Интернаты на карантине: домой вернулись 50 тысяч детей

Из-за пандемии коронавируса и карантина из специализированных интернатов в семьи вернули более 50 тысяч детей
Из-за пандемии коронавируса и карантина из специализированных интернатов в семьи вернули более 50 тысяч детейdepositphotos

Из-за карантина из интернатных заведений вернули домой 50 тысяч детей. Эту цифру назвал Николай Кулеба — уполномоченный президента Украины по правам ребенка. Но не все семьи, куда вернули детей, могут обеспечить их едой, обучением и безопасными условиями проживания. Как действует правительство, местные органы власти, общественные организации, социальные службы и волонтеры, чтобы помочь этим семьям?

Сколько именно детей вернули из интернатов?

«Мать одна воспитывает троих детей. Двое из них проживают в интернате. Домой мама их забирала раз в полгода. А теперь из-за карантина все дети дома, к тому же старший сын заболел. Денег на лекарства и продукты не хватает», — рассказывает волонтер Виктория Лемешко историю одной киевской семьи, которая обратилась к ней за помощью. Этой семье женщина передала продуктовый набор и лекарства.

Виктория более 20 лет занимается детьми-сиротами. Во время карантина просьбы о помощи от семей, проживающих в сложных обстоятельствах, в частности, куда вернули детей из интернатов, поступают у волонтерке со всей Украины.

Социальные работники не успели проверить условия проживания всех 50 тысяч детей, которых вернули домой. Часть из них — дети с инвалидностью. Не проверили из-за того, что возвращали их в спешке, говорит Николай Кулеба, уполномоченный президента Украины по правам ребенка: «То же происходит во время летних каникул. Просто сейчас во время карантина это произошло внезапно и дети оказались у родителей. Кто-то пьет, кто-то остался за границей на заработках». И добавляет, что угроза халатности дома могут касаться нескольких тысяч детей.

Какие у них проблемы?

По данным Кулебы, всего в Украине 92 тысячи детей учатся в около 600 интернатных учебных заведениях. Это общеобразовательные и специальные школы-интернаты, центры социально-психологической реабилитации, музыкальные и спортивные школы-интернаты и тому подобное. Из них — 37 тысяч детей ежедневно возвращались домой. То есть для них это было чем-то вроде обычной школы.

На время карантина в интернатных заведениях остались около 5 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Остальных попросили забрать домой. Тем родителям, кто не смог этого сделать, представители интернатных заведений сами отвезли детей.

«Именно в этих семьях есть предостережение, что родители не могут обеспечить детей надлежащими условиями проживания [...] Уже даже есть несколько десятков случаев, когда детей вернули обратно в учреждение, потому что родители не могут заботиться о ребенке. Я посещаю семьи, чтобы увидеть условия проживания детей, и большинство жалуются, что не хватает денег на питание», — говорит Кулеба.

Информационная гигиена не менее важна чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на платформе Спiльнокошт! Поддержите независимую журналистику

Дарья Касьянова — председатель правления общественного союза «Украинская сеть за права ребенка», называет еще несколько проблем. Во-первых, говорит, на местных уровнях между департаментами образования, социальной защиты и службами по делам детей нет координации. Соответственно, полной информации о том, кого отправили домой тоже нет, и поэтому сложно проверить условия проживания детей.

Система социальной защиты в Украине следующая: у 78% объединенных территориальных общин нет службы по делам детей, а у 30% — ни одного специалиста по социальной работе. И только 7 из 17 базовых социальных услуг обеспечивают объединенные территориальные общины на местах.

Еще одна проблема — доступ к обучению во время карантина. Не у всех семьях есть компьютеры, интернет или телевидение. «Возникает вопрос, каким образом их образовательные учреждения мониторят качество образования. Потому что среди тех детей, которые вернулись домой, есть выпускники школ и они будут поступать в высшие или другие учреждения», — рассказывает Касьянова.

92 тысяч детей в Украине учатся в около 600 интернатных учебных заведениях — общеобразовательных и специальных школах-интернатах, центрах социально-психологической реабилитации, музыкальных и спортивных школах-интернатахdepositphotos

Что делает власть?

Общественный союз «Украинская сеть за права детей» обратилась в Кабинет Министров — в частности в Министерство социальной политики и Министерство образования и науки, чтобы они добавили уязвимые семьи с детьми к группам, которым предоставляется гуманитарная и психо-социальная помощь в региональных и локальных штабах реагирования в борьбе с коронавирусом.

Николай Кулеба рассказывает, что государственные программы поддержки семей, проживающих в сложных жизненных обстоятельствах, сейчас в стадии разработки. В частности, Министерство социальной политики ведет переговоры с другими министерствами, чтобы решить, какая дополнительная помощь может быть выделена этим семьям.

Отдельно местным государственным администрациям поручено усилить мониторинг таких семей, и привлечь местные власти для предоставления социальных услуг.

Как это работает?

В Киеве есть 19 специальных школ-интернатов, где учится 3425 детей. Около сотни из них вернулись домой в Шевченковский район Киева. Такие данные в начале апреля получил районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи, и с тех пор социальные работники начали мониторить условия проживания детей дома.

По состоянию на начало мая, в Киеве домой вернулись 722 детей. Около сотни из них — в Шевченковский район — по данным районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. В помощи с продуктами нуждаются от 10 до 20% семей.

«Обязательно спрашиваем, есть ли у ребенка доступ к обучению через телевидение. Многие родители сами озвучивают свои проблемы: отсутствие продовольствия, средств ухода и тому подобное. Есть семьи, которые у нас находятся под особым контролем. С ними созваниваемся раз в неделю, чтобы проверить, не ухудшается ли их ситуация», — говорит Валентина Евсенева, директор центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Шевченковского района Киева. И добавляет, что не со всеми семьями удалось связаться — социальные работники ездят по указанным адресам в их базе, чтобы проверить условия проживания детей.

На базе Департамента социальной политики КГГА создали «Единый координационный центр». Он объединил благотворительные фонды, общественные организации и социально ответственный бизнес. По словам Евсеневой, центры социальных служб собирают информацию от семей, нуждающихся в продуктах. Этот список отправляют в «Единый координационный центр», который одобряет заявку и обеспечивает людей продуктовыми наборами.

Волонтеры и общественные организации разных городов Украины также помогают семьям, куда вернулись дети из интернатных учреждений. Волонтерка Виктория Лемешко рассказывает, что самостоятельно проверяет семьи. Больше всего люди просят продукты, средства гигиены. Также есть проблема с одеждой и обувью для детей.

«С началом карантина никто не осознавал глубину проблемы бедности в Украине. Люди и на так грани, а во время пандемии — вдвое на грани. Ко мне начали поступать звонки и просьбы от многодетных семей, куда вернули детей из интернатов, — говорит Виктория, — и в первую очередь надо поддержать эти семьи, куда возвращения детей стало большой неожиданностью, и родители материально не были готовы к их возврату».