72%

72% украинцев, опрошенных КМИС, не одобрили бы отставку Залужного. Как мы должны рассматривать эту информацию?
Можно предположить, что прежде всего это свидетельствует о том, что украинская демократия, пусть и кривоватая пока что (и еще на два-три поколения вперед таковой будет), все-таки остается демократией даже во время войны. Пусть это война на выживание. Ну, действительно, можете себе представить массовую публикацию результатов подобных опросов в той же россии?
С одной стороны, в этом наша сила, с другой — очевидная слабость. Все-таки командующих нигде и никогда не назначают и не увольняют по желанию граждан. А во время войны на выживание — и подавно.
Конечно, политическое руководство (которое как раз ДОЛЖНО считаться с мнением граждан) всегда вынуждено прислушиваться к так называемому общественному мнению. Но ведь очевидно, что факт ретрансляции такого мнения через максимум информканалов сам по себе является фактором влияния.
Один вопрос — адекватно ли действует политическое руководство в условиях войны, действительно ли максимально эффективно оно вовлекает в оборону все доступные средства. Но в чем вопросов нет — так это в том, что политическое руководство априори обладает гораздо большим объемом информации по теме, чем кто-либо из «народных масс». И располагает экспертами, способными указать на такие связи между разными, на первый взгляд, массивами этой информации, о которых (то есть о массивах) 99,9% населения могут разве что догадываться.
Здесь можно в который раз вспомнить силу соцсетей, столь же всепроницаемую, сколь и бессмысленную (а то и вредную для самого же породившего их общества). Но об этом уже сказано многое, а будет сказано еще больше, поэтому вернемся к конкретной ситуации и обратим внимание на другие детали упомянутого опроса.
Например, 43% респондентов верят в ВОЗМОЖНОСТЬ противоречий или трений между генералом Залужным и президентом Зеленским (единственным лицом, которое только и могло бы снять или сместить генерала с его текущей должности). И при этом только 8% опрошенных уверены, что эти трения — или противоречия — серьезны!
Это означает, что самая актуальная из тем последних месяцев в «пузырях» соцсетей и на определенных ток-шоу на самом деле является именно темой «пузырей». 39% опрошенных считают, что конфликта нет, 18% — затруднились сформулировать ответ! Это уже второй восклицательный знак за три предложения, но лишь потому, что ситуация подчеркивает абсурдность самой себя. Следите за руками: более половины респондентов в принципе не очень понимают, в чем дело, — однако практически три четверти имеют по этому делу совершенно конкретное мнение.
Так происходит, потому что так называемые рядовые люди все-таки судят по тому, что видят здесь и сейчас.
За предыдущее время они увидели невероятное единение нации в сопротивлении агрессору, и неожиданные отступления российских войск там, где они надеялись на очень быстрое движение вперед.
Украинцы здесь победили и это стало большой неожиданностью как для самих украинцев, так и для врагов. Но враги достаточно быстро адаптировались. Если год назад — о чем говорят все причастные к теме бойцы — у нас было преимущество в воздухе из-за дронов разных моделей, то теперь ситуация пошла наоборот. Количество перешло в качество. российское централизованное управление не столько войском, сколько экономикой позволяет быстро нарастить объемы производства ударных и разведывательных дронов, а в Украине процесс идет медленно. В значительной степени усилиями волонтеров. Но ведь это не та тема, где могут справиться сами волонтеры.
Это именно та тема, где мы не совсем видим движение со стороны государства навстречу активистам. И легче всего это объяснить злоумышлением или халатностью власти.
К сожалению, это не так. Если бы так, все можно было бы решить быстрыми и решительными шагами. Но когда государство нуждается во всех силах, мобилизация всех сил под руководством власти эффективнее «горизонтальной мобилизации» общества. Это факт, от которого не деваться. Нравится нам это или нет.
Следует ли отсюда, что мы должны стать диктатурой вроде россии? Вопрос лишен смысла, равно как лишен смысла вопроса «Что было во Вселенной до Большого взрыва». До Большого взрыва ни времени, ни пространства не было. Так же нет варианта превращения Украины в россию. Есть только шансы, что мы или исчезнем совсем, или станем частью Четвертого Рейха, и уже в составе его войска пойдем на Польшу, страны Балтии, Молдову. Потому что нас погонят туда, независимо от наших желаний и намерений.
Поэтому вопрос «Кто доверяет Залужному» имеет смысл в том смысле, в котором украинцы имеют не только право голоса (которым все мы любим злоупотреблять), но и чувствуют ответственность. То же касается «доверия» к любому. Или недоверия.
Наша вера — это ответственность. Мы слишком часто забываем об этом. Или «забиваем» на это — иногда трудно сказать.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
- Поделиться: