Антипатриархальная подборка к 8 марта, или 8 фильмов о невероятных женщинах

Постер фильма «Скрытые фигуры»
Постер фильма «Скрытые фигуры»

Если вам кажется, что ситуация с презентацией женщин на экране сейчас улучшилась, — вам не кажется. Но до гендерного баланса все еще далеко. По данным Центра изучения женщин в кино и на телевидении при университете Сан Диего, доля женских ролей в голливудских лентах составляет 37%. 

С верой и надеждой на улучшение ситуации в Международный день борьбы за права женщин вспоминаем ленты с протагонистками, которые вдохновляют. 

Скрытые фигуры (2016, США. Реж. Тед Мелфи)

Три афроамериканских женщины-математика работают в НАСА в начале 60-х. Человек летит к звездам и готовится ступить на Луну, а на земле все еще царит неравенство. Кэтрин, Дороти и Мэри сталкиваются с сексизмом и расовой дискриминацией чуть ли не каждый день, несмотря на то, что их способности — выдающиеся, а от работы зависит космическая программа США.

Оригинальное название фильма (Hidden Figures) — интересная игра слов. С одной стороны, это «невидимые цифры», то есть математические расчеты, непонятные среднестатистическому человеку без соответствующей специальности. С другой стороны, это «скрытые фигуры», то есть люди, которые проделали колоссальную работу в масштабах целой нации, находясь в тени.

История, которую мы видим на экране, стала известной лишь недавно благодаря книге «Американская мечта и нерассказанная история чернокожих женщин-математиков, которые помогли выиграть в космической гонке», именно ее и экранизировал режиссер Тед Мелфи. И очень удачно — «Скрытые фигуры» были номинированы на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. А еще лента соревновалась в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая второстепенная женская роль».

Ненавязчивый юмор в «Невидимых фигурах» сбивает градус пафоса, а бесконечный оптимизм главных героинь, которых играют замечательные Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанель Монэ, уравновешивает драму. В ролях также Кевин Костнер, Джим Парсонс (Шелдон из «Теории большого взрыва») и Махершала Али («Лунный свет», «Зеленая книга»).

Дикая (США, 2014, Жан-Марк Валле)

Еще одна удачная экранизация и один из лучших перфомансов Риз Уизерспун, за который актриса заслуженно номинировалась на «Оскар». Экранизировать автобиографический роман американской писательницы Шерил Стрэйд взялся режиссер Жан-Марк Валле. Он как раз заканчивал свой «Далласский клуб покупателей», а после «Дикой» ворвался на телеэкраны с «Большой маленькой ложью».

После смерти матери Шерил пускается во все тяжкие — наркотики и беспорядочный секс разрушили брак, и теперь женщина не знает, как жить дальше. Возможность решить свои проблемы Шерил видит в пешем путешествии на тысячу миль — через всю Америку. Но решиться на этот шаг оказывается проще, чем довести начатое до конца. Хрупкая блондинка отправляется в свой крестовый поход вдоль Тихоокеанского хребта с огромным рюкзаком за спиной — в нем компас, веревка, сухой паек и эмоциональный багаж прошлого, с которым Шерил должна разобраться в течение путешествия. Вместе с ней зритель проходит этот путь и в конце переживает катарсис.

Почему «Дикая» — феминистическое кино? Потому Шерил не ждет, пока кто-то придет ее спасать. Женщина остается наедине с собственными демонами, чтобы в итоге найти ответ. Риз Уизерспун призналась, что этот съемочный опыт был самым тяжелым за всю ее карьеру — изнурительным и физически, и морально (актриса примерила на себя совершенно необычный образ и впервые играла без капли макияжа на лице).

  • РБГ: жизнь иконы правосудия (США, 2018, реж. Джули Коэн, Бетси Уэст)

Рут Бейдер Гинсбург — вторая женщина в истории США, которая стала членом Верховного суда. На ее счету были сотни дел, самыми известными из которых стали кейсы о дискриминации по половому признаку.

В судебной практике Гинсбург боролась с сексизмом, защищая и женщин, и мужчин, поскуольку понимала, что неравенство касается всех. Благодаря судье мужчины, оставшиеся с детьми после смерти жены, стали получать льготы, она успешно боролась за право женщин исполнять роль присяжных, получать достойную зарплату и делать аборты.

Документальная лента начинается кадрами из спортзала — 85-летняя Гинсбург тренируется в свитшоте Super Diva. Более уместного наряда не найти: при жизни эта миниатюрная женщина стала не только олицетворением правосудия, но и настоящей поп-иконой. В 2009 году Forbes включил Гинсбург в список 100 самых влиятельных женщин.

19 сентября 2020 Рут Гинсбург ушла из жизни, но ее имя навсегда вписано в историю американской юриспруденции, лицо останется на футболках и чашках, а образ будет жить в мемах, фильмах и книгах.

Безумный Макс: дорога ярости (США, 2015, Джордж Миллер)

Под капотом постапокалиптического вестерна с Томом Харди и Шарлиз Терон скрывается настоящий феминистический манифест, который декларирует право женщины самостоятельно распоряжаться собственным телом и жизнью. Чтобы создать соответствующий дискурс, режиссер Джордж Миллер даже консультировался с автором романа «Монологи вагины» Ив Энцлер.

В будущем идет война за остатки воды и бензина. Одной из неофеодальных группировок руководит Несмертный Джо. Этот тиран окружил себя преданными воинами, мечтающими о Валгалле, и гаремом молодых девушек, функции которых сведены к сексуальной и репродуктивной.

Но не все девушки соглашаются с такой судьбой: под начальством воинственной Фуриосы пять смелейших бегут в родные края — Зеленые Земли, где девушек не будут рассматривать исключительно как средство для продолжения рода. «Наши дети не будут воинами. Мы не вещи», — заявляют героини.

В гендерной дихотомии «Безумного Макса» мужчины разрушают мир, а на плечи женщины ложится задача его возрождать. Только для этого сначала нужно избавиться от бремени патриархата.

Жена (2017, Великобритания — Швеция, Бьёрн Рунге)

Джоан Каслман мечтала стать писательницей, но свои мечты, амбиции и талант она принесла на алтарь карьеры харизматичного мужчины Джо. Джоан отказалась от творческих амбиций в основном из-за опасений преград, которые могли бы возникнуть на пути к собственной реализации. 35 лет талантливый автор жила в тени, а накануне вручения мужу долгожданной Нобелевской премии Джоан решает подать на развод.

Персонаж Джоан вымышленный, но в истории было немало подобных примеров. Веками роль женщины видели в поддержке «семейного очага», а занятия наукой и искусством считали сугубо мужскими. Женщина могла быть максимум музой, помощницей, но не творцом. Женщину-писательницу общество не воспринимало серьезно. Глубины и убедительности истории на экране добавила невероятная игра Гленн Клоуз, за которую актриса получила «Золотой Глобус».

Сейчас, в эпоху #TimesUp, о неравенстве гендерных ролей, в частности в литературе наконец говорят открыто (премьера «Жены», кстати, состоялась как раз накануне Харвигейта). Одна из самых престижных в англоязычном мире литературных премий Women's Prize for Fiction запустила проект «Верни ей имя», в рамках которого переиздаются бестселлеры писательниц, которые в свое время публиковались под псевдонимами из-за гендерных предубеждений.

Обманутый (США, 2017, София Коппола)

1864 год, Вирджиния. В закрытом пансионате для девушек скрываются его хозяйка Марта (Николь Кидман), учительница Эдвина (Кирстен Данст) и пять учениц (во главе с Эль Фаннинг). Младшая девочка идет в лес по грибы, а возвращается с раненым капралом-янки (Колин Фаррелл). Во-первых, идеологическим врагом, (в США все еще продолжается гражданская война), во-вторых, — мужчиной. И хотя главный герой — ходячая энциклопедия мачизма, разоблачать неожиданного гостя женщины не спешат.

«Обманутый» — римейк одноименной ленты 1972 года с Клинтом Иствудом, очень сексистской и нравственно устаревшей. Коппола берет тот же сеттинг (здесь и та же эстетика южной готики, и идентичный сюжет), но применяет фирменный чувственный стиль и меняет акценты.

Режиссер сталкивает героинь в борьбе за мужское внимание, чтобы потом объединить их против чужака, который быстро начинает злоупотреблять гостеприимством и дружелюбием девушек. Именно в сестричестве главный феминистический месседж «Обманутого». И если в оригинале жертвой женской солидарности явно был бедный капрал, у Копполы все получается наоборот (здесь стоит заметить, что оригинальное название The Beguiled в английском может относиться как к единственному, так и ко множественному числу в зависимости от контекста). Новую оптику оценили в Каннах, где состоялась премьера ленты: София Коппола получила Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру.

Фрида (2002, Мексика — США. Реж. Джули Тэймор)

«Я потеряла пальцы одной ноги. У меня больная спина и инфекция почек. Я курю, пью, ругаюсь. Я не могу иметь детей. У меня нет денег и стопка больничных счетов», — говорит Фрида любви своей жизни Диего Ривере в ответ на предложение руки. Эта фраза как нельзя лучше описывает образ большой мексиканской художницы, которую воплотила на экране Сальма Хайек. Каждый день Фриды Кало состоял из боли и искусства, однако она ни на секунду не теряла оптимизма и воли к жизни.

История Фриды Кало началась в автобусе, водитель которого не справился с управлением. Стальной стержень пробил бедро девушки, сусальное золото из коробки бродячего художника осыпало ее тело. Прикованная к постели, Фрида начала рисовать, превратив физическую боль, сопровождавшую ее до конца жизни, в источник вдохновения.

Сальма Хайек, кажется, была рождена для роли страстной мексиканской художницы. И хотя она не получила ни одной награды (из множества номинаций), создала действительно культовый образ свободолюбивой, независимой, талантливой и своенравной женщины, чья биография — сплошная насмешка над гендерными и любыми другими стереотипами.

Эрин Брокович (США, 2000 реж. Стивен Содерберг)

Реальная история активистки Эрин Брокович — многодетной матери-одиночки без юридического образования, выступившей против корпорации Pacific Gas and Electric Company. Брокович доказала, что компания загрязняет грунтовые воды канцерогенными отходами и добилась материальных компенсаций для многих жителей родного города.

Брокович приходит на работу в юридическую фирму в короткой одежде с глубокими декольте, ее не воспринимают серьезно из-за внешнего вида и отсутствия опыта. Но будущая правозащитница доказывает, что женщина может одеваться как угодно, и это никоим образом не влияет на ее личные и профессиональные качества. А еще иногда женщина может вести себя, как человек, и имеет право не быть осуждаемой.

Напористая активистка стала героиней не только для женщин, но и для всего американского рабочего класса. Эрин Брокович доказала, что справедливость — еще не до конца забытое понятие.

На экране героиню воплотила Джулия Робертс, за роль актриса получила беспрецедентный по тем временам для женщины гонорар ($20 млн), а затем и заслуженного «Оскара» за лучшую роль.