Доллар сравнялся с евро: что это значит и какие будут последствия

Доллар сравнялся с евро: что это значит и какие будут последствия

Утром 12 июля на табло обменников появились особые цифры: курсы доллара и евро сравнялись — 1:1. В частности, в Украине обе валюты продавали по 36,4 грн. Такого явления мировая экономика не видела уже 20 лет. hromadske выяснило, почему курсы стали одинаковыми, и какие последствия это может иметь для Украины и мировой экономики.

Что вообще случилось?

Совсем простыми словами: евро подешевело, а доллар подорожал. Теперь за 100 евро в обменнике можно получить около $100, хотя еще год назад дали бы $120.

На самом деле речь идет не только о евро, но и о других валютах — например, японская иена также упала в цене по отношению к доллару. Следовательно, как убежден экономический эксперт Сергей Фурса, стоит говорить не о падении евро, а об усилении доллара.

В целом же, по его мнению, это событие — настолько малозначимо, что вообще не интересует украинцев.

«В западном мире динамика курсов валют волнует только профессиональных финансистов, а вот в Украине это как любовь к футболу. Рядового украинца такая ситуация беспокоит гораздо больше, чем рядового немца», — написал он в своем фейсбуке.

«Доллар и евро постоянно колеблются туда-сюда. Соотношение было 1,5, затем 1,2, а сейчас было движение с 1,05 до 1,0. То есть изменение всего на 5%. Но из-за того, что произошел паритет, эта новость получила большую огласку. Это обычное движение валют, и не нужно уделять ему столько внимания, — добавил Сергей Фурса в комментарии hromadske.

Впрочем, о том, что курсы сравнялись, пишут все мировые медиа — в прошлый раз такая ситуация была в октябре 2002-го.

Это все из-за войны в Украине?

И да, и нет. Война стала одним из факторов, но не основным. «До февраля 2022 года тоже было ослабление евро к американскому доллару из-за разницы в ставках. Американский центральный банк начал поднимать ставки быстрее, чем делают их коллеги из Европейского центрального банка. В конце концов, американская валюта стала более привлекательной, инвесторы переводили в нее свои средства, и, соответственно, курс доллара к евро менялся», — объясняет финансовый аналитик ICU Михаил Демкив.

Сергей Фурса добавляет: «В США самая высокая инфляция за последние 40 лет. Это результат того, что в Америке за последние несколько лет во время пандемии напечатали много денег. Единственный способ борьбы с инфляцией — поднимать ставки, что и делают в США. Это приводит к усилению доллара. Европа тоже так или иначе пойдет по этому пути, но они еще не начали это делать».

Кроме того, на втором месте среди причин паритета курсов (то есть удешевления евро) проблемы европейской экономики. Она в первую очередь страдает из-за повышения цен на газ и нефть: стоимость природного газа в Европе с 900 долларов выросла до 2000 за тысячу кубометров.

«Бизнес-модель главного локомотива ЕС — Германии — много лет держалась на том, что они получали дешевую энергию в России и продавали дорогие товары в Китай. И это работало, пока энергия была дешевой. Мнение немцев о том, что россия — это просто их сарай с дровами, не оправдалось. И сейчас идет болезненный переход, который уже привел к первому за несколько лет торговому дефициту в Германии», — говорит Сергей Фурса.

Еще один фактор – временная (или нет) остановка работы «Северного потока». Именно этим объясняют изменения в курсе евро несколько мировых медиа, например Reuters. Прокачивать газ в Европу через «Северный поток» россия прекратила 11 июля, объяснив это плановой профилактикой, которая должна завершиться 21 июля. Но в Европе говорят о том, что подачу газа могут и не возобновить — мол, путин может отомстить странам ЕС за поддержку ими Украины.

«Я бы говорил не просто о “Северном потоке”, а о газовом шантаже со стороны россии, который продолжается еще с конца лета прошлого года, — добавляет Михаил Демкив. — Это чревато для Европы падением деловой активности. Они пытаются заместить российский газ другим топливом, но за короткое время это сделать невозможно. В конце концов им придется ощутить дефицит газа, за неимением которого определенные производственные мощности будут простаивать. А это также влияет на экономику и, соответственно, на курс евро».

По словам Демкива, экономика ЕС также страдает от прекращения торговли с россией и санкций, наложенных на страну-агрессора. Все это вместе приводит к инфляции. Сейчас в еврозоне она самая большая за все время существования ЕС — 8,6% годовых. Для сравнения, за предыдущие 10 лет инфляция в странах Евросоюза была на уровне 1,3%.

Что это значит для Украины?

Украинские импортеры закупают товары преимущественно в долларах. В общей сложности 3/4 операций в Украине проходят в долларах, а не в евро. Поэтому колебание евро не столь критично для украинцев, как, например, курс доллара к гривне.

«То, что курсы доллара и евро сравнялись, вообще не отразится на Украине, поэтому это не нужно даже учитывать, — считает Сергей Фурса. — А европейцам курс евро вообще по барабану. Единственные, кому он важен — немецкие экспортеры. Для них это приятная новость, потому что их продукция становится более конкурентоспособной».

Мнение Михаила Демкива несколько отличается: «Парадоксально, но на Украину влияние этого явления больше, чем на Европу. В еврозоне не так смотрят на курс американского доллара, как в Украине, он там никого не волнует. Но столь резкое обесценивание евро — на 13% с начала полномасштабного вторжения — для экономики чувствительно. Цены на природные ресурсы определяются на биржах обычно в американской валюте. К примеру, стоимость нефти на бирже всегда измеряется в долларах за баррель».

По словам эксперта, когда производители закупают энергоносители по более высокому курсу доллара, это в результате отражается на потребителях и усиливает инфляцию. Однако не столь критично, как само подорожание энергоносителей, которое произошло из-за российского шантажа.

Впрочем, оба эксперта сходятся во мнении, что критических последствий в сравнении курсов не будет. Это скорее результат ситуации в мировой экономике, а не причина возможных проблем.

Что будет дальше?

На этот вопрос ответить никто не может. Это будет зависеть от множества факторов:

  • от того, как быстро будут поднимать ставки в Европе;
  • от дальнейшего поднятия ставок в США;
  • от ситуации на фронте в Украине;
  • от динамики ВВП в США и Европе;
  • от цен на нефть;
  • от того, возобновит ли работу «Северный поток».

«Курс доллара к евро принципиально не прогнозируется, он не может быть прогнозируемым», — говорит Сергей Фурса. Михаил Демкив считает, что определяющими будут два фактора: наша победа и высокая инфляция в Еврозоне, которая может подтолкнуть Европейский национальный банк сильнее поднять ставки. Соответственно, евро по отношению к доллару укрепится. Если этого не произойдет, курс может достигнуть и 95 центов за 1 евро.

«Но еще большего резкого обесценения не стоит ожидать, потому что евро — это все-таки ведущая валюта мира», — резюмирует он.

Так в какой же валюте украинцам лучше держать сбережения?

И Сергей Фурса, и Михаил Демкив на этот вопрос отвечают одинаково: в обеих. Из-за того, что предсказать дальнейшие колебания курсов невозможно, лучше не играть в эту рулетку, а диверсифицировать риски. То есть, держать 50% своих валютных сбережений в долларах, 50% — в евро.

Автор: Татьяна Гонченко