Без регистрации — ни отеля, ни квартиры: как консервативные традиции принуждают азербайджанскую молодежь к браку

Эсли и Нурлан Гахраманлы с сыном
Эсли и Нурлан Гахраманлы с сыномМейдан ТВ

Эсли и Нурлан Гахраманлы поженились год назад. У них шестимесячный сын и кошка. Живут в двухкомнатной съемной квартире в Баку. Они признаются, что хотели бы пожить вместе без регистрации брака, но сделать это в Азербайджане не так-то просто: без свидетельства им попросту никто не сдал бы жилье.

Нурлан говорит, что жить вместе они решили еще и из соображений экономии, потому что все равно вместе проводили много времени, а за аренду платили каждый отдельно. «Решили съехаться, — рассказывает он. — Тут и столкнулись с этой проблемой».

«Нормальные люди так не живут»

Еще лет 10 назад в азербайджанском обществе и речи не могло быть о том, чтобы неженатые молодые люди жили вместе. И сегодня у молодых людей, которые не хотят спешить с браком, постоянно требуют предоставить свидетельство для съема квартиры. Это совершенно обычное для Азербайджана явление.

По словаммаклера по недвижимости Мардана Туканова, пункт о сдаче жилья только женатым часто фигурирует в объявлениях. При этом он добавляет, что вполне это понимает и сам в этом вопросе довольно категоричен: «Ни одна нормальная азербайджанская семья не согласится, чтобы их сын или дочь — в особенности, дочь — жили где-то с кем-то без брака. Да и вообще, не станут нормальные люди так жить и снимать для этого квартиру. Чаще всего они из плохих семей».

А вот Нурлан Гахраманлы называет официальный брак пустой формальностью. Но, похоже, те, кто думает как Мардан Туканов, уверены, что тем самым они охраняют общественную мораль.

«Азербайджанский менталитет категорически запрещает добрачные сексуальные отношения. И даже если я сниму квартиру на свое имя, а владелец вдруг застанет там девушку, начнется скандал, —жалуется Нурлан. — У меня так уже было однажды. Эсли пришла ко мне в гости, это было днем. Сидим, чай пьем. Ничем таким не занимаемся, и даже не думаем (смеется). И тут заявляется хозяйка квартиры с мужем и поднимает “шухер”. Говорит, мол, у нас приличная семья, а ты домой девушку привел, это еще что такое. Я говорю: постойте, а что, собственно, происходит?! Мы чай пьем, а предположим даже чем-то другим занимаемся, тебе какое дело? За квартиру уплачено. В общем, разругались, и я съехал с той квартиры, еще и большая часть платы пропала».

Свидетельство или фото свадьбы

У молодых пар без свидетельства о браке хозяева квартир могут потребовать предоставить документ о никахе — браке по мусульманским обычаям. Никах заключается муллой, свидетельство о его заключении не имеет никакой юридической силы в Азербайджане, и во избежание многоженства, которое в стране запрещено, муллам рекомендуется заключать никах только при наличии у пары свидетельства из загса. Но это всего лишь рекомендация, за нарушение которой не предусмотрено наказание. И свидетельство о никахе может получить практически каждый желающий.

Есть еще одно доказательство, которое устроит арендодателей: по словам Мардана Туканова помогут и свадебные фотографии. Арендодатели хотят быть уверены, что пара объявила общественности о том, что они поженились. А единственный способ сделать это — сыграть свадьбу.

Мардан рассказывает, что в его практике такое было, фото оказалось достаточно, впрочем, факт свадьбы должны при этом подтвердить и родители молодоженов. И только тогда квартиру можно было снять.

«Когда рожать собираешься?»

«Мы вот подумали, раз уж нет другого выхода — распишемся. А не сложится, так разведемся, — рассказывает Эсли историю своего замужества. — Брак регистрируют через месяц после того, как подано заявление. За этот месяц родители успели даже сыграть нам свадьбу, о которой мы и вовсе не помышляли. После этого мы показывали арендодателям свадебные фото и клялись, что через месяц и свидетельство о браке получим. Только так нам согласились сдать квартиру».

В 2019 году Министерство юстиции Азербайджана зарегистрировало 62 484 браков и 14 857 разводов. А из 26 312 браков, заключенных с января по сентябрь 2020 года, более 11 тысяч распались. По мнению Эсли, разводы чаще всего случаются именно потому, что пары не могут пожить вместе до свадьбы и получше узнать друг друга:

«А как начинают жить под одной крышей, их вполне могут ожидать какие-то неприятные сюрпризы. А у нас — не только в провинции, но и в больших городах — молодые люди очень часто женятся и выходят замуж за тех, кого подыскали им родители. Женятся, а потом разводятся. Именно потому, что люди не знают друг друга».

Эсли также считает, что следом за свадьбой родственники начинают больше вмешиваться в семейную жизнь: «Спрашивают: ну, когда рожать собираешься?»

Инара ДжамалМейдан ТВ

Неписаные правила отелей

Невозможность снять квартиру — не единственная проблема, с которой сталкиваются неженатые пары в Азербайджане. В отели их тоже не пускают. В такую ситуацию однажды попали Инара Джамал и ее муж:

«Мы тогда уже были женаты. Правда, свадьбы у нас не было, но официальный брак заключили. И вот захотели переночевать в одном из отелей в Баку. Но на стойке регистрации потребовали свидетельство о браке. Мы удивились — это ведь не удостоверение личности, чтобы постоянно с собой носить. Служащий отеля сказал, что их обязывают спрашивать свидетельство у приходящих в отель пар, особенно если это молодежь, и с ними нет детей. Ну, у нас было фото свидетельства на телефоне, его и показали в итоге».

Инара Джамал — юрист. И считает, что в обществе существует негласный закон, который не имеет юридического статуса, хотя большинство такой подход только поддерживает.

«Я не считаю это правильным. В Европе и даже в Турции я такого не встречала. Этот подход абсурден, потому что у его нет никакого законодательного основания. Это просто указание, которое дал отелям непонятно кто. И мне кажется, это не вызывает никакого общественного осуждения. Более того, большая часть общества одобряет и поддерживает это». Она приводит в пример своего знакомого из довольно консервативной семьи, который заявил ей: «Что тут такого, так и должно быть». Инара уверена: пока к этому вопросу не изменится отношение людей, этот «неписаный закон» и дальше будет диктовать правила.

В августе 2020 года Ляман Мамедова и Эльчин Гамидли планировали отдохнуть в селении Гюнешли Лерикского района, они заранее на три дня забронировали жилье онлайн. Но отдых не удался из-за отсутствия свидетельства о браке.

«Мы хотели отдохнуть где-нибудь в горном регионе. Знали, что отели не принимают неженатые пары. По идее, владельцы домов для туристов должны быть посовременнее и не просить свидетельство о браке. Нашли подходящий дом. О свидетельстве там ничего сказано не было. Но когда приехали, хозяин не принял нас из-за того, что мы не женаты. И деньги назад не вернул. Сказал, что не хочет, чтобы в его доме жили люди, состоящие в незаконных отношениях. Вряд ли он сказал бы такое туристам. А когда дело касается своих, у нашего народа сразу возникает желание свечку подержать», — рассказывает Ляман Мамедова.

Нурлан же считает, что, если двое любят друг друга и счастливы, они не обязаны сообщать об этом обществу и государству и получать какие-то справки: «Если два влюбленных человека, речь не только о парне и девушке, это могут быть и представители ЛГБТ, если они счастливы вместе, почему они должны чувствовать себя обязанными брать бумагу у государства? Это абсурдно и нелогично».

Но общественное мнение пока на стороне категорично настроенных консерваторов.

Корреспондент Мейдан ТВ связался с владельцем того самого дома в селении Гюнешли. И тот подтвердил, что не требует у туристов свидетельство о браке. Но не хочет сдавать дом неженатым парам из Баку. И причиной тому — азербайджанские традиции:

«Бывает, приезжает пара и говорит, что они помолвлены. А я говорю: дождитесь свадьбы, а потом никто вам мешать не станет. Всему свое время. Девушка должна думать о своей репутации. А если она об этом не заботится, то приходится заботиться мне. Туристы пусть делают, что хотят, а мы — мусульмане и должны блюсти свою честь».

При поддержке «Медиасети»