обращает внимание, что интересы Украины заключаются в том, чтобы наладить хорошие отношения с Польшей — крупнейшим своим западным соседом, вовлеченным в восточную политику ЕС. Он убежден, что отношения с Польшей Украина не может изменить на отношения с Германией, у Украины здесь «нет выбора». Политолог одновременно отметил рост протекционизма в Польше и проблемы экономического характера в двусторонних отношениях, которые вышли на первый план в течение последних нескольких месяцев. Он убежден, что предыдущее правительство Матеуша Моравецкого не было заинтересовано в решении проблем с зерном или с перевозчиками, поскольку тогдашняя власть в борьбе за голоса избирателей стремилась перетянуть на свою сторону электорат, скептически настроенный к Украине.

«Они просто ничего не делали для решения проблем, тогда как новое правительство будет заинтересовано стратегически вернуться к сильным связям с Украиной», — подчеркнул Заборовский.

В пользу этого видения приводит тот факт, что значительное количество друзей Украины теперь на топовых позициях в Польше — это сам Дональд Туск, Радослав Сикорский и другие политики.

«Чтобы понять, насколько могут быть стабильными польско-украинские отношения, следует посмотреть на стабильность политических изменений в Польше, ведь уже есть разногласия среди партнеров по коалиции», — отметил немецкий аналитик Ян Шонефельдер. Он обратил внимание, что «лед является тоненьким, потому что, кроме идеологических разногласий, новое большинство в Сейме имеет достаточно небольшое преимущество над оппозицией: где-то около 18 голосов парламентариев». В то же время все участники коалиции декларируют поддержку Украины:

«Большим плюсом для Украины будет возвращение к большой польской политике Дональда Туска, политике общеевропейского уровня. Он имеет прекрасные личные отношения с Берлином, Парижем, Брюсселем, что сделает отношения Украины и Польши более эффективными». 

По словам Шонефельдера, нынешняя власть позволит стране избавиться от репутационных проблем и конфликтов с ЕС и снять конфронтацию с Германией. Немецкий аналитик видит позитив в согласованной политике Евросоюза и Польши в отношении Украины, ведь не будет противостояния между Варшавой и другими столицами.

В конце концов, мнения политологов совпадают в том, что польско-украинские отношения имеют потенциал для развития — Варшава будет поддерживать своего крупнейшего соседа на восточной границе, который воюет с россией. Но отношения эти будут более прагматичными, менее эмоционально преданными и дружественными, чем могли быть раньше. Поэтому и разыгрывать «польскую карту» против консервативных Германии и Франции уже будет невозможно. Вариантов обновления внешней политики у нас немного.

Материал подготовлен при помощи MediaPort Warsaw, хаба для украинских журналистов в Польше, и при поддержке международной инициативы Media Lifeline Ukraine.