Эстония ужесточает правила пребывания для трудовых мигрантов и иностранных студентов. Фермеры и вузы против

Пассажирка стоит на паспортном контроле, ожидая пропуска
Пассажирка стоит на паспортном контроле, ожидая пропускаEPA/TOMS KALNINS

Уже год Эстонией управляет коалиционное правительство из трех политических сил: леволиберальная Центристская партия, во многом опирающаяся на русскоязычное меньшинство, консервативная партия «Отечество» и национально—консервативная партия EKRE. Последней принадлежит ряд инициатив, связанных с ограничением миграции в Эстонию — в частности, ужесточение условий в отношении иностранных студентов.

В середине лета тема миграции резко актуализировалась: завершается отведенный правительством срок для пребывания иностранных рабочих, у которых заканчивается или закончилась рабочая виза. Со странами, из которых в основном едут трудовые мигранты (Украина, Россия и Беларусь), границы еще закрыты. 

Позиция EKRE — пока никого не пускать — не нашла поддержки у остальных партий, поэтому 21 июля в Таллинн прилетел спецрейс с рабочими из Киева. Это временное решение: миграционная политика остается полем столкновения либеральных и националистических сил, и пока неясно, кто в конце концов победит.

Фермеры против политиков

В начале лета вопрос разрешения на въезд в Эстонию для сезонных рабочих вызвал бурное обсуждение в политических кругах, на время затмив даже тему коронавируса. Депутатов Рийгикогу (парламента Эстонии) оторвали от отдыха, вызвав на экстренное заседание — фермеры призвали пустить в страну иностранных рабочих после отмены чрезвычайного положения, иначе они потеряли бы урожай клубники, а коровы могли остаться без дойки.

Представители консервативной партии EKRE, входящие в коалиционное правительство, не хотели пускать иностранцев, а тех, у кого истек срок действия рабочей визы, предлагали отправить по домам. Оппозиция — Партия реформ и социал-демократы — созвала в начале июля внеочередное заседание Рийгикогу. Они предлагали оставить иностранных рабочих в стране до конца года, а не до 31 июля, как решило правительство весной.

Поскольку давление фермеров на политиков усилилось, часть депутатов от Центристской партии и «Отечества», которые формируют коалиционное правительство вместе с EKRE, была готова поддержать предложение оппозиции, лишь бы дать сельскохозяйственному сектору хотя бы временное решение.

Чтобы не отдавать инициативу оппозиции, коалиционные партии перед внеочередной сессией Рийгикогу громко объявили о том, что достигли договоренностей по части иностранной рабочей силы. Решение звучит так: до 30 апреля 2022 года зарубежные сезонные работники смогут трудиться в Эстонии до 180 дней в течение 365 дней подряд (сейчас краткосрочную работу можно зарегистрировать на срок до 365 дней в течение 455-дневного периода, сезонную работу можно зарегистрировать на срок до 270 дней в течение года).

Без требования находиться в обязательном карантине в Эстонию будут впускать граждан стран, заболеваемость коронавирусом в которых не превышает показатель 16 человек на 100 тыс. жителей. Остальных ожидает тестирование на коронавирус и 14 дней пребывания в карантине. Организация доставки в Эстонию трудовых мигрантов, их тестирование на COVID-19 и размещение ляжет на плечи работодателя.

Сезонные работники в Эстонию уже прибывают. Во вторник, 21 июля, в Таллинн из Киева прилетел специальный авиарейс со 170 работниками, заказанный Сельскохозяйственной торговой палатой Эстонии.

Заходи по одному

Тем временем министр внутренних дел Март Хельме (EKRE) 16 июля вынес на обсуждение правительства поправки к Закону об иностранцах и другие законы, касающиеся рабочей и учебной миграции. Партия EKRE считает, что трудовые мигранты готовы работать за меньшие деньги, а это отрицательно сказывается на рынке труда, поэтому продолжает стоять на своем и ищет поддержки у других партий, чтобы закрепить ограничения на въезд даже несмотря на то, что границы снова открываются.

Хельме уже делал заявление по поводу рабочих из Украины: «Приезжие с Украины – не наши люди. Это экономические мигранты, которые хотят получить в Эстонии более выгодные условия и более высокий, чем в Украине, заработок. Для Эстонии эти люди – проблема, они отбирают рабочие места у местных жителей. (...) Тем самым они создают давление на местные заработки в целом».

Кроме того, по словам Хельме, есть договоренность об ужесточении порядка приезда в Эстонию иностранных студентов и их пребывания здесь. Теперь они не смогут привозить с собой членов семьи, а после окончания университета им придется покинуть страну. Но если они найдут себе в Эстонии работу, то работодатель должен будет платить им среднюю зарплату по Эстонии.

Министр внутренних дел Март Хельме выступает за жесткие ограничения в отношении трудовых мигрантов и иностранных студентовfacebook.com/rahvuspartei

В целом, консервативный подход Эстонии в отношении иммигрантов не изменился, а новые решения пока не оформлены юридически. Эстонские вузы набирают иностранных абитуриентов, но зачисления еще не прошли, и сказать, сколько человек приедет на учебу в Эстонию осенью, никто не может.

Студент Нарвского колледжа Артур Пушков, приехавший из Казахстана на учебу в Эстонию в августе 2019 года, сейчас на каникулах подрабатывает, собирая клубнику на одном из хуторов в Йыгеваском уезде. По его словам, вместе с ним работает 15 человек, недавно прилетевших из Украины.

«Я не слышал, чтобы у них возникли сложности с получением разрешений на работу. Говорят, что они должны были две недели быть на карантине, но никто их не держал в изоляции, сразу направили на работу», — утверждает Пушков.

Сам он после приезда на учебу без проблем получил временный вид на жительство. «Дистанционно поступил на отделение ИТ-технологий в Нарвском колледже. Подал через сайт департамента полиции и погранохраны документы на получение краткосрочного вида на жительство. Анкету заполнил на русском языке. И через два месяца получил его сроком на три года. Всё очень удобно и быстро», — сказал Пушков.

Он еще не решил, где останется после учебы. «В Эстонии мне очень нравится. Здесь всё хорошо — люди, природа. Тут безопасно. После учебы, возможно, останусь в Эстонии. Точно могу сказать, что домой возвращаться не хочу», — сказал Пушков, добавив, что эстонский язык он выучил примерно за шесть месяцев.

Инфографика / «Новая газета — Балтия»

Иностранные рабочие — экономическая необходимость

«Мы, по существу, восстанавливаем тот порядок прибытия рабочей силы из третьих стран, который действовал до кризиса, дополнив его некоторыми требованиями медицинской безопасности», — заявил Хелир-Валдор Сеэдер, глава «Отечества», одной из правительственных партий. Он также отметил, что речь идет о двухнедельном карантине для работников из стран с высоким уровнем заболеваемости коронавирусом.

Депутат Рийгикогу от Центристской партии Тармо Тамм говорит, что использование иностранной рабочей силы стало нормой для многих государств, и Эстонии здесь стоит поддерживать этот тренд. «Практически все развитые страны активно используют эту возможность. Если мы хотим оставаться конкурентоспособными на мировом рынке, Эстония не должна быть сторонним наблюдателем», — подчеркнул Тамм.

По его словам, политики пошли на уступки фермерам, чтобы в разгар сезонных работ урожай был собран, а скот не надо было забивать. По поводу иностранных студентов, Центристская партия поддержала ограничение на приезд их родственников, кроме детей, если учащийся — родитель-одиночка. Но по окончании учебы иностранный студент должен покинуть Эстонию.

Инфографика / «Новая газета — Балтия»

По словам депутата Рийгикогу из оппозиционной партии социал-демократов Яануса Марранди, то, что производится с помощью иностранной рабочей силы, способствует росту экономики страны и увеличивает национальное богатство Эстонии. В первую очередь это сельское хозяйство, также транспортная отрасль и строительство. «Не следует надеяться, что безработные из городов согласятся на работу в деревне.

Эмиграция из Эстонии растет, а экономика сокращается. Круг замкнулся. Поэтому временное использование трудовых мигрантов отвечает национальным интересам Эстонии и согласуется с долгосрочными целями экономического роста и повышения благосостояния людей», — считает бывший министр сельского хозяйства Марранди.

Его коллега по Рийгикогу Лаури Ляэнеметс отметил, что иностранные студенты сами оплачивают учебу и проживание в Эстонии. Большинство из них, к тому же, работает. Ужесточение условий для них ухудшит ситуацию для местных вузов. «Ограничение на въезд в Эстонию иностранным студентам и их родственникам снизит доходную базу университетов, а финансирование высшего образования на эстонском языке окажется под большим давлением», — считает Ляэнеметс.

Инфографика / «Новая газета — Балтия»

Новые правила въезда

В начале июня Рийгикогу принял поправки к Закону об иностранцах, согласно которым департамент полиции и погранохраны получил право оценивать работодателей или учебные заведения, приглашающие жителей других стран в Эстонию.

Если полиция квалифицирует работодателя или учебное заведение как недобросовестных, то эта оценка повлияет на принятие решения о допуске соответствующего иностранца в Эстонию. Это значит, что представителю другого государства могут отказать в выдаче вида на жительство или долгосрочной визы, а уже имеющаяся виза может быть аннулирована.

Такие случаи уже бывали: например, два года назад Министерство образования обнаружило учебное заведение European College of Professional Studies and Research, которое активно рекламировало себя в качестве вуза, не имея аккредитации министерства.

Случись это сейчас, студенту, поступившему в такой колледж, могли бы отказать в визе или аннулировать существующую. Кстати, тогда, комментируя ситуацию, руководитель отдела высшего образования Министерства образования Маргус Хайдак отметил, что убедится в наличии аккредитации у вуза должен сам студент.

Руководитель отдела политики гражданства и миграции Министерства внутренних дел Рут Аннус сообщила, что поскольку это относительно недавнее решение, сегодня невозможно оценить его влияние. «С момента вступления решения в силу прошло слишком мало времени. Количество заявок на выполнение сезонной работы не увеличилось по сравнению с 27 и 28 неделями. С 29 июня по 3 июля было подано 110 заявок, а с 6 по 10 июля — 111 заявок».

Инфографика / «Новая газета — Балтия»

Кроме того, в Министерстве внутренних дел разработали законопроект по упорядочению условий для учебной миграции. Так, планируют изменить порядок предоставления вида на жительство, предельное число рабочих часов (16 часов в неделю) и ставку заработной платы студентов (не ниже средней по стране, это 1419 евро до вычета налогов в 2019 году), оставшихся жить в Эстонии. В числе прочего, законопроект предусматривает прекращение предоставления долгосрочных виз членам семьи учащегося или работающего в Эстонии иностранца, а также предоставления вида на жительство супругам иностранцев в первые два года.

По словам Аннус, пока условия подачи заявления и выдачи вида на жительство для учебы не изменились. «Единственное изменение заключается в том, что иностранные студенты должны соблюдать правила самоизоляции, если уровень заражения коронавирусом на 100 тыс. жителей в стране, из которой они приезжают, выше 16.

Кроме того, следует учитывать: если иностранный студент прибывает из третьей страны, которая закрыта для поездок, он должен сделать тест на коронавирус и пройти двухнедельный карантин».

Автор: Андрей Андреев, «Новая газета — Балтия», при поддержке «Медиасети»