«Днестр» выходит из берегов: как в Ивано-Франковске могут уничтожить историческое здание, где подписывали Акт воссоединения

Современный вид на гостиницу «Днестр»
Современный вид на гостиницу «Днестр»Ruslan Veselui/Facebook

Недавно в Ивано-Франковске разразился скандал — известный в городе ресторатор и отельер Мирослав Бойко может уничтожить памятник архитектуры. Речь идет о здании гостиницы «Днестр», где в 1919 был подписан Акт воссоединения УНР и ЗУНР. А в 1990 году именно отсюда начиналась «цепь единства»: почти три миллиона человек от Ивано-Франковска до Киева объединились, взявшись за руки.

Сейчас в здании идет активный ремонт, и то, что должно быть реставрацией, стало реконструкцией (реконструкция предусматривает изменения в облике строения, реставрация — только восстановление прежнего вида). После того как новый владелец, несмотря на обещания восстановить дом, начал его перестраивать, активисты заговорили о нарушениях. В частности, на гостинице «выросли» два дополнительных этажа, на балконе появились «евроокна», а колоннаду застеклили. 

Активисты собирают подписи горожан за демонтаж стеклянной перегородки, требуют провести независимую международную экспертизу и устраивают митинги.

Что говорят жители?

Дом был построен в 1913 году во времена Австро-Венгерской империи. Помещение условно делится на два корпуса — жилой и собственно отель. В первом около 20 квартир, в одной из них живет Тарас Олейник.

Молодой человек рассказывает, что проблемы с новым владельцем отеля начались несколько лет назад:

«Первые звоночки были, когда ремонтная бригада начала устанавливать леса — без предупреждения спилили решетку, разделяющую общий балкон между отелем и квартирами. Тогда мы вместе с жителями написали заявление в полицию».

В конце концов владелец пообещал сделать ремонт в пострадавшей квартире и вернуть решетку на место. Но жители говорят, что с тех пор прошло уже пять лет, а обещания не выполнены:

«С самого начала было видно, что на дом и мнение жителей никто не обращает внимания — мы видели, как они обивают штукатурку, снимают крышу и не дают доступа к инженерным коммуникациям в подвале. На общей несущей стене уже появились существенные трещины, есть риск, что наш дом начнет постепенно разрушаться под тяжестью дополнительных этажей. А из-за изменения аэродинамики в трубах в одной из квартир произошла утечка угарного газа».

Также, по словам Тараса, качественной коммуникации с владельцем нет.

«Бойко несколько раз лично приходил к жителям квартир и обещал улучшить условия, а также устранить последствия ремонта. Но мы видим, что его слова противоречат действиям», — говорит он.

Сейчас Тарас Олейник является членом ОО«Кам’яниця Австрії», созданной жителями и активистами для противодействия новым владельцам отеля. Они пишут обращения к городским властям и организуют митинги за сохранение памятника архитектуры.

«Мы надеемся, что власти и Мирослав Бойко нас услышат, потому что до сих пор никакой реакции нет. А пока все отмалчиваются, дом продолжает разрушаться», — говорит Тарас.

Что говорят эксперты?

Урбан-планировщик и архитектор Юлиан Чаплинский рассказывает, почему здание гостиницы «Днестр» является уникальным для франковцев:

«Ценность заключается в самой архитектуре дома. Он построен в начале прошлого века в стиле постсецесии (уход от чрезмерной изысканности или украшательств, однообразный цвет, — ред.). В Ивано-Франковске таких домов мало, в отличие от Львова».

Также, по словам архитектора, дом формирует целый квартал, поскольку расположен на углу двух улиц.

«А галерея внизу, образующая колоннаду, — едва ли не самое большое сокровище здания. В те времена так строили очень редко. В Ивано-Франковске эта галерея самая длинная в городе», — говорит Чаплинский.

Закон Украины о сохранении культурного наследия говорит, что реконструировать такие дома запрещено, можно только реставрировать.

«Решать, что делать с домом, может только главный архитектор здания. Менять что-то в памятниках архитектуры — нельзя. А в этом случае создается впечатление, что владелец выбирает, к каким советам прислушиваться, а что сделать по-своему. Так не должно быть», — говорит Юлиан Чаплинский.

Он говорит, что изменения заметны не только на фасаде дома:

«Есть полностью уничтоженный проект, достроены два этажа. Также уничтожили верхний слой стены, где, очевидно, была стенопись. Не сберегли силуэт квартала, изменили цвет, пропорции окон и крышу. И самое ужасное то, что колоннаду дома уже застеклили. Также есть большая вероятность, что жилая часть дома, может начать разрушаться из-за дополнительных этажей».

По словам архитектора, ситуацию должна решить городские власти:

«Они обязательно должны вмешаться. Вполне возможно подать в суд иск — требовать не вводить дом в эксплуатацию или восстановить первоначальное состояние. Также власти должны обратиться в ГАСИ (Государственная архитектурная строительная инспекция, — ред.) и описать ряд нарушений».

Проект реконструкции гостиницы «Днестр»

Что говорят власти?

После того как франковцы подняли скандал в соцсетях, местные власти решили создать комиссию, чтобы установить, насколько уместным является то, что владелец застеклил колоннаду — фактически общественное пространство. Узнать, почему речь идет только о колоннаде, а не о дополнительных этажах или изменениях в фасаде здания, не удалось.

Возглавляет комиссию директор департамента градостроительства и архитектуры Орест Кошик.

«В комиссию входят представители департамента градостроительства, жилищно-коммунальной политики, юристы и эксперты по земельным вопросам. Наша цель — установить, насколько правильными являются те работы, которые сейчас проводит владелец», — рассказывает он.

Комиссия, по его словам, приходила в помещение отеля трижды — первые два раза никто не вышел, а территория была закрыта. Позже удалось пообщаться с адвокатами и владельцем:

«Мирослав Бойко обещал показать разрешения на ремонтные работы, но вместо того продемонстрировал большую папку с документами и не позволил на них взглянуть. И не объяснил, почему. Мы видели, что есть бумаги, но что там и действительно ли у владельцев есть разрешения — неизвестно. Кто главный архитектор или кто согласовал проект — тоже непонятно».

Поскольку гостиница «Днестр» является памятником архитектуры, то согласовывать все должна ГАСИ и местный департамент сохранения архитектурного наследия:

«Сейчас мы пытаемся выяснить, кто дал согласие на местном и национальном уровне. Есть сведения, что отель сдали в эксплуатацию задним числом. То есть тогда, когда еще не все работы были завершены. Обычно, это компетенция ГАСИ, а поскольку сейчас их ликвидируют, то есть опасность, что мы уже ничего не узнаем».

По словам Ореста Кошика, владелец не идет на контакт с представителями власти:

«У меня складывается впечатление, что он что-то скрывает. Но мы будем стараться решить законным путем. Полномочий по наложению санкций у комиссии нет, однако сейчас мы собираем документы, чтобы понять, есть ли основания подать на владельца в суд. Когда все документы будут готовы, тогда можно будет говорить о конкретных шагах властей».

А что говорят сами владельцы отеля?

Представители Мирослава Бойко так и не вышли на контакт, чтобы рассказать свою точку зрения. Однако в некоторых местных СМИ периодически появляются материалы от имени новых владельцев отеля.

Например, о том, что застекленная колоннада «дает возможность посетителям расширить пространственное воображение, дарит новый опыт восприятия города». А комиссию не пустили из-за «красной» карантинной зоны в городе. Митинги за сохранение памятника архитектуры называют «провокацией».

Также недавно появилось видео о том, что франковцам нравится обновленный отель «Днестр». Через несколько дней после выхода ролика один из его участников — актер Ивано-Франковского драматического театра Игорь Захарчук записал опровержение. Он говорит, что ему «не сообщили об истинной цели видео», и заявляет, что «никогда не поддерживал незаконных действий в отношении памятников архитектуры».

Автор: Ростислава Мартынюк