Есть ли секс на МКС и другие истории о физиологии в космосе

Первые колонии на Луне должны появиться в течение десятилетия, а Маск обещает к 2050 году первый город-миллионник на Марсе. За более чем 50 лет исследований мы уже имеем некоторое представление о том, как невесомость или низкая гравитация влияют на наше тело. Но все равно пока не совсем понятно, какой будет жизнь в таких условиях и готовы ли мы к ним приспособиться.
Взять хотя бы поход в туалет, который и на Международной космической станции — занятие не из легких. Или секс или мастурбация. Это все важно изучать хотя бы потому, что полеты на пригодные для колонизации космические тела могут длиться несколько лет. И на других планетах условия тоже существенно отличаются от земных.
Мы попытались разобраться, как сейчас выглядит «физиология в космосе».
Как вообще на наши тела влияет космос?
Наибольший вклад в понимание изменений, происходящих с человеческим телом в космосе, сделал эксперимент с астронавтами-близнецами Келли. Один из них, Скотт, почти год находился на Международной космической станции, а другой, Марк, — на Земле. Ученые отслеживали физические показатели обоих мужчин, а после возвращения Скотта с МКС — сравнили.
Большинство важных биологических показателей Скотта если и изменились, то впоследствии вернулись к норме. Но были и модификации.
В частности, ученые зафиксировали у Скотта необратимые процессы разрушения и мутации ДНК — это следствие пребывания под воздействием космической радиации. Однако они не повлияли на его общее здоровье.
Также в космосе у астронавта начали удлиняться теломеры (участки на конце хромосом, которые связывают со старением — они с возрастом сокращаются).
Еще у него утончилась стенка сонной артерии, по которой кровь попадает в органы зрения и мозг, однако окончательных выводов из этого в NASA пока не сделали.
В результате микрогравитации жидкости в теле Скотта перераспределились и перетекли в верхнюю часть тела. Это увеличило давление в районе мозга и глаз, что привело к ухудшению зрения астронавта.
А как будет на других планетах?
Значительно меньше нам известно о том, что будет происходить с человеческим телом во время длительного пребывания на Луне или Марсе. На земном спутнике постоянной миссии еще не было, а к Марсу пока добрались только беспилотные аппараты.
На Красной планете сила тяжести составляет примерно одну треть от земной, а кратчайший путь туда от Земли предполагает пересечение сразу трех гравитационных полей. Это, в свою очередь, влияет на координацию движений, моторику, ориентировку в пространстве и тому подобное.
Кроме того, в среднем за месяц пребывания за пределами земного притяжения скелет человека теряет до полутора процентов минеральной прочности. Предотвратить это могут только регулярные упражнения и специально подобранное питание.
Также мы мало знаем о работе иммунной системы в космосе. Эксперимент с близнецами показал, что приобретенный иммунитет (вследствие вакцинации) сохраняется за пределами Земли. Но как наш организм будет реагировать на возможные микроорганизмы на других космических телах (если их там обнаружат), непонятно.
И, наконец, не надо забывать и о психическом здоровье — ощущении изоляции, пребывании вдали от Земли (а следовательно, необходимость принимать большинство решений самостоятельно) и усталости (в частности из-за несовпадения режима дня и ночи на Луне и Марсе с земным).
Как в космосе сходить по-большому?
Слово Пегги Уитсон — американской астронавтке, которая в общей сложности провела в космосе рекордные 665 дней:
«МКС — это не отель, а, скорее, поход с палатками... Помочиться сравнительно просто. А вот не просто помочиться... немного труднее, потому что приходится целиться в довольно узкое отверстие».
Во время первых космических миссий над отправлением естественных потребностей никто и не задумывался. Первый американский астронавт Алан Шепард вообще должен был взлететь и вернуться через 15 минут. Но взлет задерживался, и астронавт почувствовал, что терпеть уже невмоготу. А выбежать из аппарата на минутку запретило командование.
«Что ж, я [не выходя из ракеты] справил естественную нужду. А поскольку на мне были хлопчатобумажные трусы, то все быстро впиталось... и до начала взлета высохло», — вспоминал Шепард.

Первые «туалеты» в космосе, впрочем, таковыми можно назвать только в кавычках. Сначала это были — ни больше ни меньше — мешочки для мочи и кала, которые потом возвращали на Землю.
А когда однажды с мешочком для отправления большой естественной потребности произошла нештатная ситуация (ну, вы поняли), то продукт жизнедеятельности плавал вокруг астронавтов, пока его не поймали.
Первый космический туалет на американской орбитальной станции Skylab в 1970-е — это, по сути, дырка диаметром 10 сантиметров с вентилятором (который сдувал кал куда надо) и мешочком.
Для работ в открытом космосе астронавты использовали подгузники со специальной ультраабсорбирующей прокладкой — их, собственно, применяют и до сих пор. Компания-производитель подгузников уже обанкротилась, но у NASA, к счастью, есть запас.
Подгузниками, кстати, пользовались и первые женщины-астронавтки — в то время конструкции космических туалетов не были предназначены для отправления малой естественной потребности сидя.
Сейчас на МКС есть два вакуумных туалета — в американском модуле «Спокойствие» (все совпадения случайны) и в российском «Звезда». Для понимания: первый стоит 23 миллиона долларов, а второй — 19. Американскую разработку, кстати, планируют использовать для путешествий на Луну и Марс.
Малую нужду справляют в специальный шланг, который надо крепко прижимать к коже. Большую — в отверстие диаметром более 10 сантиметров, но все же не такое широкое, как в обычном унитазе.
А чтобы астронавта или астронавтку в процессе не унесло, там установлены крепления для рук и ног.
А что с «этим» происходит потом?
Конечно, в космосе нет канализации. Поэтому мочу очищают на 90-95% и превращают в питьевую воду. Отсюда — шутка астронавтов на МКС: «Вчерашний кофе — это завтрашний кофе!»
Кал хранится в специальном мешочке. А когда экскрементов становится много, астронавты собирают их из туалета в резиновых перчатках и выбрасывают в космический мусор, который потом сгорает в земной атмосфере.

А что делать, если туалет на МКС выйдет из строя? Все просто: пока его не отремонтируют, астронавты и астронавтки пользуются старыми проверенными мешочками или подгузниками. Конечно, для длительных космических перелетов их уже будет недостаточно.
В 2017 году полковник Тэтчер Кардон предложил встроить в скафандр астронавта специальную «точку входа» в районе паха. К ней можно было бы подключать мешочки или трубки для сбора мочи и кала.
Проект Кардона победил на объявленном NASA конкурсе и принес его владельцу 15 тысяч долларов. Но в реальных условиях его пока не испытывали.
Есть ли в космосе секс?
Вопрос о воспроизводстве человеческой популяции в космосе — на самом деле, довольно серьезный и вполне научный. Просто пока им основательно не занимались — он был далеко не приоритетным, если сравнить с тем же космическим туалетом.
Но влияние космической среды на репродуктивную систему животных изучается еще с конца 1970-х годов. Главными подопытными здесь стали, как и на Земле, мыши.
Эксперимент 2010-2011 годов показал: пребывание на МКС существенно повлияло на репродуктивные органы животных. Половые железы — одно из мест наибольшего скопления космической радиации. А микрогравитация влияет на выработку у мышей гормонов, яйцеклеток и спермы.
В 2014-м россияне запустили на земную орбиту спутник с гекконами, чтобы проверить, будут ли они там размножаться. Спутник вернулся на Землю — и выяснилось, что гекконы умерли.
Но есть и другие свидетельства: например, в 2019 году японские исследователи не обнаружили проблем в репродуктивной системе самцов мышей, которые провели на МКС 35 дней.
В общем, результаты экспериментов по репродукции в космосе на мышах, гекконах, а еще лягушках, рыбах и саламандрах пока — неоднозначные и неполные.

Неужели на МКС ни разу не было секса?
На сегодняшний день люди в космосе ни разу не занимались сексом. Официально. Но с крайне высокой вероятностью — неофициально тоже.
Все астронавты, которых об этом спрашивали, отвечают примерно так же, как и Джерри Росс (она разделяет рекорд по количеству полетов в космос): «Как мне известно, нет. Вы же видели интерьер МКС — там и места-то не так много».
До 1990-х в NASA было неписаное правило: супруги не могут отправляться в одну космическую миссию, поскольку это может повлиять на атмосферу в команде.
После 1992 года это правило стало писаным, когда выяснилось, что участники экспедиции на «Индеворе» Джен Дэвис и Марк Ли тайно поженились менее чем за год до полета.
Потом и у NASA, и у Дэйвис и Ли не раз пытались выяснить, было ли у них на борту МКС «это». NASA активно отрицало, астронавты от комментариев отказывались. Пара, кстати, вскоре после полета развелась.
Если представить себе половой акт в условиях гравитации, которая меньше земной, то самая главная проблема, с которой столкнутся любовники, — нужно как-то держаться вместе, чтобы не разлететься во время процесса.
В начале 2000-х даже публиковали отчет об эксперименте, якобы проведенном в NASA, по исследованию сексуальных поз в условиях микрогравитации. Из 10 предложенных вариантов четыре не нуждались в «механической помощи», говорилось в отчете.
Эксперимент, правда, оказался фейковым.
Возможен ли там вообще секс?
Еще одно практический вопрос: нет ли у мужчин проблем с эрекцией в космосе? Как уже отмечалось, под действием гравитации, более низкой, чем земная, жидкости начинают перетекать в верхнюю часть тела.
Если верить самим астронавтам, проблем с эрекцией на МКС у них не было.
«Несколько раз я просыпался — и у меня был стояк, которым можно криптонит сверлить», — говорил в интервью один из них, Ричард Малейн.
Более того, технически нет и проблемы помастурбировать. Российский космонавт Александр Лазейкин в интервью для книги «Обратная сторона космонавтики» так и говорит:
«Когда мои друзья спрашивают меня, как я занимаюсь в космосе сексом, я так отвечаю: рукой. А что касается возможностей, то здесь есть варианты. Иногда это случается автоматически, просто во сне».

Косвенно это подтвердил и американский астронавт Рон Гаран. В ответ на вопрос о возможности мастурбации на МКС он ответил: «Станция большая, там можно найти место для уединения».
И это может быть даже полезным в условиях изоляции далеко от Земли, следует из научного исследования 2014 года, проведенного группой ученых во главе с советницей NASA Марджори Дженкинс.
«Редкая эякуляция приводит к накоплению секреций простаты, что может вызвать размножение бактерий. Следовательно, при планировании длительных космических полетов нужно учитывать риск возникновения простатита», — пишут авторы.
И это, не говоря о ряде исследований, доказывающих пользу мастурбации вообще.
Если с мужчинами еще более-менее понятно, то вот в отношении женщин данных о влиянии космоса на репродуктивное здоровье нет.
Во-первых, их лишь немногим более 10% от общего числа всех астронавтов, побывавших в космосе. Во-вторых, большинство из них отправляются в космос в возрасте ближе к 40 годам. А в-третьих, они используют контрацептивы, чтобы предотвратить менструации во время пребывания на МКС.
Поэтому секс в космосе пока малореален. Первые половые акты если и будут исследовать, то, скорее всего, в семейных парах. Этому способствует и то, что жены астронавтов — тоже преимущественно астронавтки.
- Поделиться: