Это уже было. Рецензия на «Черри» — новый фильм режиссеров «Мстителей»

Кадр из фильма «Черри»
Кадр из фильма «Черри»

Вполне возможно, что раньше вы и не слышали о братьях Энтони и Джозефе Руссо, но вы точно знаете их фильмы. Ведь это именно они сняли два последних эпизода из серии фильмов «Мстители». А до того братья работали еще и над двумя фильмами про Капитана Америку. После долгой работы для Marvel они вернулись к работе над кино, которое стоит не 200 миллионов долларов.12 марта их драма «Черри» стала доступна для просмотра на сервисе Apple TV+.

«Черри» — экранизация одноименного автобиографического романа Нико Уокера. Фильм начинается с пятиминутного пролога, где мы знакомимся с главным героем — грабителем банков, которого играет Том Холланд. Он, молодой, но уже опытный — смело наставляет пистолет на кассиршу и требует денег.

И после этой наживки Руссо прыгают на годы назад — когда будущий грабитель во время занятий в университете впервые видит свою будущую девушку Эмили. Несколько смол-токов — и вот они вместе. В этом фильме вообще все происходит очень просто, несмотря на кажущуюся сложность основной темы — переживание опыта войны.

После первого же кризиса в отношениях (Эмили говорит, что собирается переехать на обучение в Канаду) герой Холланда не находит ничего лучшего, чем завербоваться в американскую армию. И хотя юные влюбленные через несколько дней помирятся, а авантюра с Канадой окажется не более чем выдумкой, менять планы уже никто не будет. Впереди служба.

Молодой человек попадает на войну и получает посттравматическое стрессовое расстройство. Боль и страдания приходится подавлять наркотиками, а они стоят денег. Значит, надо грабить банки. И этот почти полный пересказ сюжета даже фактически не является спойлером, ведь его можно прочитать едва ли не в каждом описании к фильму.

Но братья Руссо постоянно стремятся усложнить фильм спецэффектами: злоупотребляют слоу-мо, меняют объективы камеры или форматы экрана, играют с цветом. Да, именно играют, как дизайнер-фрилансер, что пытается угодить заказчику. В какой-то момент герой Холланда начинает пробивать четвертую стену, обращаясь прямо к зрителю. Все это раздражает, как и перенасыщенная красным цветом палитра фильма.

Фильм продолжительностью около 2,5 часов очень хочет казаться серьезным, но не может — амбиции оказываются больше смысла. И даже попытки создать «второе дно» фильма, например, назвать однотипные банки, которые грабит герой — Shittybank или CreditNone — не помогают спасти перегруженную форму без содержания.

Когда же главный герой наконец попадает на военную службу, то режиссеры прибегают к реверансам в сторону Кубрика и Копполы. А как иначе объяснить, откуда берутся ноги «Цельнометаллической оболочки» и «Апокалипсиса сегодня», торчащие чуть ли не в каждом кадре? Только во время эпизодов на поле боя Руссо дают себе волю и добавляют к фильму экшн. Он здесь, конечно, не самый важный, но именно эти сцены в «Черри» выглядят лучше всего.

Впрочем, это фильм не о войне, а о том, что будет после нее. Поэтому вскоре главный герой попадает домой в Штаты, но его проблемы еще впереди. На смену грозящей смерти от пули приходят ночные кошмары и нервные срывы. По канонам классических антивоенных фильмов врач может разве что прописать таблетки, но герой выбирает героин.

Надо отдать должное Тому Холланду: если в фильмах Marvel ему приходится носить маску Человека-паука, то в «Черри» у него целый набор масок — от застенчивого студента до наркозависимого грабителя, который понемногу теряет человеческое лицо. Поэтому если для братьев Руссо «Черри» вряд ли можно назвать успехом, то для 23-летнего Холланда это важный прогресс в карьере. А вот его экранной паре Сиэре Браво просто нечего играть. Она лишь триггер, который запускает сюжет, а дальше отходит куда-то на второй план.

Фильмов о наркозависимых снято немало, как и о ПТСР. К сожалению, «Черри» не удается создать конкуренцию тем фильмам, из которых брать Руссо, очевидно, черпали вдохновение. Затянутая драма пытается стать всем на свете и остается ничем — просто еще одним фильмом со стриминга, который забывается сразу после просмотра.