Астронавтка миссии NASA Шеннон Уокер обращается к журналистам во время пресс-конференции, рядом с ней сотят другие члены команды миссии Crew-1, Космический центр Джона Кеннеди на острове Меррит, мыс Канаверал, Флорида, США, 8 ноября 2020 года
Фото:

EPA/CJ GUNTHER

Полет астронавтов Боба Бенкена и Дугласа Харли на первом коммерческом космическом корабле Crew Dragon компании SpaceX Илона Маска в мае стал без преувеличения революционным событием для американского космоса за последнее десятилетие. Это была тестовая миссия, фактически — последняя стадия испытания Crew Dragon на прочность и удобство. И она оказалась чрезвычайно успешной.

Впрочем, отказаться от услуг «Роскосмоса» по доставке астронавтов к Международной космической станции столь быстро не удалось: в середине октября американка Кейт Рубинс все же отправилась туда на российском «Союзе». Вероятно, в последний раз: теперь NASA и SpaceX будут запускать собственные миссии к Международной космической станции регулярно. И первая запланирована уже на 15 ноября. hromadske рассказывает, почему она важна, кто полетит на этот раз и на что повлияет подозрение на коронавирус у Илона Маска.

Что особенного в этой миссии?

Во время демонстрационного полета в мае Crew Dragon показал себя очень хорошо, и теперь руководство NASA официально сертифицировало частную компанию SpaceX для отправки своих астронавтов к МКС. Для США это крайне важно, потому что доставка астронавтов с помощью собственных американских коммерческих кораблей к МКС очень удешевляет процесс. Ну и собственно, это еще и дело принципа — с 2011-го американские пилотируемые миссии не могли отправляться с территории США. Подробнее, мы объясняли об этом здесь.

Модель капсулы для экипажа Dragon на стартовой площадке за день до старта в космическом центре Джона Кеннеди, на острове Меррит, мыс Канаверал, штат Флорида, США, 13 ноября 2020 года
Фото:

EPA/CJ GUNTHER

Главное, что нынешний запуск Crew Dragon положит начало регулярным полетам к станции. Если Даг и Боб, которые провели на МКС чуть больше двух месяцев, прежде всего должны были завершить тестирование корабля, то теперь четверо их преемников уже полноценно будут работать на станции около полугода. Поэтому и команду подобрали уже не из летчиков-испытателей, а из людей различных специальностей, которые могли бы эффективно проводить эксперименты на станции.

Астронавты присоединятся к другим членам 64-й экспедиции МКС: с октября там находится астронавтка NASA Кейт Рубинс и российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков. А вернутся на Землю они в мае 2021-го. Как надеются в NASA, регулярные коммерческие полеты к МКС позволят лучше укомплектовать станцию специалистами, чем в предыдущее десятилетие, а следовательно, объемы научных исследований на МКС тоже увеличатся.

Кроме того, это ускорит возможность впоследствии отправлять на коммерческих кораблях и космических туристов. На днях стало известно, что хьюстонская компания Axiom уже договорилась со SpaceX об отправке четырех путешественников к МКС в конце 2021-го.

Космический полет Дага и Боба на Crew Dragon также показал, что нужно усовершенствовать в корабле. Как пояснил руководитель пилотируемой программы Национального аэрокосмического агентства США Стив Стич, корабль, на котором 15 ноября отправятся четверо астронавтов, будет иметь «множество обновлений». Например, солнечные панели, которыми оснащен аппарат, сделали крепче и выносливее. В целом принцип работы Crew Dragon остался прежним: все процессы на корабле максимально автоматизированы — астронавтам надо только их тщательно контролировать (это если все пойдет по плану, конечно).

Трое астронавтов NASA — Майкл Хопкинс, Виктор Гловер, Шеннон Уокер и авиаинженер японского аэрокосмического агентства JAXA Соити Ногути
Фото:

NASA/Joel Kowsky

Кто отправится на МКС в этот раз?

Теперь на Crew Dragon полетят четверо: трое астронавтов NASA — Майкл Хопкинс, Виктор Гловер, Шеннон Уокер и авиаинженер японского аэрокосмического агентства JAXA Соити Ногути.

51-летний Майкл Хопкинс будет командиром миссии: в 2013-м он летал на российском «Союзе» к МКС, и на борту станции провел почти полгода. До того как попасть в набор астронавтов NASA в 2009 году Хопкинс изучал аэрокосмическую технику в университете Иллинойса и Стэнфорде, а также политологию в Италии. А еще пилотировал самолеты на базе ВВС США в Калифорнии и работал инженером в Пентагоне.

Шеннон Уокер 55 лет, и на Crew Dragon она будет ответственной за работу бортовых систем во время полета. Ее опыт полетов примерно такой же, как и в Хопкинса, только на МКС она работала полгода в 2010-м. Уокер имеет докторскую степень по физике, с конца 1980-х сотрудничает с NASA: она координировала запуски космических шаттлов из центра управления полетами в Хьюстоне. Затем год работала в «Роскосмосе», и вернулась в NASA, где в 2004 попала в набор астронавтов.

55-летний астронавт японского космического агентства JAXA Соити Ногути на Crew Dragon тоже будет специалистом по бортовым системам. Он самый опытный астронавт из команды, если учитывать суммарное количество проведенных в космосе дней — 177. К МКС Ногути уже летал дважды — в 2005-м на шаттле NASA, в 2009 году на российском «Союзе». До того как стал астронавтом JAXA, Ногути получил докторскую степень по инженерным наукам и занимался разработкой японских космических кораблей.

Для 44-летнего Виктора Гловера, пилота Crew Dragon, этот полет будет первым. Он опытный пилот: ему приходилось управлять более чем 40 типами самолетов. До работы в NASA с 2013-го Гловер, у которого целых три магистерских диплома по разным инженерным программам, служил в военных эскадрильях в США и Японии, а также проходил подготовку летчиков-испытателей в ВВС США. Кстати, Гловер будет первым темнокожим американцем, который станет постоянным членом экипажа МКС.

Ракета SpaceX Falcon 9 с космическим кораблем Crew Dragon на борту на стартовой площадке перед подготовкой к миссии Crew-1 в космическом центре Кеннеди НАСА во Флориде, США, 10 ноября 2020 года
Фото:

NASA/Joel Kowsky

«Устойчивость» против пандемии

По словам командира корабля Майкла Хопкинса, астронавты между собой называют свой корабль «устойчивостью» (resilience, — ред.). Во-первых, в знак того, что уверены в надежности своего аппарата. А во-вторых, потому что их полет состоится при любых обстоятельствах (надеемся, успешно), даже «в условиях глобальной пандемии, экономических трудностей и протестов по всей стране».

Из-за подозрения на коронавирус у главы SpaceX Илона Маска (из четырех тестов, которые он сделал за сутки 13 ноября, два показали положительный результат), скорее всего, на этот раз ему придется смотреть на запуск дистанционно. Для астронавтов угрозы быть не должно: уже две недели они находятся на обязательном карантине перед полетом. Однако их контакты за последнее время, в частности с сотрудниками SpaceX, на всякий случай проверят: понятно, что бороться с коронавирусом на борту МКС — это еще тот челлендж.

Есть еще одно обстоятельство, кроме пандемии, которое влияет на запуск миссии. Crew Dragon опять не везет с погодой (в прошлый раз астронавты тоже отправились лишь со второй попытки, — ред.). NASA планировало запуск из Космического центра имени Кеннеди во Флориде 15 ноября в 2:49 по киевскому времени. Однако, за день до того глава NASA Джим Брайденстайн предупредил, что в частности из-за неблагоприятного ветра, миссию перенесли на сутки. Но это тоже неточно: шансы на хорошую погоду в воскресенье упадут до 60% против 70% в субботу. Еще одна резервная дата — 18 ноября.

Традиционно следить за запуском можно будет в трансляции NASA или SpaceX на YouTube или Facebook. А еще в этот раз NASA запустило две инициативы для того, чтобы привлечь всех желающих к виртуальному участию в миссии. Если вы всегда мечтали увидеть, как выглядел бы ваш посадочный талон на рейс: мыс Канаверал — МКС, то вот он — осталось только вписать свое имя. А еще можно заполнить и распечатать себе виртуальный паспорт астронавта, предварительно зарегистрировавшись здесь.

Поделиться: