Бизнес из «тревожного чемоданчика». Как украинки в Польше формируют новую предпринимательскую среду

Убегая от войны, добираясь «на перекладных» в европейские города, украинки взяли с собой опыт и желание во что бы то ни стало остаться на плаву и обеспечить свои семьи. К удивлению жителей стран, которые их приютили, многие украинские беженцы не слишком рассчитывают на социальные выплаты, активно включаются в новую жизнь, ищут работу, даже начинают собственную предпринимательскую деятельность.
«Свой к своему за своим»
«Она позвонила на следующий день и восхищенно кричала в трубку — не верила, что медовик окажется таким вкусным! Так я поняла, что первый заказ хорошо разошелся только потому, что поляки меня пожалели», — с улыбкой вспоминает 28-летняя кондитер Вера из Киева.
Она несколько лет совершенствовала свое мастерство, участвовала в фестивалях уличной еды, а когда наконец решилась арендовать часть помещения под кафе в столичном жилом комплексе и внесла задаток за аренду, началась полномасштабная война.
В марте прошлого года Вера оказалась в Варшаве и открыла бизнес — «незарегистрированную деятельность», за которую налог не платится, если доход за месяц не больше 1505 злотых (почти 13 000 гривен, — ред.). Вера уже сформировала собственную сеть постоянных клиентов и активно ее наращивает. Сладости продает через группы в Facebook.
«Мы идем в каждое новое кафе, которое открывают украинцы, если что-то покупаем, то у наших», — говорит 37-летняя Марина Кологривова из Харькова, разработчик собственного бренда одежды и украшений.
2 марта 2022-го в соседний дом попала ракета, и ударной волной в квартире Марины выбило окна. После этого женщина с дочерью переехали в Краков.
Задолго до войны Марина, имея 200 долларов, начала свой бизнес. Он вырос до 15 партнерских шоурумов по всей Украине. Сейчас в Польше мастерица производит патриотические украшения: для вещей «с украинской душой» фурнитуру частично заказывает за границей, что-то покупает на месте. 20% от своей прибыли переводит в поддержку Украины.
«Бизнес делается на энергии, важно, что вкладываешь, потому что люди покупают у людей», — убеждена женщина.
Сейчас в Кракове она начинает новый проект под названием «Родное из дома». Предлагает календари, картины и милые безделушки из Украины, которые становились бы покупателям-украинцам опорой на чужбине.
Собственные бизнесы в Украине предприниматели привыкли продвигать с помощью Instagram. Сейчас в Польше больше надежд возлагают на положительные отзывы и сообщества украинцев в местных Telegram-каналах. В них немало объявлений от мастериц, работающих в области красоты и предлагающих услуги маникюра, наращивания ресниц, а также тех, кто производит торты и домашние полуфабрикаты. Все они рассчитаны на украинцев, которые покупают по принципу «свой к своему за своим».
Деятельность во время войны как достижения
«Стратегия “открываемся для украинцев, а затем адаптируемся к польскому рынку” хорошо срабатывает для придания себе уверенности», — убеждена бизнес-тренер Милитина Великая, основательница и руководительница консалтинговой компании MV Company. Она консультирует украинцев, начинающих собственное дело за границей.
Чтобы начать удачный бизнес, Милитин советует хорошо изучить польский рынок и правила игры на нем, учитывая ментальные особенности, а также разработать маркетинговую стратегию и продумать систему действий.
48-летняя косметолог Ксения Семенова из Харькова ориентируется на местных потребителей. Советует учитывать традиционные европейские обычаи и прислушиваться к запросам рынка. Хотя и не отрицает, что украинские переселенки формируют и новые тенденции в польской индустрии красоты.
В родном Харькове у Ксении был успешный салон, она занималась косметологически-врачебной деятельностью, проводила семинары. В прошлом году 22 февраля в салоне как раз завершили ремонт и установили новую сантехнику. Через несколько дней здание разбомбили россияне. Сейчас Ксения работает в Кракове, предоставляет косметологические услуги.
«Налоговая система в Польше очень лояльна к начинающим, — говорит мастерица. — Налоги здесь рассчитываются только от прибыли, расходы на материалы и оборудование не учитываются. Ты даже можешь выбрать себе налогообложение, на полгода у тебя есть освобождение от глобальных налогов, платишь только в ZUS (Управление социального страхования — государственная организация в Польше, ответственная за вопросы соцстраха, — ред.) с рабочего компьютера. Когда приходишь в налоговую, там говорят: “Мы не карательный орган, мы помогаем вам зарабатывать”».
Сейчас для украинцев в Польше доступна так называемая единоличная деятельность, которую можно зарегистрировать даже без вида на жительство. Среди других возможностей — дотации от Центра занятости в размере 30 000 злотых (это примерно 6500 евро, — ред.) для начала собственного дела, государственное дофинансирование — например, при открытии детского сада и т.д.
«Если деятельность ведется во время войны — это уже большое достижение, — убеждена Милитина Великая. — Бизнесы, работавшие в Украине, на польском рынке будут чувствовать себя увереннее. Однако к выбору направления деятельности следует подходить взвешенно. Например, сейчас наблюдаем такую тенденцию, что польки, когда записываются на маникюр, просят, чтобы их обслуживала украинская мастерица. Потому что украинские девушки делают все вдохновенно и тщательно. Если они владеют языком, то начинают собственные курсы и учат польских специалистов. Есть немало направлений для деятельности».
Есть еще одно преимущество польского рынка для украинских предпринимателей — он позволяет работать не только в Польше, но и по всей Европе. Это своего рода трамплин возможностей.
Материал подготовлен с помощью MediaPort Warsaw, хаба для украинских журналистов в Польше и при поддержке международной инициативы Media Lifeline Ukraine.
Автор: Ольга Гембик
- Поделиться: