Бег с препятствиями. Может ли Украина создать вакцину против коронавируса

По данным ВОЗ, сегодня в мире применяются по крайней мере семь вакцин против COVID-19. На разных стадиях разработки в различных странах находятся 287 кандидатов (то есть предварительных разработок) в вакцины. Из них 102 проходят клинические испытания — проверку на людях.
Несмотря на то, что украинские ученые и чиновники ранее заявляли о начале работы над созданием собственной вакцины, ее до сих пор нет. Даже о клинических исследованиях речь пока не идет.
hromadske пообщалось с Зеновием Ткачуком, кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником Института молекулярной биологии и генетики (ИМБиГ) НАН Украины, чтобы выяснить, возможно ли вообще создать вакцину от коронавируса в Украине и что этому препятствует.
Каждый сам за себя
«Нужно ли Украине вообще создавать собственную вакцину от коронавируса?» — это один из первых вопросов, который возникает, когда начинаешь разбираться в теме.
Поводов для сомнений действительно хватает. В частности, разработка вакцины обходится очень дорого. Существуют различные оценки, но в целом считается, что стоимость полного цикла создания вакцины — от идеи до выхода на рынок — оценивается в несколько миллиардов долларов.
Хотя в Украине в свое время делали вакцины против других болезней, но сегодня нет даже производства вакцин, не говоря уже об их разработке. Значит, очень многое нужно создавать «с нуля», а это точно не удешевит конечный продукт.
К тому же на мировом рынке уже появились несколько видов вакцин. Да, сегодня в Украине их все еще нет в достаточном количестве. Но можно надеяться, что по мере того как мировой рынок будет насыщаться, Украина сможет удовлетворить свой спрос импортными препаратами.
«Сегодня в мире сложилась такая ситуация, когда каждый сам за себя. Правительства других стран думают, как обеспечить вакциной прежде всего своих избирателей, поэтому таким странам, как Украина, приходится надеяться на остатки, если они будут», — объясняет Зеновий Ткачук.
Он уверен, что Украина не только должна, но и может создать собственную вакцину против коронавируса. Но это сложная задача, решение которой частично зависит от ученых.

Революционная платформа
Сегодня на мировом рынке есть вакцины, созданные на различных технологических платформах. В том числе первые в мире так называемые РНК-вакцины. Именно по такому принципу работают препараты компаний Pfizer и Moderna.
По мнению Зеновия Ткачука, Украина должна сконцентрироваться именно на создании таких РНК-вакцин. Дело в том, что эта новая технология позволяет не только относительно легко и быстро видоизменять вакцину под новые штаммы коронавируса, которые могут возникнуть в будущем, но и разрабатывать вакцины против возбудителей других болезней, например, новых вирусов гриппа, Эболы и опасного вируса Нипах. К тому же, по словам ученого, эта технология разрабатывалась еще до появления нового коронавируса — для лечения онкологических заболеваний, и в этом направлении на нее до сих пор возлагают большие надежды.
Зеновий Ткачук также уверяет, что в Украине есть научные группы, которые имеют знания и опыт, чтобы работать с такими технологиями. Но дальше — сложнее.
Что такое уровни биологической защиты и почему они важны
Для разработки любой вакцины нужны научные лаборатории с соответствующим уровнем биологической защиты. Они гарантируют, что возбудители болезней не попадут за пределы лаборатории случайно. И наоборот, что генетические конструкции, с которыми ученые работают в лаборатории, не загрязнятся генетическим материалом из окружающей среды. Ведь это может повредить исследованиям или вообще свести работу ученых нет.
Лаборатории могут иметь разные степени биологической защиты. Простыми словами — защищать лучше или хуже. Чем опаснее патоген, с которым работают ученые, тем выше уровень защиты. Для каждой лаборатории его подтверждают путем специальной международной сертификации, которая может длиться около полутора лет и стоит довольно дорого. Выделяют четыре уровня — от BSL-1 до BSL-4 (BSL — biosafety level, или «уровень биологической безопасности»).
Для того чтобы работать с генетическими конструкциями для РНК-вакцины, нужна лаборатория уровня BSL-2. Такая конструкция не представляет опасности для людей, но ее саму нужно защищать от окружающих воздействий.
У ИМБиГ, одного из самых успешных институтов биологического направления в структуре НАН Украины, такой лаборатории нет. Но к концу текущего года ее планируют создать. Впрочем, некоторые другие научные учреждения в нашей стране имеют такие лаборатории.
Например, в Украинском научно-исследовательском противочумном институте имени И.И. Мечникова в Одессе есть лаборатория уровня BSL-2+ — самая прогрессивная в этом плане из всех лабораторий в Украине, как уверяет Зеновий Ткачук. Хотя часто можно услышать, что она имеет уровень защиты BSL-3.

Лаборатория, которой нет
Итак, даже для того, чтобы создать нужную генетическую конструкцию (а это еще далеко не вакцина), нужна соответствующая лаборатория, которых в Украине мало. Затем такую конструкцию нужно проверить на лабораторных животных — вызывает ли она иммунный ответ, насколько безопасна и тому подобное. Это значит, что нужно работать непосредственно с вирусом SARS-Cov-2, а делать это можно только в лаборатории класса BSL-3 или выше. Следовательно, такие работы нужно или выполнять за границей, или же создавать лабораторию здесь и получать для нее международный сертификат.
Испытания на людях
После того как кандидат в вакцины успешно пройдет доклинические испытания на животных, наступит очередь клинических испытаний, то есть проверки на людях. Они происходят в три этапа. Лишь после третьего — самого массового — этапа можно сделать вывод об эффективности вакцины.
Как объясняет Зеновий Ткачук, для испытания вакцины на этом этапе нужно привлечь около 30 тысяч добровольцев. Но это должны быть люди, подобранные по строгим критериям — возраст, сопутствующие заболевания и т. д. Вероятно, учитывая численность населения Украины, здесь вообще будет невозможно провести третий этап клинических испыьаний соответствии с международными стандартами.

Производство
Предположим, что и этот этап удалось преодолеть (например, провести клиническое исследование в другой стране или в нескольких сразу). Тогда нужно наладить промышленный выпуск новой вакцины. Напомним, что его надо организовать фактически «с нуля», так как ни одна вакцина в Украине сегодня не производится. Сделать это может только одна из фармацевтических компаний. К тому же при условии, что это будет для нее выгодно.
Цена украинской вакцины, учитывая запуск нового производства, почти точно будет существенно превышать цену зарубежных аналогов. Но государство должно гарантировать производителю, что оно выкупит у него вакцину. Иначе его точно ждут убытки.
Главное препятствие
Зеновий Ткачук уверен: все сложности на пути к созданию украинской вакцины можно преодолеть. А стоимость разработки не будет такой заоблачной, как зачастую считают. Ведь значительную часть исследований уже провели разработчики первых РНК-вакцин, и нашим ученым не нужно проходить весь этот путь заново.
Самое главное препятствие в том, что у государства нет политической воли воплотить такой проект. А без государственной поддержки он обречен на неудачу.
- Поделиться: