Экс-заместитель Генсека НАТО — об украинских выборах и вопросах к лидеру гонки
Что экс-заместитель Генсека НАТО думает об идее референдума по вступлению Украины в Североатлантический альянс? Какие вопросы есть у западных партнеров к лидеру президентской гонки Владимиру Зеленскому? Об этом — в эксклюзивном интервью Громадскому.
Американский дипломат Александр Вершбоу с 2012 по 2016 годы был заместителем генерального секретаря НАТО. Сейчас он является старшим исследователем аналитического центра «Атлантический совет» в Вашингтоне и прибыл в Киев на 12-й форум по безопасности.
Вы могли услышать сегодня многих украинских политиков — президента Порошенко, Юлию Тимошенко, Анатолия Гриценко и других. Как эти выборы видят на Западе, и какие ответы вы сегодня получили?
Первый тур выборов был достаточно прозрачным, и все надеются, что таким будет и второй. Думаю, люди празднуют то, что Украина — страна с честными выборами. Это процесс укрепления демократии.
На западе многие интересуются, какой будет программа Владимира Зеленского, его политика в отношении Запада, НАТО и России. Неизвестно многое, поэтому все пристально следят (за развитием событий).
На какие именно вопросы Запад хотел бы получить ответы?
Хотят понять, что он имеет в виду, когда говорит, что хочет говорить с Путиным с глазу на глаз о Донбассе, его взгляды на других международных партнеров, как собирается справиться с ситуацией на Донбассе. Возник вопрос, почему он предложил провести референдум по НАТО, если этот вопрос уже решен в Конституции? Или намекает на различия между его взглядами и взглядами Порошенко и других лидеров на будущее Украины?
Зеленский говорит, что хочет в НАТО, но хочет спросить народ. Но как на это смотрят представители НАТО? Это их беспокоит?
Референдум — часть демократического процесса. Решать украинцам.
Порошенко говорил, что проведет референдум в подходящее время, когда Украина будет подавать заявку на членство через несколько лет. Но есть вопрос: таким образом Зеленский хочет замедлить процесс вхождения в НАТО, или, наоборот, ускорить? Никто не знает, что это значит.
У союзников на форуме нет категоричности в этом. Они осторожно относятся к членству Украины в НАТО — в том числе и потому, что война в Донбассе до сих пор продолжается, Россия до сих пор оккупирует Крым и продолжает вести себя агрессивно. Они фокусируются на том, чтобы поддерживать способность Украины защищать себя и укреплять демократию, чтобы противодействовать дальнейшим действиям РФ на востоке страны.
Обнародованы предварительные рейтинги, в которых говорится о шансах Зеленского получить до 60% голосов против 24% Порошенко. Вероятность того, что власть изменится, высока. Какие ожидаются действия Запада?
По результатам рейтингов пропасть между кандидатами большая, но это не значит, что уже ничего не изменится. Если состоятся дебаты, они могут поколебать ситуацию.
Никто еще не делает выводов, но всем более-менее понятно, что Зеленский победит. И именно поэтому все хотят услышать от него его взгляды на проблемы.
Как в таких случаях действует Запад?
Не скажу по конкретной ситуации, но обычно в таких ситуациях, когда есть большая вероятность смены руководства и, возможно, направления, посольства в Киеве и внешнеполитическое ведомство создают стратегии раннего взаимодействия с новым руководством, прилагают усилия, направленные на решение конкретных политических вопросов. Ищут пути направлять политику новой администрации в направлении западных ценностей и открытых экономических отношений. Я предполагаю, что происходит примерно это.
Во время форума по безопасности вы отметили, что есть вещи, которые Украина должна сделать, несмотря на то, кто станет президентом, кто будет руководить страной. Что это за приоритеты? Учитывая все эти реформы, которые удались, а какие — нет?
Я говорил об общих разочарование. Так, немало реформ остались незавершенными. Например, новый избирательный кодекс застрял на втором чтении. Это было фиаско. Ситуация вокруг отклонения закона о незаконном обогащении оставляет большую пустоту в антикоррупционном законодательстве. Антикоррупционный суд, созданный месяца назад, до сих пор не функционирует. Генпрокуратура потеряла доверие. Нужны изменения.
Есть длинный список вещей, которые хотелось бы изменить. Главное — должно быть больше преданности партий реформам. Надеемся, новый президент сможет заключить крупную сделку со всеми или хотя бы большинством политических партий, которая будет заключаться в широкой прореформистской коалиции. И, может, на этот раз Украина будет иметь успех в том, что не удавалось ранее.
- Поделиться: