«Когда избирался президентом, мое состояние было больше, чем сейчас», — 10 цитат с пресс-конференции Порошенко
28 февраля президент УкраиныПетр Порошенко неожиданно провел большую пресс—конференцию. Последний раз он общался с журналистами в мае 2017 года, сразу после официального сообщения о том, что ЕС вводит с Украиной безвизовый режим. О том, что Петр Порошенко даст пресс—конференцию журналисты узнали накануне днем, как и сотрудники государственной охраны.
Максим Каменев
28 февраля президент УкраиныПетр Порошенко неожиданно провел большую пресс-конференцию. Последний раз он общался с журналистами в мае 2017 года, сразу после официального сообщения о том, что ЕС вводит с Украиной безвизовый режим. О том, что Петр Порошенко даст пресс-конференцию, журналисты узнали накануне днем, как и сотрудники государственной охраны.
Неофициально они говорят: датапресс-конференции менялась дважды. В среду, 27 февраля, им сообщили, что это будет в последний день зимы в «Мистецьком Арсенале». Ради этого отменили торжественное награждение сотрудников УГО (Управление государственной охраны — ред.), запланированное в этот день в Арсенале.
До начала пресс-конференции охрана президента не пропустила на мероприятие активисток движения FEMEN, а также неизвестных, которые пытались пронести куриныеяйца.
Сотрудники комплекса шутили между собой, что на пресс-конференцию пришло больше сотрудников СБУ, чем журналистов. «Мы же их почти всех знаем в лицо, хотяони пытались маскироваться под журналистов и пришли с папками и записными книжками», —смеется собеседник Громадского.
Президент Украины Петр Порошенко во время пресс-конференции, Киев, 28 февраля 2018 года.Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН
Президент пришел в хорошем настроении и старых туфлях. В течение почти двух часов общения с журналистами он иногда подглядывал в два «суфлера», стоявшие рядом со сценой, и пытался выглядеть непринужденно, хотя, отвечая на вопросы, все же не мог скрыть раздражения. В том числе и отвечая на вопросы Громадского.
Далее —ключевые вопросы журналистов и ответы Петра Порошенко.
Об отдыхе на Мальдивах
Журналист программы «Схемы» из«Радио Свободы» Михаил Ткач задал президенту сразу несколько вопросов: соответствует ли действительности информация о том, что в январе этого года он вылетел на отдых на Мальдивы не под своим именем? Сопровождал ли его бывший глава администрации президента Борис Ложкин? Правда ли, что после расследования «Схем» оподробностяхотдыха президента СБУ пыталась выяснить, кто из сотрудников аэропорта «Киев» «слил» эту информацию?
Кроме того, Ткач хотел уточнить, ктоисполнял обязанности главы государства, пока Порошенко отдыхал за границей. Президент ответил на вопросы Ткача частично:
«Согласно Конституции Украиныпрезидент не имеет права никому передавать свои обязанности, поэтому 24 часа в сутки уже почти четырегода я нахожусь на связи, выполняю функции президента, выполняю функции верховного главнокомандующего и в начале января яэтиобязанностиникому не перепоручал.
Границуя пересекал под своей фамилией, по своему паспорту и проходил регистрациюу пограничников. Информацию сообщили публично и постфактум.
Я подчеркиваю, что мой перелет оформили в соответствии с действующим законодательством.
Оплачивал я и самолет, и отель со своего банковского счета в украинском банке и в поданной декларации —это произойдетв течение ближайших 3–5 недель —вы сможете в этом убедиться. И подчеркиваю, что на это не потрачено ни копейки из украинского бюджета, все средства задекларированы и уплачены все налоги».
О своих доходах
Журналистка издания «Детектор медиа» Марина Барановская повторила вопрос, который в 2011 году Мустафа Найем, тогда журналист «Украинской правды», поставил тогдашнему президенту Виктору Януковичу: «Почему в стране все плохо, а у вас все хорошо? В чем ваш секрет успеха... Я хочу спросить, как это быть президентом-олигархом в стране, где люди выживают, в ситуации близкой к гуманитарной катастрофе?»
Президент Украины Петр Порошенко во время пресс-конференции, Киев, 28 февраля 2018 года.Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН
Ответ президента был таким:
Я не хочу сейчас обсуждать личную жизнь, но поверьте —онане сахар. Вам интересно? Я приглашаю вас провести день со мной. Уверен, вы измените свое мнение. Но ключевая позиция: дорогая моя, мы должны изменить с вами страну. Хочу подчеркнуть, что когда я избирался президентом, мое состояние были намного больше, чем сейчас. Я единственный президент, который имеет эту динамику.
Когда вы говорите о гуманитарной катастрофе, то сравните Мариуполь и Донецк. Сравните 65% безработицы, детей, которые не могут ходить в школу, лекарства, которые невозможно купить, пищевые продукты, которые дороже и гораздо худшего качества... а потом сравним, что является гуманитарнойкатастрофой. Причем я не ношу «розовые очки». Я самвижу все проблемы страны».
О расследовании убийства журналиста Павла Шеремета
Журналист издания «Украинская правда» Роман Романюк сказал президенту, что хотел спросить его «кто убил Павла Шеремета?», но, очевидно, этот вопрос надо задать уже следующему президенту Украины». Порошенко заявил:
«Я не Господь Бог. Я не знаю, кто убил Павла Шеремета, но мнетак же больно, как и вам. Знаете, чем я отличаюсь от предыдущих? Я буду вместе с вами делать все возможное, чтобы у нас не осталось ни одной закрытой части в расследовании убийства журналиста. Вам это не нравится? Ищите другого—это ваше право.
Я не следователь, я должен создать условия, чтобы защитить украинцев, чтобы расследование проходило максимально прозрачно и объективно. Если есть какие-либо претензии к расследованию, я на вашей стороне. Каждый из нас должен заниматься своимделом. Я так же знал Павла Шеремета, и у«Украинской правды» нет права на «приватизацию» Павла. Мы все должны делать свое дело. Если я еще что-то могу сделать —пожалуйста, я открыт к вашимпредложениям».
О том, чем займется, если не выиграет следующие президентские выборы
Журналистка издания Lb.ua Соня Кошкина спросила, есть ли у Порошенко план «Б» на случай, если он не выиграет следующие президентские выборы, и где он будет жить. Президент пообещал, что в любом случае останется в Украине, но ушел от прямого ответа на вопрос, будет ли он участвовать в выборах главы государства, запланированных на май 2019-го:
«После выборов я точно буду жить в Украине. Я сделаю все, чтобы не допустить реванша. Я не проиграл еще в своей жизни ни одной избирательной кампании. Я буду участвовать в президентских выборах. Как избиратель».
О досрочных выборах в ВерховнуюРаду
Главный редактор издания rbc.ua Сергей Щербина предложил президенту подтвердить или опровергнуть слухи о возможном объявлениидосрочных выборов парламента. С начала недели об этом заявили представители оппозиционных фракций «Батькивщины», «Самопомощи» и «Радикальной партии».
Президент Украины Петр Порошенко во время пресс-конференции, Киев, 28 февраля 2018 года.Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН
Если раньше в ответ на подобные вопросы Петр Порошенко повторял, что выборы Верховной Рады должны состояться в запланированный срок, а именно осенью 2019-го, на этот раз ответ президента не былчетким:
«Я полностью доволен темпами, продемонстрированными прошлой сессиейв сотрудничествекоалиции, парламента и правительства.
Я подчеркиваю, что никаких разговоров об этом я не веду. Если парламент, вместо того, чтобы этим заниматься, будет заниматься выборами, то они к этому приведут. И хочу отметить, что президент, избранный на пять лет, имеет конституционное право распустить парламент, когда тот не работает 30 дней, или когда отсутствует коалиция.
Я определенно буду делать все возможное, чтобы обеспечить эффективную координацию деятельности президента, правительства, парламентской коалиции и парламента. Когда будут другие условия, тогда будем обсуждать».
Вопрос Громадского
Журналистка hromadske.ua Анастасия Станко спросила президента:
«В начале вашей каденции вы и ваша команда фактически безоговорочно выполняли ключевые рекомендации МВФ. В последнее время в отношениях с МВФ и международными партнерами возникаютнедоразумения. Так, например, вокругзакона об Антикоррупционномсуде развернулась настоящая война в переписке между провластной командой, МВФ и Всемирным банком.От ваших сторонников вовласти мы часто слышим мнения, что западуне стоит указывать, как нам проводить реформы. Как так случилось, что вы с “западника”превратились в “почвенника”?»
«Я горжусь тем, что я первый президент, во времена которого мы получилиуже пятый транш МВФ. Транши поступают тогда, когда мы выполняем Меморандум. Во все времена Меморандумы писались в Украине, но подписи МВФ там нет... Обязанности президента —когда примут закон, выходящий за пределы достигнутых договоренностей, воспользоваться правом вето.
Я не привлечен к переговорному процессу с МВФ. Но я регулярно встречаюсь с нашими большими друзьями —главой МВФ и Всемирного банка. Как президент, я никогда не позволяли не позволю теперь, чтобы нам кто-то что-то диктовал. Это все является предметом компромисса. Хочу подчеркнуть, что это я обратился в парламент, чтобы законопроект об Антикоррупционномсуде направили в Венецианскуюкомиссию. У парламента есть возможность принять любые изменения при обсуждении во втором чтении.
Это компетенция парламента, президент свое дело сделал —учел рекомендации Венецианской комиссии исоответствиеКонституции».
О МихеилеСаакашвили
Журналист BBC-Украина Виталий Червоненко спросил президента, не жалеет литот, что в 2015-м дал, а в 2017 году отобрал украинский паспорт Михеила Саакашвили, которого тогда называл своим университетским приятелем. Ответ президента:
«Я был так также очарован перспективами, которые господин Саакашвили мог принестиУкраине. Я пытался создать для него все возможности. Он был губернатором Одесской области, ему поставили четкие задачи по борьбе с коррупцией и реформированиювласти. Ему дали возможность назначить руководителя одесской милиции, Хатию Деканоидзе назначили главой полиции, Давида Сакварелидзе —прокурором Одесской области...
Никто не имел таких возможностей, чтобы продемонстрировать результаты. Результаты мы все видели —они отсутствуют. Когда я получил представление соответствующих компетентных органов о нарушениях при предоставлении гражданства, у меня не было никаких других моделей для действия, кроме как прекратить гражданство в соответствии с Конституцией... Единственное, что могу отметить: вопросы реадмиссии в Польшу после нарушения закона, совершенного Саакашвили и его сторонниками, юридически безупречные».
Президент Украины Петр Порошенко во время пресс-конференции, Киев, 28 февраля 2018 года.Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН
О Викторе Медведчуке
Журналист издания сenzor.net Евгений Кузьменко спросил, что делает в составе украинской делегации на переговорах в Минске кум Владимира Путина Виктор Медведчук, и какую пользу он приносит Украине.
«Есть так называемая“гуманитарная группа”, которая занимается освобождением заложников. Это не Минская группа, она является частью Трехсторонней контактной группы. Бывший глава СБУ назначил в эту группу Виктора Медведчука. Я об этом знал и теперь подчеркиваю, что буду работать с тем, кто сможет вернуть хотя бы одного украинского заложника домой.
Мы пытались использовать разныеканалы коммуникации,начиная от военных и заканчивая церковью. Я должен признать, что наиболее эффективным оказался Виктор Медведчук. Знаете почему? Потому что решение об освобождении принимает непосредственно (Владимир) Путин. Ни церковь, ни его эти“проксис”на оккупированных территориях».
О РинатеАхметовеи формуле«Роттердам+»
Журналистка издания liga.net Евгения Кондратова спросила у президента, почемунесмотря на провозглашенную им деолигархизацию, Ринат Ахметов продолжает оставаться самым богатым человеком в стране. Более того, усилил позиции благодаря введению Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальной политики, выгодной для него формулы расчета цены на электроэнергию. Также Кондратова спросила, считает президент деолигархизацию завершенной.
Президент Украины Петр Порошенко во время пресс-конференции, Киев, 28 февраля 2018 года.Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН
Петр Порошенко ответил, что «Роттердам +» —это просто показатели биржи, которые учитываются при формировании цен на энергетические активы:
«Впервые в истории независимой Украины олигархи не имеют влияния на решения президента. Не может государственная власть бороться с кем-то конкретно. Я не собираюсь этого делать и не поддерживаю, если это будет делать кто-то другой, независимо от того, кто это —Коломойский, Ахметов, Фирташ, Курченко. Гдетам онивсе сейчас?
У нас что, существенно улучшилась позиция Фирташа? Фирташ приехал в Украину? Фирташ или Коломойский сегодня руководит парламентом, президентом, правительством? Или в “Укрнафте”нет изменений, или в ПриватБанке?»
Об отношениях с Польшей
Журналист Polska agencia presowa спросил Петра Порошенко, как он оценивает отношения Украины и Польши в свете исторического спора, происходящегосейчас, и как он видит дальнейший диалог между странами. Порошенко заявил:
«Мы не нуждаемся в том, чтобы нам кто-то говорил, каких украинских героев мы должны уважать, а каких —нет. Мы сами разберемся. Такжекак мы не советуем, кого Польша должна уважать, а кого нет. Это нехорошо.
Мы уверены, что практика запрета на въезд или замораживание исследований —ложная. И комиссия должна решить все эти вопросы. Я уверен, что политики должны смотреть в будущее, а прошлое оставить историкам. Когда мы начнем реализовывать именно эту концепцию, все у нас будет хорошо с Польшей».
Президент Украины Петр Порошенко (слева) с пресс-секретарем Святославом Цеголко после пресс-конференции, Киев, 28 февраля 2018 года. Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН
Этот материал также доступенна украинском языке.
- Поделиться: