Электрошок на службе Нацполиции: как пройти проверку на человечность?
На прошлой неделе правительство подало в Верховную Раду инициированный Министерством внутренних дел законопроект №4375 о расширении сферы применения сотрудниками Национальной полиции электрошоковых устройств.
Сейчас их использование разрешено только для отражения нападения на полицейского, другого человека и/или объект, находящийся под охраной, а также для противодействия нападению животного, которое угрожает жизни и здоровью. Правительственный законопроект предлагает разрешить применять такое оружие и для задержания (например, если человек пытается скрыться с места совершения тяжкого преступления, оказывает вооруженное сопротивление или если он вооружен и угрожает применением оружия).
В то же время СМИ сообщают, что Нацполиция получила партию известного американского электрошокового оружия Taser. Это торговая марка, которая стала синонимом полицейского электрошокера (как когда-то Xerox — синонимом копировального аппарата).
Руководитель патрульной полиции испытал на себе действие одной из разновидностей «тейзера» — контактно-дистанционного действия, выстреливающую в тело человека двумя электродами («гарпунами»), через которые передается электрический ток. «Это было довольно неприятно, но я цел я здоров», — сказал начальник Департамента патрульной полиции Евгений Жуков. Сообщается также, что применение «тейзера» как контактного, так и контактно-дистанционного действия одобрило Министерство здравоохранения Украины.
Представители МВД правы, утверждая, что электрошоковое оружие находится на вооружении полиции многих стран. Впрочем, много где оно запрещена. В свое время компания-производитель называла «тейзеры» «нелетальным оружием», однако это название оказалось неточным. Электрошокеры могут приводить к гибели, хотя и являются менее смертоносными, чем оружие огнестрельное. Иными словами, речь идет не о «нелетальном», а о «менее летальном оружии» — новый термин, которым пользуется производитель «тейзеров» — компания Axon.
Многочисленные случаи гибели людей от применения такого оружия правоохранителями разных стран хорошо известны и задокументированы. В частности, в исследовании 2017 года от агентства Reuters, которое насчитало более тысячи смертей от применения «тейзеров» за время их использования американской полицией в XXI веке. А различные предостережения относительно использования «тейзеров» можно увидеть даже в сокращенной версии инструкции от производителя. Применение этого оружия против детей, беременных, пожилых людей, лиц с небольшой массой тела, сердечно-сосудистыми заболеваниями, кардиостимуляторами, эпилепсией и т.д. имеет существенные шансы закончиться трагически.
Однако «тейзеры» опасны не только для жизни тех, кого задерживает полиция. Они могут использоваться для нарушения другого основополагающего принципа любого демократического общества — запрета пыток.
В практике Европейского комитета по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (часто его также называют «Комитетом Совета Европы против пыток») собрано немало информации о злоупотреблениях «тейзерами» со стороны правоохранителей целого ряда европейских государств. Пытки людей с помощью электротока до сих пор полностью не искоренены в государствах-членах Совета Европы. Утверждение о том, что для таких пыток используются «тейзеры», особенно контактного действия, остаются распространенными и часто подтверждаются медицинскими доказательствами и другими свидетельствами.
Впрочем, и «тейзеры» контактно-дистанционного действия, вроде того, что испытал на себе господин Жуков, могут использоваться для пыток. Такие истории в большинстве случаев остаются без широкой огласки, входя разве что в отчеты правозащитных организаций, которые нечасто попадают в центр медийного внимания.
Однако бывают и исключения. Например, года три назад, когда соответствующие видеозаписи стали достоянием общественности, Польша содрогнулась от истории о гибели во Вроцлаве 25-летнего Игоря Стаховяка в мае 2016 года, в которого в полицейском участке его сотрудники разрядили батарею контактно-дистанционного «тейзера».
Еще десять лет назад, когда электрошоковое оружие быстрыми темпами приобретало популярность, Комитет Совета Европы против пыток в своем ежегодном Общем докладе опубликовал стандарты, которыми следует руководствоваться, принимая решение о вооружении полиции «тейзерами». Соглашаясь, что использование электрошокеров может иногда позволить избежать использования огнестрельного оружия, Комитет отметил, что на практике есть существенный риск злоупотребления «тейзерами», а потому решение об оснащении ими правоохранителей должно приниматься после обстоятельных обсуждений в законодательных и исполнительных органах. Критерии применения электрошокового оружия должны быть определены в законе и объяснены в подробных правилах.
Среди ключевых принципов европейских стандартов применения электрошокового оружия — принципы необходимости, субсидиарности, соизмеримости, предупреждения (когда это возможно) и осторожности.
Настаивая на необходимости соответствующего обучения каждого, кто будет иметь на вооружении электрошоковое оружие, Комитет выразил убеждение, что его использование должно ограничиваться ситуациями, когда существует реальная и непосредственная угроза для жизни или риск серьезных ранений. Использование такого оружия только с целью добиться подчинения приказу недопустимо.
Кроме того, использование подобного оружия должно разрешаться только тогда, когда иные, менее опасные методы, оказались неэффективными или непригодными, и когда нет никакой другой альтернативы использованию более опасного средства.
Анализируя имеющееся в некоторых государствах разрешение использования «тейзера» для задержания лица (а именно это и предлагает законопроект №4375), Комитет подчеркнул, что использование электрошокового оружия в таких ситуациях должно быть строго ограниченным, поскольку нечеткие положения законодательства оставляют возможности для злоупотреблений. Слишком частое использование такого оружия во время задержаний может крайне негативно повлиять на отношение общественности к сотрудникам полиции.
Остается надеяться, что решение о расширении оснований для применения электрошокового оружия полицией будет принято Верховной Радой Украины только после тщательного взвешивания всех потенциальных преимуществ и реальных опасностей, а также учета всех европейских стандартов. Без этого цели гуманизации применения силы полицией, которую ставит МВД, достичь вряд ли удастся.
Мнение редакции hromadske может не совпадать с мнением автора
- Поделиться: