В феврале большинство украинцев получит коммунальные платежки нового образца. Их формат, как и вписанные там цифры, могут неприятно удивить. Рассказываем, почему.

Любомира Ремажевская


В феврале большинство украинцев получили коммунальные платежки нового образца. Их формат, как и вписанные там цифры, могут неприятно удивить. Рассказываем, почему.

Электроэнергия

Почему у меня теперь две платежки/две графы в платежке за свет?

С 1 января 2019 года стартовала реформа рынка электроэнергии, которая должна приблизить украинский рынок к европейской модели. Первый шаг — реформа розничного, то есть потребительского рынка. Этот этап начался с ликвидации облэнерго, которые раньше осуществляли как поставки электроэнергии, так и ее распределение. Теперь эти две функции должны выполнять разные компании. Поэтому и в платежках они будут разведены.

Но способ оплаты не изменится — вы будете платить одним счетом за все.

Буду ли я платить больше?

Нет, просто теперь вы увидите, сколько стоит именно электроснабжение, а сколько вы платите за доставку электроэнергии к вам домой.

К кому обращаться, если что-то пошло не так?

Все, что касается сетей, расположенных за порогом вашей квартиры, а также счетчики — это компетенция оператора распределения.

К поставщику надо идти, если есть вопросы по корректности расчетов и по условиям оплаты, а также проблемы с сетями непосредственно в вашем жилище.

Планируется, что со временем потребитель сможет выбирать поставщика электроэнергии. При этом оператор распределения останется тот же.

Кому я должен заплатить за свет?

Платить нужно своему поставщику.

Например, в Киеве это Киевские энергетические услуги. В обновленных квитанциях будут все необходимые реквизиты.

Также можно зайти в личный кабинет на сайтах поставщиков (то есть, энергосбытов, которые создали на базе облэнерго), проверить название поставщика услуги и уточнить реквизиты.

Как проверить, тому ли я заплатил?

Самое простое — зайти в личный кабинет на сайте поставщика и посмотреть на счет: если там указан не ноль, а сумма, которую вы заплатили, то все в порядке. Также можно обращаться в центры обслуживания клиентов или звонить в колл-центр. Можно написать поставщику сообщение в социальных сетях или даже обычное бумажное письмо — тоже должно сработать.

Многие киевляне после запуска реформы не сориентировались и почти 39 млн грн ($1,4 млн) перечислили не той компании. По привычке они заплатили деньги компании ДТЭК Киевские электросети, которая теперь только оператор распределения. Но перечислить деньги нужно было поставщику — Киевским энергетическим услугам.

В целом по Украине таких случаев немало. Так что операторы распределения возвращают средства на нужный счет.

Если вы среди тех, кто так ошибся, то имейте в виду: деньги, уплаченные за январь, отобразятся на счету только после 1 марта. Если же в марте вы снова заплатите не туда, деньги перечислят до 1 апреля.

Нужно ли мне заключать договор с новым поставщиком?

Нет. Государство предусмотрело упрощенную процедуру — так называемый Публичный договор. Все, что нужно сделать — продолжать пользоваться услугой и своевременно оплачивать счета. То есть для «подключения» к новому поставщику вам просто нужно заплатить по платежке в феврале 2019 года.

Если у меня есть долг за 2018 год, как мне его оплатить? А если переплата?

Долг нужно уплатить на счет предыдущего поставщика услуги, который указан в старых квитанциях. Эти счета пока действуют. Переплата будет перечислена новому поставщику, но лучше этот вопрос уточнить по горячей линии в компании, которая вас обслуживает.

Тепло и горячая вода

Почему в моей платежке за тепло теперь гораздо большая сумма?

В ноябре глава правительства Владимир Гройсман объявил, что по требованию МВФ Кабинет министров наконец увеличивает тариф на газ для населения — на 23,5%. Поскольку 80% в стоимости отопления — это именно стоимость газа, эта услуга тоже существенно подросла в цене.

Нацкомиссии, которая регулирует энергетику и коммунальные услуги, нужно было время, чтобы пересчитать стоимость отопления, поэтому новый тариф применяется с января. Именно поэтому январские платежки оказались «дороже», чем декабрьские. Хотя от области к области показатели отличаются в зависимости от условий.

А еще подорожала вода, электроэнергия и выросла минимальная заработная плата. Эти показатели тоже влияют на тариф.

У меня стоит индивидуальный счетчик на отопление/домовой счетчик/нет счетчика. Как мне будут начислять услуги?

Проще всего тем, у кого индивидуальный счетчик. Вы платите за потребленные объемы тепла — гигакалории. Нужно только предоставить показатели вашем поставщику, и вы получите нужную платежку.

Еще вам придется заплатить за отопление так называемых «мест общего пользования» (это подъезды, чердаки, подвалы, комнатки консьержей и т.п.) — его стоимость распределяется между всеми квартирами в зависимости от метража каждого дома.

Если у вас установлен общедомовой счетчик, а индивидуальных нет, показатель этого счетчика просто делится между всеми квартирами в зависимости от их площади.

А вот если в доме счетчика совсем нет, придется платить по среднему тарифу. Например, в Киеве новый тариф составляет 38,5 грн ($1,4) на квадратный метр.

Горячая вода тоже подорожает?

Да, примерно на 23%, так как для ее подогрева тоже используют газ. Холодная вода подорожала немного раньше из-за роста стоимости электроэнергии.

Я живу в Киеве и пользуюсь бойлером, но мне постоянно приходят платежки за горячую воду с несоответствующими суммами. Почему и что делать?

Если вам приходят суммы за горячую воду, которые, по вашему мнению, не соответствуют реально потребленным объемам, вероятно, Киевтеплоэнерго просто не знает о вашем бойлере. Это могло произойти, например, из-за того, что компания получила от своего предшественника, Киевэнерго, не все документы, в том числе и о бойлерах.

Чтобы избежать таких недоразумений, нужно зарегистрировать бойлер у поставщика. Для этого следует или вызвать специалиста на дом (плюс — вы можете заставить его снять текущие показатели, и компания пересчитает расхождения), или отправить поставщику заявление по почте в произвольной форме.

Еще один нюанс — из-за технических несоответствий показатели счетчиков, предоставленные через сторонние платежные системы (не через сайт компании-поставщика) могут не зачисляться. Поэтому поставщик — сюрприз! — насчитывает по средней норме потребления, то есть по 3 кубометра на одного зарегистрированного в квартире жителя.

Газ

Поскольку в ноябре правительство увеличило тариф на газ на 23,5%, цифры в платежках выросли пропорционально.

Я живу в многоквартирном доме и у меня нет счетчика. Но еще в январе получил платежку с завышенной суммой. Почему?

Если вам пришла платежка, в которой счет за газ в три раза выше, чем вы получали в последнее время, не паникуйте. Просто вы стали жертвой «разборок» между Нафтогазом и облгазами, подконтрольными Дмитрию Фирташу.

Годами украинцы платили за газ, который не потребляли. Причина в том, что у многих нет счетчиков газа, а потребление топлива рассчитывалось по старым нормам от 2002 года — по 9 кубометров газа на одного жителя. Для того, чтобы сжечь столько газа, нужно почти круглосуточно держать включенной плиту.

Поэтому чиновники еще в 2016 году уменьшили норму втрое. Облгазы восстали против этой нормы и обратились в суд, который отменил новые нормы потребления газа. Поэтому в платежках за декабрь стоимость газа подскочила в разы.

В Нацкомиссии, которая регулирует энергетику и коммунальные услуги, заявили, что новые платежки за газ, которые украинцы получили в январе, рассчитаны законно, и потребители могут оплачивать по ним. Уже 30 января правительство вернуло уменьшены нормы, но пока не решено, распространяются ли они на старые платежки. Поэтому есть два варианта — не платить и обратиться за разъяснением к поставщику или заплатить и требовать пересчета.

Если мне пришла платежка за газ, в которой указан коэффициент, нужно ли платить, учитывая его?

Это так называемый коэффициент «приведения к стандартным условиям».

Стандартные условия — это условия поставки газа при температуре воздуха 20 градусов тепла по Цельсию и при давлении 760 мм ртутного столба. Однако эти условия существуют очень редко, из-за чего объемы потребленного газа могут отличаться от тех, по которым рассчитывались платежки.

В Нафтогазе говорят, что коэффициент может появиться, потому что облгазы ошибочно или умышленно трактуют по своему усмотрению кодекс газораспределительных сетей. Если в платежках начисления идут с коэффициентом 1,02 — это незаконно, и потребитель имеет право обратиться в полицию. Соответственно, за дополнительные объемы потребители платить не должны, только за то, что потребили по счетчику.

Если вам пришла платежка с таким коэффициентом, надо сразу зафиксировать, что это незаконно. Для этого отправьте поставщику письмо-обращение, в котором объясните ситуацию и попросите пересчитать. Шаблон такого письма можно найти в интернете.

Также надо обратиться с жалобой в Нацкомиссию, которая регулирует энергетику и коммунальные услуги. В Нафтогазе, правда, отмечают, что такие обращения не всегда действенны, поэтому рекомендуют параллельно обращаться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.

В то же время в газовой компании «РГК», принадлежащей Дмитрию Фирташу, сообщили, что доначисленные долги потребителей можно не оплачивать. Однако, несмотря на это, все облгазы подали в суд, чтобы отменить запрет делать такие доначисления.

Этот материал также доступен на украинском языке

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Поделиться: