Brexit не состоялся. Что люди думают в день, когда Великобритания должна была бы покинуть ЕС
С вами бывало такое, что на вечеринке вы со всеми попрощались, но еще несколько часов никак не уходили? Так вот, теперь это явление называется — «брекзитинг». Великобритания должна была покинуть вечеринку в одиннадцать вечера 29 марта, однако до сих пор остается на ней.
23 июня 2016 года британцы на референдуме 51,9% против 48,1% голосов решили: мы хотим выйти из Европейского Союза. Это запустило процесс Brexit. Премьер-министр Тереза Мэй начала переговоры с Брюсселем, было представлено соглашение на 585 страниц. Через три года после референдума британские парламентарии до сих пор не соглашаются на условия сделки — новый срок Брекзита запланирован на 12 апреля. Тереза Мэй пообещала, что если соглашение будет успешным, она уйдет в отставку и следующий этап переговоров с ЕС о будущих отношениях с Британией будет вести уже кто-то другой.
В запланированный день выхода из ЕС, который пока так и не состоялся, Громадское собрало истории британцев, которые поддерживали или не поддерживали Brexit. Мы спросили их, как изменилась жизнь за три года, придерживаются ли они до сих пор своей позиции и что вообще думают обо всем этом «брекзитинге»?
«Европа не делает достаточно»
Джереми Майерс,
директор компании
голосовал за выход, хотя и является сторонником Европы

Джереми живет в Манчестере, ему — 41 год. О себе говорит: «люблю слушать много музыки, путешествовать и играть на гитаре». Он несколько раз бывал в Украине, его любимый город — Львов. В 2016 году он голосовал за Brexit.
Джереми говорит, что он — уникальный сторонник Brexit, ведь его мотивы не совпадают с теми, которые декларировала кампания за выход из ЕС.
Впрочем, по мнению Джереми, существует проблема — политики не хотят признать, что они не могут совладать с этим. Четкого будущего, говорит он, не будет видно, пока кто-то из политиков не остановится и не скажет, что сейчас они не могут на чем-то одном согласиться, поэтому продолжать процесс не имеет смысла.
Он признается, если бы сейчас пришлось выбирать между тремя вариантами — выход без соглашения, выход по соглашению Терезы Мэй или остаться в ЕС, то он бы согласился на последний.
Я решил проголосовать за выход, несмотря на тот факт, что я большой поклонник Европы. Я понял, что ЕС недостаточно делает для того, чтобы проталкивать прогрессивные и позитивные ценности. Я подумал, что они могли бы делать куда больше в продвижении прав ЛГБТ или вопросов окружающей среды, верховенства закона в таких странах, как Польша. Я до сих пор верю в Brexit, потому что мои личные причины проголосовать за выход не изменились. Но, когда нам впервые «продавали» Brexit, то делали это так, что если мы проголосуем за выход — это будет будто бы очень просто, это будет самая легкая сделка в истории. Стало очевидно, что это совсем не самая легкая сделка в истории. Это соглашение, по которому никто не может прийти к согласию. Одна партия говорит: мы устроим Brexit. А другая говорит: Мы устроим лучший Brexit. Вы не можете устроить лучший Brexit!
«Ужасная ошибка»
Джим Тодд,
британец из Солсбери, живет в ЕС
на референдуме не голосовал, но Brexit не поддерживает

Джиму 51. Последние 25 лет он живет в Польше, где преподавал английский язык. Ранее учительствовал во Франции, Испании и Чехии, однако остаться решил именно в Варшаве.
У Джима британское гражданство, и самый главный его страх, связанный с Brexit, — это потерять право на свободное передвижение по странам Евросоюза.
Brexit он считает «ужасной ошибкой, которую немедленно нужно исправить». Джим убежден, что несмотря на все сомнения (например, опубликованное расследование о том, что россияне финансировали сторонников выхода из ЕС), британцы сделали свой выбор не потому, что на них кто-то давил.
Впрочем, по его мнению, людей мало проинформировали о том, каким будет процесс выхода, и какие последствия он повлечет. Именно поэтому, считает он, много сторонников Brexit сейчас меняют свое мнение.
Мы с моими британскими друзьями, которые поселились в Польше или в Чехии, завели здесь семьи, построили бизнес, сейчас живем в состоянии огромной тревоги и неуверенности. Ведь, если Brexit произойдет без формального соглашения с Евросоюзом, все наши права автоматически аннулируются. Нас приравняют к иммигрантам из других стран. Великобритания была членом европейского сообщества 44 года. И если человек такого возраста вспомнил бы все, что при жизни сделал, все бумаги и соглашения, которые подписал, и осознал, как трудно было бы их все отменить или переделать, это восприняли бы иначе. Людей мотивировал глубокий экономический упадок во многих уголках страны, или изменение порядка в небольших городах, вроде моего — Солсбери. Пять лет назад вы бы не увидели там людей с небелым цветом кожи. И многие старожилы чувствовали, что они не готовы к таким быстрым изменениям в своем сообществе
«Никто не планировал того, что происходит сейчас»
Тарас Семенюк,
украинец, получивший британское гражданство
на референдуме голосовал против выхода из ЕС

Тарас переехал в Великобританию в 2009 году, гражданство получил четыре года назад. На момент референдума в 2016 он как раз был в Украине, однако проголосовал дистанционно: можно было послать письмо или делегировать право голоса кому-то другому. Он является сторонником того, чтобы остаться в ЕС. Однако, по его словам, сейчас многие не говорят о том, как голосовали, или же говорят неправду. Многим стыдно за свое решение.
Тарас говорит: людей беспокоит отсутствие четкого плана относительно дальнейших действий. В медиа можно прочитать много пугающих вещей, признается Тарас. Например, о возможном голоде — он как-то прочитал материал о засекреченном плане правительства на случай кризисной ситуации.
Что касается будущего Великобритании, Тарас хотел бы второго референдума, чтобы люди еще раз подумали, действительно ли нужно выходить из ЕС.
Я думаю, к Евросоюзу очень много вопросов. Но того, что происходит сейчас, никто не планировал. Общество расколото, это очень заметно в парламенте и в соцсетях, где люди особенно смело демонстрируют свою позицию. Brexit — это главная тема каждый день: все обсуждают, как это будет влиять на людей, наступит ли время, когда не будет важных лекарств, поднимутся цены на еду, сможем ли мы ездить без визы в Европу — этого никто не знает, все меняется каждый час. Великобритания расположена на острове, и я понимаю, что нас будет очень легко отрезать. Я задумывался над тем, чтобы закупить еды, но никто из моих знакомых не покупал какие-то боксы на случай апокалипсиса
«Они получают большие деньги, но чем занимаются — непонятно»
Соломун Хаммер
изучает языки, хочет преподавать
голосовал за выход из ЕС, так как разочарован в нем

Соломуну 26, он изучает русский и английский языки, планирует преподавать. Пока занимается различным фрилансом, оставляя время на саморазвитие. Brexit Соломун поддерживает.
По его мнению, Европейский Союз становится все более мощным, однако ни одна из стран-членов не способна получить реальный контроль над ним. С другой стороны, никакой проблемы в том, чтобы быть партнерами, он не видит.
Соломун размышляет над действиями премьера Терезы Мэй. Сначала она поддерживала кампанию за ЕС, однако после того, как возглавила правительство, была вынуждена держать курс, который избрала страна. Поэтому Соломун сомневается, что она прилагает все усилия, чтобы Брекзит все-таки состоялся.
Второй референдум считает подрывом народной власти.
Когда анонсировали рефендум, я не сразу принял решение. Я захотел разобраться и понять, как ЕС работал как организация. И мне показалось, что это огромное количество бюрократов и избранных чиновников, получающих огромные деньги, а чем они занимаются — не до конца понятно. Почему мы не можем сказать: ладно, мы больше не являемся членом Евросоюза, так теперь давайте подпишем столько новых соглашений, сколько нам хочется? Я вижу много проблем в Европе, и если Британия останется в ЕС, они нас также поглотят. Мне кажется, что личный или политический, или бог весть какой интерес Терезы Мэй — быть с Европой. Сейчас говорят про «Народный референдум» (People's Vote — план второго референдума), как будто в 2016 году голосовал не народ. И если они проигнорируют то голосование, встанет вопрос: сколько власти у нас действительно в руках?
- Поделиться: