Гайд по «Киевской неделе критики»: 10 лент фестиваля

Кадр из трейлера фильма «Номера» по пьесе Олега Сенцова, срежиссированный Ахтемом Сеитаблаевым
Кадр из трейлера фильма «Номера» по пьесе Олега Сенцова, срежиссированный Ахтемом Сеитаблаевым

В 2020-м, когда синефилы оказались на бессрочной диете, события вроде «Киевской недели критики» кажутся ли не единственным шансом полакомиться добрым куском фестивального кино. В этом году еще и с победителем Венеции на десерт.

«Неделя» состоится 22-28 октября, зрителей ожидают три программы. В традиционную международную войдут ленты-победители и участники мировых кинофестивалей класса «А» — Сандэнса, Берлинале, Роттердама, Торонто и Венеции. Ретроспектива «Странные дни» состоит из научно-фантастических фильмов всемирно известных режиссеров. Программа «Фокус: Украина-Франция» была создана с участием каннских кинокритиков.

Еще по одной (Дания, 2020)

Томас Винтерберг

Существует теория, что человек несчастлив из-за недостатка 0,5 промилле алкоголя в крови. Четверо приятелей в возрасте за 40 решают проверить, действительно ли жизнь становится лучше, когда ты постоянно пьян. Спойлер: не становится. По иронии судьбы, звезда этого антиалкогольного манифеста Мадс Миккельсен уже несколько лет является лицом одного из мировых пивных брендов.

Несмотря на остроту темы, живая лента Томаса Винтенберга лишена морализаторства и занудства. Здесь пригодилась бы поговорка, что талант не пропьешь, но мы абсолютно ничего не знаем об отношениях режиссера с алкоголем. А вот профессиональные достижения датчанина впечатляют: гран-при Канн («Торжество», 1998), номинации на «Оскар» («Охота», 2012) и другие престижные награды.

Постер фильма «Плохие дороги» режиссера Натальи Ворожбит

Плохие дороги (Украина, 2020)

Наталия Ворожбит

Дебютная лента драматурга Наталии Ворожбит («Киборги», «Поймать Кайдаша»), снятая по ее одноименной пьесе. Пять новелл рассказывают о жителях городка в оккупированной части Донбасса и их отношениях с военными. Мировая премьера драмы состоялась в программе «Неделя критики» Венецианского кинофестиваля 2020 года, где она была отмечена второй по престижности наградой — премией Circolo del Cinema di Verona как «наиболее инновационная лента в конкурсе».

Номера (Украина/Польша/Чехия/Франция, 2020)

Олег Сенцов, Ахтем Сеитаблаев

Уже находясь в российской тюрьме, Олег Сенцов написал пьесу об утопическом мире с десятью персонажами. Каждый из героев имеет порядковый номер и подчиняется верховному богу — Нулю. Извечное устройство мира нарушает появление Одиннадцатого. «Номера» были срежиссированы дистанционно: рабочий процесс с Ахтемом Сеитаблаевым Сенцов обсуждал в письмах. Премьера театрализованной трагикомедии состоялась зимой на Берлинале и получила в основном положительные отзывы прессы.

Постер фильма «Бразилия» Терри Гиллиама

Бразилия (Великобритания/США, 1985)

Терри Гиллиам

В тоталитарном обществе будущего идет бесконечная антитеррористическая операция. Бюрократическая ошибка меняет жизнь главного героя: он влюбляется в девушку из снов и неожиданно становится врагом государства. Антиутопия Терри Гиллиама («Страх и отвращение в Лас-Вегасе», «12 обезьян») — классика жанра. Это оммаж главному произведению Джорджа Оруэлла (даже первоначальное название ленты было «1984 с половиной»), разве что более ироничный.

Земля кочевников (США, 2020)

Хлоя Чжао

Здесь все просто: «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля и замечательная Фрэнсис МакДорманд в главной роли. Меланхолическое роуд-муви рассказывает об оборотной стороне американской мечты — тысячах пожилых людей, которых экономический кризис оставляет без крова. Одной из них является Ферн — потеряв все, женщина за 60 садится в старенький фургон и едет по бескрайним просторам Америки. На пути героиня встречает таких же кочевников, у каждого из которых своя неповторимая история.

Ширли (США, 2020)

Жозефин Декер

Ширли Джексон — писательница, без которой невозможно представить современный хоррор в кино и литературе. Ее работами вдохновлялся Стивен Кинг, недавняя экранизация романа Джексон «Призраки дома на холме» стала хитом Netflix. Режиссер Жозефин Декер выходит за рамки стандартного байопика «родился-умер» и раскрывает фигуру Джексон через историю молодых супругов, которые пришли в гости в имение писательницы. Невротическая и манипулятивная писательница в исполнении Элизабет Мосс («Рассказ служанки») использует пару как источник вдохновения для нового произведения, и не останавливается, пока не получает желаемого.

Атлантида (Украина, 2019)

Валентин Васянович

2025 год. Война на востоке Украины закончилась. Удастся ли тем немногим, кто остался на опустошенных землях, возобновить жизнь региона?

Валентин Васянович зарекомендовал себя как режиссер-визионер. Его стиль прослеживается еще с операторской работы в фильме «Племя». В новой работе Васянович также отдает предпочтение образам, а не словам. Безупречно симметричные постапокалиптические кадры послевоенного Донбасса завораживают вопреки своей мрачности. Непрофессиональные актеры не оставляют театральности ни единого шанса и делают ленту еще реалистичнее.

2001 год: космическая Одиссея (Великобритания/США, 1968)

Стэнли Кубрик

Нет, наверное, ленты о космосе, на которую не повлиял амбициозный проект Стэнли Кубрика. Как и ленты о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. С тех пор как фильм получил «Оскара» за визуальные эффекты, прошло полвека, но выглядит «Космическая Одиссея» до сих пор впечатляюще. Особенно на большом экране.

Новый порядок (Мексика/Франция, 2020)

Мишель Франко

Жюри нынешнего Венецианского кинофестиваля отдало гран-при этому бескомпромиссному фильму о классовом неравенстве. Лента продолжает социальную повестку, утвержденную «Паразитами». Мексиканский режиссер Мишель Франко погружает зрителя в колоссальную пропасть между богатыми и бедными. При этом явно подражает экспериментальным средствам другого выдающегося мексиканца — Луиса Бунюэля. На выходе имеем насмешливую и одновременно крайне пессимистическую фантасмагорию о мире, где окончание одной диктатуры является лишь началом другой.

Видеодром (Канада, 1983)

Дэвид Кроненберг

Знаковую работу классика боди-хоррора слабонервным лучше, но точно стоит увидеть любому, кто считает себя ценителем авторского кино. В поисках порноконтента продюсер наталкивается на программу о сексе и убийства, которую непременно хочет транслировать в эфире своего канала. Но передача оказывается опасной не только для актеров, но и для зрителей. Через искажения тела «Видеодром» демонстрирует губительное влияние телевидения на психику зрителя.