Двести лет назад открыли Антарктиду. Украинцы здесь изучают китов, изменения климата и зарабатывают на криле и туристах

Двести лет назад, в конце января 1820-го года, догадки о том, что на самом южном полюсе Земли есть еще один континент, подтвердились — открыли Антарктиду. Официально ее первооткрывателями считают участников российской экспедиции Фабиана Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Но на самом деле на такой статус претендуют исследователи еще как минимум двух стран — Великобритании и США, которые почти одновременно прибыли к берегам Антарктиды.
Сейчас Антарктида — уникальный материк. Он наименее заселенный, холодный и самый высокий. Средняя высота — 2 тыс. метров, где-то как украинская Говерла. В 1959 году государства договорились, что антарктические земли официально никому не принадлежат. Здесь нельзя добывать полезные ископаемые или размещать вооружения, разрешена только научная деятельность. Около 30 стран имеют исследовательские станции в Антарктиде. С 1996 года среди них и Украина. Мы поговорили с директором Национального антарктического научного центра Евгением Диким о том, как в Украине появилась собственная антарктическая станция, что это ей дает, дорого ли это стоит и какую выгоду сулит в будущем.
От «Фарадея» до «Вернадского»
Об украинцах в Антарктиде вспоминают преимущественно с момента передачи британской антарктической станции «Фарадей» на острове Галиндез Украине за символическую плату — один фунт стерлингов. После этого станцию переименовали в «Академик Вернадский». Тогда, в 1996-м году, главным конкурентом Украины на такой «подарок» была Южная Корея.
«Мы победили благодаря двум факторам: у нас уже был пул из более 20 исследователей, и нас не надо было учить с нуля (в 1993-м году Украина создала Антарктический центр, еще не имея станции, — ред.). И на тот момент у нас был собственный научно-исследовательский флот. Теперь ситуация противоположная: в Корее сейчас две антарктические станции и замечательный ледокол. А наш флот отправили на металлолом в 2001-м», — говорит Евгений Дикий.
После распада СССР Украина претендовала на одну-две антарктические станции. Это должно было быть пропорционально вкладу украинцев в исследование Антарктиды в составе советских экспедиций, однако Украина не получила ни одной. Украинцы были в составе всех советских экспедиций с 1956-го года. Тогда главным транспортным средством для антарктических пространств был «гибрид танка с домом», который изготавливал Харьковский тракторный завод. В нем исследователи жили месяцами и, случалось, даже делали хирургические операции.
Но есть данные об украинцах и в самых первых экспедициях на антарктический континент. Вместе с Беллинсгаузеном в Антарктиду прибыл Иван Завадовский. В его дворянской грамоте было написано: «казацкого рода, из города Гадяч, полтавский дворянин». А первым украинцем, который собственно ступил на землю, то есть на лед, Антарктиды, был Антон Омельченко. Он принял участие в экспедиции британца Роберта Скотта до Южного полюса.

Доходы от Антарктиды
«Полярные исследования — это отрасль, где очень тесно пересекаются наука, политика и экономика. Наша работа — не только "голая" наука. Еще содержание форпоста для будущих поколений. Фактически это заявка на участие в клубе. Это вопрос не престижа, а будущего распределения ресурсов», — говорит Евгений Дикий.
Главный источник дохода от Антарктиды для Украины и еще ряда стран — добыча криля (мелкие морские рачки, — ред.). Евгений Дикий считает ее потенциал огромен. Добыча криля — это сложный процесс, и не каждая страна обладает соответствующей технологией. Для украинцев — это дополнительные рабочие места: на относительно небольшом украинском судне, которое занимается отловом криля, одновременно работает более сотни человек. Именно благодаря этой области Антарктида для Украины сейчас «не в минусе».
Сейчас в Антарктиде активно развивается туризм. Первые путешественники за дополнительную плату направлялись к берегам Антарктики на почтовых судах от Фолклендских островов еще в 1920-х годах. Сейчас этот сектор экономики растет со скоростью 15-20% в год. Холодный континент за сезон, с ноября по март, посещают десятки тысяч туристов.
В конце 1950-х в Антарктиду запустили туристические авиарейсы из Австралии и Южной Америки. А с 1960-х туда можно добраться на яхте. Такие туры самые дешевые, и их можно заказать в Украине. Цена — от $7-8 тыс., не учитывая стоимость перелета в Южную Америку.
Экономика антарктического будущего
Согласно международному договору в Антарктиде нельзя добывать полезные ископаемые до 2048 года. Но научная разведка уже разрешена и украинские геологи ее проводят.
Но главная ценность континента скрыта не в его недрах. Антарктический ледяной щит — самый большой на планете, он превышает гренландский в десять раз. Речь идет о почти 30 млн кубических километров льда, который содержит 70% мировых ресурсов пресной воды.
«Те компании,которые первыми освоят технологию, как транспортировать айсберг от Антарктиды до берегов Южной Америки, Африки или Австралии, сразу же станут миллиардерами. Ведь уже сейчас в мире большой спрос на пресную воду. В прошлом году я выходил в морской рейс из Антарктиды в Кейптаун. И я видел, как это — миллионный город, у которого нет питьевой воды. Где вся вода — это только 50 литров на человека в сутки. И ни за какие деньги нельзя больше, потому что больше просто нет. Я думаю, мы с вами еще доживем до момента, когда нефть перестанет быть самой прибыльной жидкостью на планете. Ею станет вода в виде антарктического льда», — рассказывает Евгений Дикий.
Мы работаем ежедневно, чтобы вы первыми узнавали о новостях в Украине и мире. Поддержите нашу деятельность на платформе Спільнокошт, hromadske действительно нуждается в вашей поддержке.

Научные успехи
В Антарктиде происходят динамические изменения и очень хорошо заметны мировые погодные тенденции, которые удобно изучать. Самое ценное для украинской науки в Антарктиде — это так называемые длинные ряды наблюдений. Некоторые из них начали еще британские ученые, когда «Академик Вернадский» еще был «Фарадеем». А еще украинская магнитная обсерватория в Антарктиде считается одной из десяти лучших в мире. Она измеряет колебания магнитного поля Земли от глубинных к верхним слоям атмосферы.
«Изучение магнитного поля земли — это одна из причин, почему человечество удерживает такую дорогую игрушку как антарктическая станция. Полярные регионы — это пульс планеты, где можно померить то, что происходит и у нас, но здесь мы не можем это изучать», — объясняет Евгений Дикий. Он добавляет, что на «Академике Вернадском» есть один из трех антенных комплексов, благодаря которым можно изучать ионосферу Земли.
Кроме этого, именно в Антарктиде очень заметное глобальное потепление и подтвердить его можно в надежный способ — благодаря измерению грозовой активности в верхних слоях атмосферы. Такой метод называют «глобальным термометром». Еще украинские ученые изучают такое аномальное явление, как глобальное потепление в верхней стратосфере. Его прямыми последствиями могут быть масштабные лесные пожары, например, недавние австралийские.
«С начала наблюдений в 1950-х и до сегодня средняя годовая температура выросла на три градуса. Если говорить глобально, три градуса — это разница между Украиной и Скандинавией», — говорит Дикий.
Украинцы в Антарктиде изучают не только климат, но и флору и фауну континента. К примеру, именно украинские ученые основательно описали один из видов китов, которые здесь живут. Сосредоточенность украинских исследователей именно на китах Евгений Дикий объясняет попыткой искупить массовые убийства китов во времена СССР до 1987 года. Китобойные суда, которые направлялись к берегам Антарктиды, базировались в Одессе.
С января по март на станции благоприятные условия для изучения Южного океана. На этот период сюда приезжают ученые-сезонники, чтобы набрать образцы для дальнейшего изучения. Оставшуюся часть года антарктическое побережье «забито» льдом и выйти в море невозможно. Это и стало одной из причин, почему британцы передали станцию. Если бы в Украине был собственный ледокол, тогда сезон активных исследований можно было бы расширить до семи месяцев.

Желанный ледокол
В ноябре 2019-го появилась информация, что Кабинет министров выделил 252 млн грн ($10,5 млн), чтобы Украина приобрела собственное судно для антарктических исследований. До этого украинские ученые фрахтовали (арендовали — ред.) суда других стран или «падали на хвост» рыболовецким кораблям, что было крайне убыточным. Впрочем, в конце года обещанных средств в бюджете так и не нашли, и покупку отложили на следующий год.
Великобритания готова продать Украине судно за умеренную цену — $10 млн. Этот ледокол нужен полярникам и для исследований, и для улучшения логистики на станции «Академик Вернадский».
«В январе начинается сезон, и вы не представляете, что сейчас означает зафрахтовать судно. Рынок услуг в Антарктиде сегодня — это тот рынок, где спрос намного превышает предложение. Зафрахтовать там судно сейчас — это не только вопрос наличия или отсутствия средств, но и вопрос очереди. Кто первый успел и кто предложил лучшие условия фрахта. Например, то судно, которым мы пользовались в прошлом году, уже полных два месяца занято другой экспедицией», — объясняет Евгений Дикий.
В 2019-м украинскую станцию модернизировали. Теперь крайне мало судов, которые способны транспортировать тяжелое оборудование на «Академика Вернадского».
«Мы не запускаем кампанию в краудфандинг по этическим соображениям. Ведь есть куча военных нужд, на которые приходится собирать следующим образом. Но когда я слышу: "в воюющей стране лучше бы купили военный корабль" — это уровень абсолютной некомпетентности. Люди не понимают, что приобретение военных кораблей — это не столько вопрос денег, как вопрос дипломатических договоренностей, которые достигаются годами. Те, кто считает, что вместо того, чтобы купить этот ледокол, можно пойти и купить эсминец, просто живут не в реальном мире», — заключает Дикий.
- Поделиться: