Что не так с интернетом и как это исправить? У изобретателя глобальной сети Тима Бернерса-Ли есть план

Британский разработчик в области IТ, изобретатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли выступает на праздновании 30-летия Всемирной сети в CERN, Швейцария, 12 марта 2019 года
Британский разработчик в области IТ, изобретатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли выступает на праздновании 30-летия Всемирной сети в CERN, Швейцария, 12 марта 2019 годаEPA-EFE/FABRICE COFFRINI

Изобретатель глобальной сети Тим Бернерс-Ли на днях представил «Контракт для интернета». Контракт содержит девять принципов, которых должны придерживаться руководители стран, компании и обычные люди, чтобы обезопасить мир от «цифровой антиутопии» и избавить интернет от политических манипуляций, фейковых новостей и нарушений конфиденциальности. Также в нем представлен конкретный план действий из 72 пунктов.

Создание этого «контракта» инициировала основанная Бернерсом-Ли некоммерческая организация World Wide Web Foundation, а к разработке и обосновании этих принципов привлекали около 80 экспертов. Сейчас инициативу уже поддержали более 150 организаций и компаний, в том числе Microsoft, Facebook, Google, Reddit, а также правительства Германии, Франции и Ганы.

Как пишет The Verge, одной из предпосылок к созданию «контракта» стала критика Facebook и Google за их всеобъемлющий сбор персональных данных и способы сбора этой информации. Поддержав проект, корпорации обязались уважать конфиденциальность и личные данные людей. Если компании и другие подписанты не подтвердят усилия и работу для достижения целей, прописанных в документе, их исключат из «контракта».

Кроме теоретических основ разработчики «контракта» работают над инструментом, который поможет привлекать компании и государственных деятелей к ответственности за нарушение его правил.

К чему призывает «Контракт для интернета»?

Для правительств:

  • Обеспечьте каждому доступ в интернет. Чтобы любой, независимо от того, что это за человек и где живет, мог/могла выходить в сеть.
  • Интернет должен быть полностью доступным всегда. Чтобы никого не могли лишить права на полный доступ в интернет.
  • Уважайте основополагающие права человека на конфиденциальность и защиту данных. Чтобы все могли пользоваться интернетом свободно, безопасно и без страха.

Для компаний:

  • Сделайте интернет недорогим и доступным для всех. Чтобы никто не был отрезанным от использования и формирования интернета.
  • Уважайте и защищайте конфиденциальность и личные данные людей для создания доверия в интернете. Чтобы люди могли контролировать свою жизнь в интернете, делать четкий и осмысленный выбор относительно своих данных и конфиденциальности.
  • Разрабатывайте технологии, которые поддерживают лучшее в людях и бросают вызов худшему. Чтобы интернет был общественным благом, где прежде всего важны люди.

Для обычных пользователей:

  • Будьте создателями и соавторами в сети. Чтобы в интернете был разнообразный контент для всех.
  • Создавайте сплоченные сообщества, которые уважают цивилизованный диалог и человеческое достоинство. Чтобы каждый чувствовал, что в интернете он в безопасности и ему здесь рады.
  • Боритесь за свободу и открытость в сети. Чтобы интернет остался открытым и глобальным общественным ресурсом для людей по всему миру, сегодня и в будущем.

Как это может помочь интернету и людям в нем?

Во время своего выступления к 30-й годовщине после появления всемирной сети Тим Берненс-Ли предостерегал, что перед интернетом стоят три глобальные проблемы:

  • злонамеренные действия хакеров, в том числе при содействии государственных структур,
  • рекламные модели, которые поощряют кликбейт и распространение дезинформации
  • вражеский тон и низкое качество онлайн-дискуссии.

В своей колонке, опубликованной на The New York Times 25 ноября, Бернерс-Ли отметил, что создавая интернет, он иначе представлял себе будущее и роль его изобретения в нем. Он надеялся, что люди будут использовать интернет с пользой и будут создавать проекты вроде Wikipedia, OpenStreetMap и программное обеспечение с открытым кодом. Однако вместо этого в сети навязывают предрассудки, ненависть и дезинформацию, которые разрушают сообщества и подрывают демократию.

«Интернет используют, чтобы воровать личные данные, чтобы запугивать и угрожать, а плохие люди подрывают демократию с помощью хитрых цифровых тактик. Использование таргетированной политической рекламы перед президентскими выборами 2020 года в США и во время выборов в других странах снова может подорвать осведомленность избирателей и помешать им сделать выбор», — отметил изобретатель.

«Мы находимся в точке невозврата. От нашей реакции на эти злоупотребления зависит, оправдает ли сеть свой потенциал как глобальная сила, несущая добро, или это приведет нас к цифровой антиутопии», — подчеркнул он.

Бернерс-Ли убежден, что сеть требует радикального вмешательства со стороны тех, у кого есть власть над ее будущим. Это правительства, которые могут регулировать и издавать законы; компании, которые разрабатывают продукты; гражданское общество и активисты, которые привлекают к ответу чиновников; и каждый пользователь, который взаимодействует с другими в интернете.

«Мы создали план действий, как улучшить ситуацию. Но ничего не получится, если мы все возьмем на себя ответственность. Правительства должны ужесточить законы, компании должны больше делать для того, чтобы права человека и демократия были выше, чем желание зарабатывать», — пишет Сontract for the Web в своем блоге.

Правительства должны прекратить обвинять платформы в бездействии защищать права своих граждан в интернете с помощью эффективного регулирования и правоприменения. А компании должны смотреть дальше результатов следующего отчетного периода и понимать, что долгосрочный успех означает создание продуктов, которые полезны для общества и каким люди могут доверять, говорит Бернерс-Ли.

Например, в контракте содержится призыв к правительствам обнародовать публичные реестры данных, чтобы граждане понимали, как используют их персональную информацию.

«Если правительства делятся нашими данными с частными компаниями или покупают эти данные у них, мы имеем право знать об этом и принимать меры», — говорит изобретатель глобальной сети.

Также в «контракте» способы устранить стимулы, которые способствуют кликбейту или распространению дезинформации.

«Таргетированная политическая реклама дает партиям возможность подорвать общественную дискуссию. Необходимо, чтобы платформы открыли свои «черные ящики» и показали, как они минимизируют или устраняют риски, которые их продукты несут для общества. На мой взгляд, правительства должны немедленно запретить таргетированную рекламу, чтобы восстановить доверие к общественной дискуссии», — отмечает Бернерс-Ли.

Кроме того, в «контракте» предлагают конкретные действия по устранению негативных последствий разработки приложений или иного программного обеспечения.

«Например, почему женщины, которые используют приложение для пробежек, теперь вынуждены переживать из-за того, что их маршруты по умолчанию доступны другим пользователям? Возможно, потому что разработчики программы не думали о потребности женщин в безопасности. Нам нужен более разнообразный персонал в IT-компаниях, чтобы их продукция соответствовала потребностям всех групп населения. И компании должны выпускать отчеты, которые убедительно показывали бы их прогресс в достижении целей многообразия», — говорит создатель интернета.

Бернерс-Ли убежден, что все мы должны использовать «Контракт для интернета» для борьбы за глобальную сеть, которую мы хотим, чтобы сделать онлайн-мир достойным того, чтобы в нем хотелось жить.