Эпидемия, одиночество и такой непривычный онлайн. Как карантин обострил проблемы пожилых людей

Пенсионеры сидят на скамейке на Майдане Независимости в Киеве, ожидая раздачи продуктов благотворительным фондом, 3 июня 2020 года
Пенсионеры сидят на скамейке на Майдане Независимости в Киеве, ожидая раздачи продуктов благотворительным фондом, 3 июня 2020 годаАлександр Хоменко / hromadske

Едва ли не самыми уязвимыми к недавнему карантину оказались пожилые люди. Многие из них не умеют пользоваться современными гаджетами или платить за коммунальные услуги онлайн. А некоторые из-за изоляции вообще остались без еды.

В начале карантина таким людям во многом помогали волонтеры. Сейчас «первая волна» помощи прошла, и денег благотворители жертвуют уже значительно меньше. Зато карантин еще больше подчеркнул одиночество пожилых людей и их неприспособленность к жизни в современном обществе.

Строгий карантин  

Первым человеком, который умер в Украине от коронавируса, была 71-летняя женщина из Житомирской области. В начале марта она вернулась из Польши, симптомы болезни почувствовала через три дня. 13 марта больную перевели на искусственную вентиляцию легких, а через несколько часов она умерла. В Италии в этот день умерло более двух с половиной тысяч человек.

Пенсионер едет в заполненной маршрутке в центре Львова, 25 июля 2020 годаАлександр Хоменко / hromadske

Чтобы избежать итальянского сценария, правительства большинства стран начали вводить строгий карантин. В Украине в течение двух с половиной месяцев не работал общественный транспорт, людям запрещали выходить в общественные места без масок.

Для пожилых людей эти правила были еще строже. Им рекомендовали не контактировать с посторонними людьми, запрещали выходить из дома. В магазины и аптеки — только в радиусе двух километров от дома.

Тем работникам, которым больше 60-ти лет, руководители должны были дать отпуск или перевести на дистанционный режим работы.

В это время пожилые люди столкнулись с тем, что они не умеют пользоваться современными гаджетами, платить за коммунальные услуги онлайн, получать пенсию в банкомате. Им фактически запретили встречаться со сверстниками: ходить на кружки, танцы, кинопоказы, видеться с детьми и внуками. А кое-кто вообще остался без еды.

«Люди не могли к нам добраться, чтобы получить помощь, потому что общественный транспорт не работал. Наши социальные работники развозили продукты на автомобилях. Мы старались помочь даже тем, кто не был подопечным нашего центра. Люди давали деньги, и мы закупали для них продукты или лекарства», — рассказывает Руслана Цибуляк, директор территориального центра социального обслуживания в Деснянском районе Киева.

Сначала, говорит она, у людей была паника. Они не знали, чего ждать, как действовать. Сейчас в центре запустили горячую линию для психологической помощи пожилым людям.

«За все время мы получили около 1200 звонков. Люди часто спрашивали, пускать ли в квартиру социального работника, если им ни с кем нельзя контактировать. Мы объясняли, что они надевают маски, бахилы, обрабатывают руки антисептиками, бояться их не нужно».

Малообеспеченные люди пожилого возраста и бездомные стоят в очереди за продуктами, которые раздавал христианский фонд «Община Святого Эгидия», 3 июня 2020 годаАлександр Хоменко / hromadske

Помощь волонтеров

В это же время, в начале карантина, к помощи присоединились и волонтеры. Благотворительные фонды, которые до этого готовили обеды для людей старшего возраста и раздавали их на улице, изменили формат и начали приносить продукты домой.

«Сначала это была такая волна помощи. Нам присылали деньги, с нами сотрудничал бизнес», — рассказывает Мария Новокщенова, соучредительница благотворительного фонда Starenki, который помогает людям пожилого возраста.

Волонтеры организации приносили им пакеты с едой, лекарства, антисептики.

«Мы приносили людям пакеты и оставляли их под дверью. Хотя в карантин мы могли чем-то помочь и с домашними делами. Даже вкрутить лампочку или что-то починить».

Все активности, связанные с социализацией, пришлось отменить. Их не возобновили до сих пор.

«У людей, которыми мы занимаемся, нет современных телефонов, чтобы выходить в онлайн. Это одинокие люди, им не помогают дети или внуки. Мы приносили им памятки о том, как себя вести во время карантина, почему не стоит выходить из дома, как не паниковать».

Валерия Кривошапко, основательница и руководитель приюта для пожилых людей «Уютная усадьба» в Кировоградской области, рассказывает, что с начала карантина они прекратили смотреть телевизор, чтобы уменьшить количество новостей. Пришлось также не пускать посетителей в дом.

«К нам раньше постоянно приходили дети из садика, творческие коллективы. Приезжали родственники, близкие стариков. С началом карантина это все прекратилось, и они это очень почувствовали. Им очень не хватало общения».

Только сейчас в дом начинают постепенно пускать гостей. А на День людей пожилого возраста, 1 октября, там организовали персональную выставку картин одного из подопечных.

Психолог онлайн

«Во время карантина ничего не изменилось, просто их проблемы стали видимыми», — говорит Наталья Бондаренко, основательница и глава Фонда поддержки лиц старшего возраста «Возраст счастья».

Несколько лет назад, когда Наталье было 52, она столкнулась с эйджизмом — ее из-за возраста не хотели брать на работу. Наталья решила бороться с этим на местном уровне и создала в Славянске общественную организацию для пожилых людей. Сначала учила их компьютерной грамотности, со временем организовала занятия по танцам, йоге, пилатесу, скандинавской ходьбе.

«Мы подсчитали, что за прошлый год в наших мероприятиях и кружках приняли участие около 600 человек. Сейчас мы смогли возобновить только скандинавскую ход, которую снова нужно отменять, потому что людей пожилого возраста не пускают утром в общественный транспорт».

С началом карантина только занятия по йоге начали проводить в онлайне. Остальные активности было трудно адаптировать к дистанционному формату.

«Людям очень трудно объяснить, как пользоваться всеми онлайн-сервисами. Но я решила рискнуть и подала заявку на грант, чтобы люди во время карантина получали психологическую помощь».

В течение трех месяцев с группами дважды в неделю работали психологи. Они проводили для них и лекции, и практические занятия.

«У людей старшего возраста нет культуры обращения к психологам. Они думают, что перемолчат, претерпят, перемнутся. Так было с советских времен. А здесь они начали рассказывать, говорить, делиться. И психолог значительно улучшает качество их жизни».

Основные проблемы — ощущение одиночества на карантине, отношения со взрослыми детьми, принятие себя в таком возрасте, страх будущего.

Также во время карантина в фонде запустили горячую линию о случаях домашнего насилия.

«Но люди туда звонили просто поговорить, рассказать о своих проблемах на карантине. Мы их также обучали пользоваться зумом, чтобы подключиться к консультациям. Это было трудно, но нужно. Я бы хотела, чтобы наши подопечные всегда могли пообщаться с психологами».

Волна помощи пожилым людям, которая была в начале эпидемии, проходит. Все меньше средств жертвуют на пакеты с продуктами или лекарствами. Занятия, которые сейчас вынужденно проводят в онлайне, неизвестно когда вернут к привычному формату.

«Такая самоизоляция продолжается для людей пожилого возраста уже много лет. А на карантине их проблемы еще больше обострились», —  заключает Наталья.