Цифровой колхоз или манна небесная? Почему украинские айтишники опасаются создания «Дія.City»

иллюстративное фото
иллюстративное фотоAP/Lynne Sladky

Уже который месяц в отечественной IT-отрасли не утихают споры о создании особой экономической зоны под названием «Дія.City». И вот новый акт в этой пьесе — петиция на сайте президентас призывом остановить реализацию проекта набрала необходимые 25 тысяч подписей.

Зачем государство хочет создать отдельный экономический островок для работников IT-отрасли, и почему большинство самих айтишников очень опасается такого благодеяния от государства — читайте в материале.

Что такое «Дія.City»?

«Дія.City» — это виртуальная свободная экономическая зона со специальным налоговым, финансовым и правовым режимом. В отличие от, например, «Парка высоких технологий» в Беларуси, это не будет какая-то физически выделенная территория, резидентами «Дія.City» смогут быть компании, расположенные в любом месте Украины.

Важно уточнить, что участие в этом проекте — добровольное, то есть компании никто не будет заставлять туда вступать.

Авторы проекта отмечали, что в случае успеха подобные особые условия распространят и на другие отрасли экономики. Но пока участвовать в нем смогут только IT-компании с конкретными видами экономической деятельности, например разработка программного обеспечения или создание компьютерных игр. Полный список можно посмотреть здесь.

В числе преимуществ авторы «Дія.City» называют: уменьшение налоговой нагрузки, особый статус компаний в уголовном процессе, который должен защитить их от «кошмарения» со стороны силовиков, новый вид трудовых отношений (гиг-контракты) и защита интеллектуальной собственности.

Все это, по расчетам Минцифры, должно привести к росту IT-отрасли до 11,8 миллиарда долларов (против 6,8 миллиарда в 2019-м).

Встреча представителей Минцифры с представителями IT-индустрииПресс-cлужба «Дія.City»

Почему работники отрасли не в восторге?

Профильное издание DOU проводило опрос среди айтишников, который показал — 79% выступают против введения «Дія.City», а поддерживают проект только 9%.

Еще один показатель — упомянутая петиция на сайте президента, которая набрала 25 тысяч подписей за полтора месяца. Согласно исследованию GlobalLogic, в Украине всего 180 тысяч айтишников. То есть каждый седьмой не поленился и подписал петицию против «Дія.City».

Главные страхи айтишников в отношении «Дія.City» — повышение налогов и запрет работать как физическое лицо-предприниматель (ФЛП).

В опросе DOU противники «Дія.City» главными аргументами выбрали «не доверяю Минцифры и государству» и «IT-индустрия развивается, не надо ничего менять» — 77% и 69% соответственно. А варианты «условия труда для IT-специалистов ухудшатся» и «отменят 3 группу ФЛП» набрали по 41%.

Автор петиции также говорит о запрете деятельности ФЛП 3 группы и о недоверии государству.

«Нет никаких гарантий, что следующее правительство не будет использовать государственную регуляцию как инструмент давления на бизнес», — говорится в ней.

Что говорят те, кому государство «хочет помочь»?

Ми спросили у сообщества друзей hromadske (а в нем много айтишников), что они думают про «Дія.City».

Главные месседжи наших читателей: нет доверия к власти и ее заверениям, что все это во благо и ничего в худшую сторону не изменится; IT-отрасль в нынешнем виде хорошо развивается, не надо разрушать то, что работает; работа в качестве ФЛП очень удобна, и попытки это изменить только навредят; ухудшение условий труда приведет к оттоку кадров за границу.

Яна Ш., Харьковская область:

«Мне не нравится, что государство под предлогом “мы хотим помочь” пытается залезть в то, что и так работает неплохо. Я не доверяю нашей власти, которая просто ищет пути, как получить больше денег, вместо того, чтобы наладить налогообложение в целом и создать условия, чтобы компании честно оформляли наемных рабочих».

Александр Фалалеев, Киев, Senior developer, компания Evoplay:

«Я согласен, что айтишники самостоятельно (вопреки всем проблемам в Украине) создали успешную систему занятости. Если все хорошо, зачем это трогать? IT-сфера развивается благодаря невмешательству государства (кроме маски-шоу). Хотя нас, ФЛП, и легко уволить, но мы столь же легко найдем новое место (если действительно достойны). Всех айтишников, кого я знаю, полностью устраивает соцзащита от компаний, она лучше государственный, ведь есть рынок и конкуренция. Вкус свободы, который почувствовали ФЛП-айтишники, уже трудно будет погасить».

Пикет микропредпринимателей (ФЛП) Львовской области с требованием восстановления конституционного права на труд под стенами городского совета Львова, 1 мая 2020 годаУНИАН/Павел Паламарчук

Максим, Киев, 17 лет в IT:

«Я работаю как ФЛП уже десять лет, и меня все устраивает. Я привык нести ответственность сам и не хочу близких и формализованных отношений с моими клиентами. У меня тоже есть опасения о запрете работы через ФЛП 3 группы. У меня больше одного контрагента, и я не понимаю, как мне строить с ними отношения в случае такого запрета».

Игорь, Киев:

«Мне не нравится идея “Дія.City” из-за вмешательства в отрасль, которая сейчас самостоятельно отвечает на вызовы и постоянно растет. Нет веры в добрые намерения со стороны государства в отношении IT-сферы, что может привести к еще большему оттоку кадров за границу».

Как это работает за рубежом?

Откликнулись и украинцы, которые работают за рубежом. Мы спросили у Андрея из компании Zettle, который живет в Стокгольме, и Олега Краснянского, живущего в Амстердаме, о том, как работают айтишники в Швеции и Нидерландах.

По словам Олега, в Украине он работал как ФЛП, а в Нидерландах уже как наемный работник. Подавляющее большинство IT-специалистов в этой стране устроены именно как наемные работники, а налоги там куда больше 5%. Если годовой доход не превышает 68 508 евро, то налог 37,1%, если больше — 49,5%.

Однако некоторые специалисты открывают юридические лица для оптимизации налогов, когда доход превышает 150 тысяч евро.

«Оптимизация налогов — это нормальное явление, оно возникает, если прибыль существенно превышает среднестатистическую. Что и происходит в украинском IT», — добавляет Олег.

Андрей из Стокгольма рассказывает, что в Швеции айтишники также работают в основном как наемные работники, а налоги в зависимости от региона — 29-35%.

«Например, в Стокгольме при зарплате в 50 тысяч шведских крон (около 5000 евро) после уплаты налогов остается примерно 35 тысяч. Если годовой доход достигает 537 тысяч крон, то с суммы, превышающей этот порог, выплачиваются дополнительные 20%», — добавляет он.

Если же специалисты создают собственное предприятие, они платят 20,6% налога на доходы предприятий, а когда выводят средства из него напрямую, платят еще 20%.

Работники малого бизнеса в защитных костюмах проводят акцию протеста у здания Кабинета министров — растягивают ленту с призывом к правительству прекратить карантин, Киев, Украина, 6 мая 2020 годаAP/Efrem Lukatsky

А что отвечает айтишникам государство?

Чтобы разобраться, оправданы ли опасения IT-специалистов, мы обратились в Министерство цифровой трансформации с просьбой прояснить детали проекта «Дія.City».

Болезненная история связана с опасением, что в «Дія.City» не будет места физическим лицам-предпринимателям. ФЛП — очень распространенный среди ИТ-специалистов (и не только) способ оптимизации налогов. Так, ФЛП 3 группы платят 5% с дохода и фиксированный ЕСВ — 22% от минималки (сейчас это 1320 грн).

В законопроекте о «Дія.City» указано, что резиденты этой экономической зоны смогут привлекать ФЛП. В Минцифры нас также заверили, что ФЛП никто не отменяет. Но не все так просто.

С 2025 года из общей суммы выплат резидента «Дія.City» выплаты ФЛП (за товары, услуги и работы) не должны превышать 20%, иначе компания вынуждена будет платить 9% налога. То есть компаниям будет выгодно выделять на оплату труда ФЛП не более одной пятой.

До 2024 года установлен переходный период, когда это ограничение не будет применяться, а в 2024 году порог будет выше — 50%.

Таким образом государство хочет стимулировать компании и работников перейти на альтернативный вид сотрудничества — гиг-контракты. Они представляют собой нечто среднее между трудовыми отношениями и ФЛП.

Гиг-контракт — гражданско-правовой договор, по которому физическое лицо (гиг-специалист) обязуется лично выполнять работы и (или) оказывать услуги по заданиям резидента «Дія.City» (заказчика), а резидент должен обеспечить гиг-специалисту надлежащие условия работы и социальные гарантии. В частности, речь идет о помощи при временной нетрудоспособности или родах. Полный перечень — в статье 20 раздела Vзаконопроекта.

Как уверяют в Минцифры, переход к такому взаимодействию компаний и специалистов прежде всего связан с необходимостью зафиксировать права работников, в частности, на социальную защиту. Однако в ведомстве намекнули, что повальное использование статуса ФЛП — не очень честное.

«Широко используемая в IT модель привлечения ФЛП часто вызывает вопросы у иностранных партнеров, причем в контексте злоупотребления упрощенным режимом налогообложения тоже», — говорится в ответе Минцифры на запрос hromadske.

Также в ведомстве добавили, что в сотрудничестве с МВФ Украина декларирует намерения «минимизировать практики уклонения от уплаты налогов и злоупотребление упрощенным режимом налогообложения».

Кроме того, следует упомянуть еще один момент с ФЛП. Ранее в правительстве согласовали законопроект о трудовых отношениях, направленный на то, чтобы вывести из тени наемных работников, а также преодолеть практику «маскировки» работников под ФЛП.

Это касается не только айтишников, но и всего рынка труда в Украине. То есть в случае принятия такого закона уже будет не очень важно, какие там правила для ФЛП в «Дія.City», ведь IT-специалистам в целом станет куда сложнее работать как ФЛП.

В то же время глава правящей фракции Давид Арахамия как раз во время пресс-конференции, посвященной «Дія.City» пообещал «похоронить» этот законопроект. Тогда же министр цифровой трансформации Михаил Федоров также заверил, что нынешнюю систему ломать не будут, а «Дія.City» будет «дополнительной возможностью» для отрасли.

Вице-премьер, министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров во время совместного брифинга Министерства цифровой трансформации и Национального банка Украины в Клубе Кабинета Министров, Киев, 13 октября 2020 годаУНИАН/Виктор Ковальчук

Что будет с налогами?

Еще одно из опасений — увеличение налогов. И это действительно предусматривается для работников (и по трудовым договорам, и по гиг-контрактам). Если налог на доход физлиц — 5%, как и у ФЛП, то еще добавляются 1,5% военного сбора.

С другой стороны, компании получают ряд налоговых преференций. В частности, они могут выбрать, платить налог на прибыль (18%) или налог на выведенный капитал (9%). К слову, ограничения в отношении ФЛП, приведенные выше, касаются компаний, которые выберут именно налог на выведенный капитал.

И если компании будут платить меньше налогов, теоретически они смогут платить большую зарплату работникам.

В контексте налогов автор петиции говорил о 1,5% налога в пользу «Дія.City», однако такого налога на самом деле нет. Возможно, он имел в виду членские взносы компаний в Организацию резидентов «Дія.City» «на развитие образования и популяризации режима в мире».

Однако норму об обязательности вступления в эту организацию из законопроекта убрали, вступление в нее будет добровольным, говорят в Минцифры.

«Их (членских взносов, — ред.) размер должны установить сами компании-резиденты, которые сформируют Организацию резидентов. Собранные средства не будут поступать в государственный бюджет, они остаются в распоряжении компаний-резидентов», — говорится в ответе ведомства.

Также в Минцифры заверили, что заявления якобы о запрете айтишникам работать на фрилансе — один из мифов о проекте. И как в случае с новыми гиг-контрактам нет ограничения на их количество, да и вне рамок таких договоров у работников не будет ограничений на сотрудничество с другими компаниями.

Еще одна спорная норма — возможность для компаний заключать между собой «договор о непереманивании», то есть таким образом защитить себя от того, что конкурент «украдет» работника, пообещав ему лучшие условия. Однако сами работники опасаются, что это может привести к «картельному сговору», а их возможности на рынке от этого сузятся.

В Минцифры нам рассказали, что авторы проекта прислушались к отзывам и решили убрать из законопроекта упоминание про «договор о непереманивании».

* * *

Помимо каких-то конкретных положений проекта «Дія.City» (правдивых или нет), едва ли не самой большой проблемой остается отсутствие доверия людей к власти. Люди просто не верят, что государство может хотеть сделать им лучше.

Государство говорит: мы сделаем вам свободную экономическую зону, а наблюдать за ней будет Минцифры, но в ваши дела он вмешиваться не будет, мы даже в законопроекте черным по белому написали, что «государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в деятельность резидентов “Дія.City”».

А люди отвечают: у вас слишком много полномочий, и это будут использовать коррупционеры во власти, которые смогут диктовать свои условия компаниям.

Авторы проекта говорят: государство гарантирует сохранение условий работы в «Дія.City» минимум на 15 лет, «ограничение или сужение прав и гарантий, увеличение регуляторной нагрузки» — недопустимы.

Люди в ответ: возможно, вы и не будете менять правила игры, но после вас придет кто-то другой и наплюет на эти обещания.

В случае же с проектом «Дія.City» правила окончательно пока не установили, ведь не принят ни один из законопроектов. Поэтому у Минцифры есть время, чтобы убедить, что их идея — к лучшему.

«Недоверие вызвано тем, что вокруг “Дія.City” до сих пор много мифов и искаженных трактовок положений проекта. Широкая разъяснительная кампания, которую мы проводим и планируем продолжать, должна избавить IT-сообщество от лишних предубеждений», — говорят в ведомстве.

В то же время противники проекта могут продолжать свою борьбу. По крайней мере отечественные айтишники уже добились того, что на петицию должен ответить президент.