Иски на $20 млрд за транзит: от чего отказалась Украина ради соглашения с Газпромом

Нафтогаз отказался от своих исков против Газпрома на $12,25 млрд (на фото — символическая «газовая труба» возле Верховной Рады, Киев, 22 марта 2012 года)
Нафтогаз отказался от своих исков против Газпрома на $12,25 млрд (на фото — символическая «газовая труба» возле Верховной Рады, Киев, 22 марта 2012 года)Андрей Скакодуб/УНИАН

Украина и Россия договорились продолжить транзит российского газа через территорию Украины. Они подписали соответствующие договоры после более чем четырехдневного почти круглосуточного марафона переговоров, продолжавшихся в Вене, Киеве, Москве и Брюсселе. Контракт был заключен на пять лет.

За это Нафтогаз отказался от своих исков против Газпрома на $12,25 млрд, а правительство отменило Газпрому штраф на $7,4 млрд за нарушение антимонопольного законодательства.

Хотя Газпром и согласился выплатить еще $2,9 млрд по решению арбитража, Нафтогаз все равно взыскал бы эти средства в 2020 году. hromadske посчитало, от чего отказалась Украина ради продолжения транзита российского газа. Вместе с тем следует помнить, что новые иски против Газпрома Нафтогаз мог не выиграть в полном объеме.

Для расчетов мы представили ситуацию, при которой Нафтогаз и Украина выиграют 100% исковых требований против Газпрома и взыщут с российской компании суммарно $22,56 млрд по решениям арбитражей и в качестве штрафов Антимонопольного комитета. Расчеты проведены по официальному курсу Нацбанка, установленному на 28 декабря 2019 года — 7 января 2020 года.

Требования Украины к Газпрому в арбитражах и антимонопольном деле это $2,91 млрд (которые Нафтогаз уже получил от Газпрома), $12,25 млрд, за которые Нафтогаз планировал судиться, и $7,4 млрд штрафа Антимонопольного комитета. Вместе это $22,56 млрд.

Эта сумма составляет 17,25% экономики Украины или две экономики Молдовы.

Этого выигрыша хватило бы, чтобы раздать по $534 или 12653 гривны каждому гражданину Украины это на 2 тыс. больше средней зарплаты в Украине.

Средств, от которых Украина отказалась, потенциально хватило бы, чтобы выплатить чуть больше четверти государственного долга Украины (он сейчас составляет $82,83 млрд) или чтобы удвоить золотовалютные запасы.

$22,56 млрд это 4,1 программы Международного валютного фонда, которую еще предстоит согласовать совету директоров МВФ. Или же за эти деньги Украина могла бы приобрести 1,7% акций Apple или 2,4% акций Google.

Получив выигрышы по всем арбитражами и взыскав все штрафы с Газпрома, скажем, 1 января 2020 года, Украина могла бы почти полностью отказаться от НДС и акцизов на товары, производимые внутри страны (в то же время с импортных товаров эти налоги продолжали бы взымать).

За эти средства государство могло бы профинансировать половину бюджета на 2020 год (или полностью профинансировать расходы на оборону, образование, здравоохранение, полицию, Национальную гвардию, и при этом остался бы большой остаток).

Также этой суммы хватило бы, чтобы выплатить среднюю пенсию (около 3 тыс. гривен) более чем 7 миллионам пенсионеров.

hromadske существует благодаря финансовой поддержке зрителей, ведь мы — независимое медиа, у нас нет владельца. Чтобы журналисты и дальше делали свою работу, помогайте нам на Спильнокоште.

Зачем Украине транзит?

В обмен на отказ от исков Украина получит транзит российского газа с 1 января 2020 года и уже получила $2,9 млрд от Газпрома. Ежегодно транзит может приносить более $1 млрд доходов. За пять лет транзита Украина получит не менее $7,2 млрд.

Кроме этого, благодаря транзиту газа работу не потеряют тысячи украинцев, работающих на предприятиях, обслуживающих газотранспортную систему.

Транзит газа удешевляет его стоимость для украинских потребителей: Украина покупает газ у европейских стран, однако поставляется он в основном с территории России. Это называется «виртуальный транзит».

В случае отсутствия транзита Украине придется закупать газ не виртуальным, а реальным реверсом, переплачивая за транспортировку газа Польше, Словакии и Венгрии.

Также заключение договоренностей с Россией о транзите сохранило за Украиной статус надежного транзитера и партнера. Если бы договоренностей не было, то Украину и Россию обвинили бы в том, что Европа осталась без поставок газа посреди зимы. Это имело бы соответствующие последствия для репутации и политической поддержки.