«Еду готовили на кострах»: правозащитники рассказали о жизни в местах несвободы во время оккупации

Из—за несвоевременной эвакуации в марте во время обстрела дома—интерната в Луганской области погибли 56 человек, а Черниговская областная психоневрологическая больница во время оккупации не получала гуманитарную помощь — медикаментов в учреждении почти не осталось.

Об этом говорится в исследовании правозащитников «Места несвободы Украины во время войны», о котором рассказывает Zmina.

Обстрел дома для пожилых людей

Представительница Экспертного центра по правам человека Елена Темченко заявила, что своевременной эвакуации из социальных учреждений Донецкой и Луганской областей не произошло. Она отметила, что 23 февраля 2022 года в Министерстве социальной политики Украины уверяли, что эвакуационные планы существуют еще с 2018 года.

«По данным руководителя Луганской ОВА, в результате вражеских обстрелов 11 марта погибли 56 человек из Кременского областного дома-интерната, которых не успели эвакуировать. Еще 15 людей россияне похитили и вывезли на временно оккупированную территорию», — отметила Темченко.

Нехватка продовольствия и самого необходимого

Правозащитники сообщают, что из-за войны была нарушена привычная цепь поставок наиболее необходимых товаров и продуктов в социальные учреждения.

Например, Черниговская областная психоневрологическая больница во время оккупации столкнулась с проблемой отсутствия бомбоубежища: 286 подопечных и персонал прятались в подвале, не рассчитанном на одновременное пребывание там такого количества людей.

Менеджер проектов организации «Украина без пыток» Елена Прашко заявила, что этому заведению по состоянию на начало мая гуманитарную помощь так и не оказали. По ее словам, во время оккупации подопечные испытывали острую нехватку всех пищевых продуктов, а медикаментов там почти не осталось.

Сейчас территория Черниговской области находится под контролем украинской власти. Но после полномасштабного вторжения россии часть заведений попала в оккупацию или оказалась на территории ведения боевых действий, и связь с ними была потеряна.

Повреждение учреждений исполнения наказаний

В исследовании говорится, что по состоянию на середину марта почти 30 учреждений исполнения наказаний находились в зоне активных боевых действий, и некоторые из них были повреждены в результате обстрелов — в частности, следственный изолятор в Чернигове.

«Фактически на произвол судьбы была брошена Минская исправительная колония №91 в Черниговской области, где отбывают наказание бывшие правоохранители. То, что это заведение связано с украинскими силовыми структурами, поставило заключенных в особо уязвимое положение», — говорится в пресс-релизе.

Проблемы с укрытием и эвакуацией

Правозащитники отметили, что с 2014 года Украина так и не решила проблему укрытий в социальных учреждениях для защиты от обстрелов. Кроме того, до сих пор нет планов эвакуаций людей, нет финансирования и специализированного транспорта для этого.

«Однако ни тогда, ни в первые месяцы полномасштабной войны государство не продемонстрировало благоразумных и необходимых шагов, чтобы разработать адекватное нормативное регулирование и провести необходимую эвакуацию мест несвободы там, где это было необходимо и возможно», — подытожила директор Центра «Социальное действие» Ирина Федорович.