«Европе необходимо будущее, и Украина способна это дать» — лекция Тимоти Снайдера в Киеве

Американский историк, писатель, профессор Йельского университета Тимоти Снайдер, Барселона, Испания, 3 декабря 2018 года
Американский историк, писатель, профессор Йельского университета Тимоти Снайдер, Барселона, Испания, 3 декабря 2018 годаФото: EPA-EFE/Alejandro Garcia

Тимоти Снайдер — известный современный историк, профессор Йельского университета и постоянный научный сотрудник Института гуманитарных наук Вены. Он является автором книг «О тирании. Двадцать уроков двадцатого века»,«Кровавые земли»,«Черная земля» и других работ об истории Европы.

Тимоти Снайдер прибыл в Киев по приглашению Фонда Виктора Пинчука, чтобы прочитать публичную лекцию и принять участие в 12-м Ежегодном молодежном форуме образовательных программ «Завтра» и «Всемирные студии». Громадское побывало на лекции и пересказывает основные тезисы выступления историка.

Самый главный вопрос — как жить после империй

Большой вопрос европейской истории — и на самом деле только один — заключается в том, что делать после империи? Это один вопрос, который имеет значение. История Европы — это история империй.

Есть правильный ответ, который нашли европейцы, — начать процессы интеграции, которые укрепляют государства, объединяя их вместе. Большая трансформация в европейской истории — это конец империи и создания Европы, которая объединяет государства.

Украина всегда была в центре истории Европы

Есть две причины, почему я верю, что будущее Европы зависит от Украины. Первая — это то, что большой вопрос о том, как вы двигаетесь от империи в Европу, должен включать Украину. А вторая — на каждой большой поворотной точки Украина была в центре.

Если Европа собирается продолжать свое существование, она будет существовать за счет расширения и привлечения новых членов, и самым важным из них является Украина. Европа в вас нуждается. Но этого никто не знает.

Будущее умерло

Что надо Европе больше всего? Это будущее. Европейцы чувствуют себя очень комфортно относительно своего прошлого. В европейской политике люди очень привыкли говорить о том, как когда-то было плохо, а сейчас — лучше. Но вы можете заметить, что где-то на этом пути будущее умерло.

Всех волнует популизм. Что это такое? Это демократия минус будущее. Это политика, в которой я говорю вам о национальном прошлом, где вы были невиновны ни в чем, а остальные — виновники. Проблема европейского популизма — это незнание своего будущего или страх будущего.

Европейцы не знают, что они нуждаются в будущем. Будущее Европы закончилось примерно в 2013 году. Именно поэтому Майдан — настолько интересен. С точки зрения Европы, важно то, что Майдан был о будущем Европы. Единственными, кто в 2014 году говорил о европейском будущем, были украинцы. Это очень ценно и важно. Эта дискуссия закончилась, конечно, из-за вторжения с востока и неспособности Европы этому противостоять.

Используйте русский язык в свою пользу

Это нормально, что у международных языков много домов. Французский — в Квебеке и Африке, а не только во Франции. Немецкий — в Австрии, Швейцарии и Германии. В каждом из этих мест он разный. Но русский является только один — исторически это очень странно. Когда основали американское государство, одна из первых вещей, которую сделали, — было написание собственных словарей. Они взяли язык для себя. Для меня нормально, что украинский язык нужно поддерживать и развивать.

В то же время, по моему мнению, украинцам нужно признать, что будет ошибкой оставлять российскую культуру России. Скажем так: в тысячу раз важнее развивать украинскую культуру. В то же время это не является выбором. Из-за украинизации ничего не делать с Россией — это была бы ошибка, я думаю. Например, было бы неплохо создать Государственный институт русского языка.

Зеленский — это виртуальный феномен

Случай Зеленского — виртуальный феномен. Это человек, который очень умело и разумно создал ощущение возможностей для каждого. Это возможно сделать и до того, как станешь президентом. Поэтому он — очень выразительный пример основного вопроса: можно ли взять что-то из цифрового мира и превратить это в что-то в реальном мире. Я хочу смотреть на это как на вызов, а не проблему — для Зеленского и всех остальных.