Apple удалил приложение Fakespot, фильтровавшее фейковые отзывы на Amazon. Оно якобы могло собирать персональные данные

Иллюстративное фото
Иллюстративное фотоChristian Wiediger / Unsplash

Apple удалил из своего магазина App Store приложение Fakespot, которое позволяло определять ложные отзывы на товары в онлайн—магазинах. Просьбу удалить приложение прислал IT—гигант Amazon: Fakespot якобы могло собирать персональные данные пользователей магазина, чтобы определять подлинность отзывов.

Об этом сообщает The Verge.

Fakespot выпустил приложение для iPhone и iPad 3 июня. Уже через несколько дней Amazon инициировал процедуру изъятия приложения. 29 июня Apple прислал Fakespot предупреждения о возможном удаления приложения, но, как утверждает основатель сервиса Сауд Халифа, не предоставил никаких обоснований для этого решения.

«Я в шоке, что Apple решил просто встать на сторону Amazon без каких-либо доказательств [нарушений]», — говорит Халифа в комментарии The Verge. По его словам, Amazon все это время переписывался именно с Fakespot — из-за опасений, что система входа в аккаунт Amazon через приложение может потенциально использоваться для сбора данных.

Приложение в конце концов удалили из App Store в пятницу, 16 июля. Халифа заявил The Verge, что Apple не объяснил свое решение. «Мы потратили месяцы ресурсов и времени на это приложение. Apple даже не дал нам возможности решить этот вопрос», — говорит основатель Fakespot. Apple, однако, с этим не соглашается.

Как заявил представитель Apple в комментарии The Verge, Amazon инициировал «спор о правах интеллектуальной собственности» еще 8 июня, поэтому у Fakespot было достаточно времени для решения вопроса. Представитель Amazon уточнил изданию: считает, что Fakespot нарушил правило App Store о запрете сбора данных из сторонних сервисов без разрешения.

«Приложение, о котором идет речь, предоставляет пользователям ложную информацию о наших продавцах и их продуктах, вредит бизнесу наших продавцов и создает потенциальные риски безопасности», — заявил представитель Amazon. Эти обвинения Fakespot отрицает. Он призывает пользователей перейти на расширение для браузеров Chrome и Firefox, чтобы поддержать работу.

The Verge отмечает, что Amazon ранее пытался бороться с Fakespot — ведь данные сервиса часто цитируют в сообщениях о мошенничестве в онлайн-магазине. Доходило до того, что Amazon покупал поисковые запросы в App Store, где Fakespot характеризовался с плохой стороны, чтобы снизить популярность приложения.

Это не первый пример, когда Amazon использует свое влияние для борьбы с конкурентами или мелкими компаниями, которые угрожают его бизнесу.

Показательна история со штативами бренда Ravelli, которые на Amazon продавала компания Pirate Trading. В 2011 году Amazon начала продавать собственные более дешевые штативы под брендом AmazonBasics. Затем Amazon время от времени блокировал выдачу штативов Pirate Trading, заявляя о проблемах с качеством товара. В конце концов Pirate Trading просто ушла из Amazon.

Другая похожая история произошла с компанией Quidsi, владевшей успешным тогда стартапом Diapers.com (он помогал родителям подобрать подгузники и другие товары гигиены для детей). Amazon снизил цены на подгузники и добился, чтобы Diapers.com стал неприбыльным. В 2010-м Amazon приобрел сервис, а через семь лет — закрыл из-за неприбыльности.