Как Могилянка президента выбирала и зачем за отставку министра выходили
С 2020 года в истории о выборах в Могилянке не было никаких сдвигов: все голосования за президента оказывались безрезультатными. Кандидаты менялись, а победителя так и не могли определить. В первую очередь, из-за законодательства: для победы в первом и втором туре необходимо было получить 50% голосов плюс 1 голос сверху.
Однако 5 февраля 2021 года Верховная Рада приняла поправки к Закону «О высшем образовании», которые должны «наладить» нежизнеспособную систему голосования. Теперь для первого тура будет действовать прежняя норма, а вот во втором победа достанется тому кандидату, который получит 50%+1 от общего количества участников голосования. Впрочем, и это изменение не очень помогло решить проблему: теперь причинами стали низкая явка и неоднородность сообщества. На предпоследних выборах 4,9% участников проголосовали «против всех» — в конечном счете, необходимого большинства голосов так никто и не набрал, и выборы объявили безрезультатными.
Отсутствие президента — опасное состояние для Могилянки. За этот период назначали нескольких исполняющих обязанности президента (избирали их, в частности, из вице-президентов): Татьяну Ярошенко, Василия Ожогана, а впоследствии — тогда еще декана факультета экономических наук Александру Гуменную. Впрочем, такое допустимо только на короткий срок (не более года), а Могилянке нужны институционные изменения, потому что сообщество застряло и не знает, куда двигаться дальше.
Очень ярко описывает состояние могилянцев изречение: «Мы погрязли в усталости». Но речь идет не об обычной усталости, а экзистенциальной: стабильность в виде выборов без победителя, разделенность сообщества на «ваших и наших», и ко всему этому — никаких решений ряда насущных проблем. Могилянцы отчаялись, что вообще смогут когда-нибудь кого-нибудь избрать.
Чтобы поддержать коммуникацию о выборах (которой и так не хватает), студенчество создало отдельные каналы информирования: там собирают информацию из доступных источников и представляют в простой форме. Было издано несколько специальных выпусков могилянского еженедельника «Спудейский вестник» с интервью с каждым кандидатом и объяснением ситуации с выборами. И, конечно, проходили дебаты и многочисленные встречи кандидатов с сообществом.
Но случилось чудо: на пятых выборах (27 января) во втором туре появились все шансы наконец-то избрать президента. Кандидат Сергей Квит завоевал лидерство еще в первом раунде, что могло означать и окончательный успех. Собственно, так и произошло — избирательная комиссия констатировала победу Сергея Квита с результатом в 52,8% голосов. Это первые выборы за последние несколько лет, во время которых необходимое большинство голосов все-таки удалось собрать.
Но не все так просто. На избирательном участке во время голосования произошел инцидент: неизвестные вошли в помещение, украли один из ящиков для голосования, а другой облили зеленкой. Похищенную урну полицейские позже вернули на участок, и, как отмечено в заявлении главы избирательной комиссии Владимира Венгера, количество выданных бюллетеней совпадало с количеством бюллетеней в обоих ящиках. Это подтвердила комиссия. Результаты выборов тогда признали оба кандидата: и Сергей Квит, и Александра Гуменная.
Избирательная комиссия передала Министерству образования и науки все необходимые протоколы голосования, а оно со своей стороны должно было подписать контракт с победителем выборов. Однако МОН решил этого не делать. Там обратили внимание на нарушения избирательного процесса из-за инцидента с ящиком, и заявили, что не признают результаты выборов. Впрочем, согласно действующему законодательству, у министерства нет полномочий признавать или не признавать — это делает Организационный комитет университета. А все авторитетные могилянские институции, и прежде всего студенты и выпускники, результаты выборов признали.
Могилянка во все времена славилась сопротивлением любому внешнему наступлению на свою свободу. Последней каплей стало объявление министерством конкурса на избрание нового президента — это были бы уже 6 выборы. В ответ на такие действия органы студенческого самоуправления создали комитет и объявили о начале бессрочной студенческой забастовки. Тезис прост: могилянское сообщество избрало своего кандидата, поэтому МОН должен заключить с ним контракт. Вечером 3 февраля было объявлено о первой акции протеста — ее запланировали на 4 февраля под Кабмином. В тот же вечер состоялось совещание с сотрудниками Минобразования, руководством Верховной Рады и представителями Могилянки (в том числе и студенческого самоуправления). И по ее результатам МОН отменил приказ об объявлении новых выборов.
Запланированную акцию протеста не отменили: несмотря на то, что назначать новые выборы передумали, о других решениях речь не шла. Студенты Могилянки (а позже — и других университетов, вышедшие в поддержку могилянцев) выдвинули три ключевых требования: признание результатов выборов и начало процедуры подписания контракта с их победителем; отставка министра образования и науки Сергея Шкарлета и прекращение наступления на академическую свободу университетов.
После акции членов стачечного комитета пригласили на встречу с премьер-министром Денисом Шмыгалем: тот получил обращение могилянцев и сказал, что он «на стороне студентов». А также отметил, что процесс подписания договора с Сергеем Квитом уже стартовал — началась специальная проверка кандидата.
Могилянское самоуправление будет следить за работой Кабмина с обращением могилянцев и контролировать ее. К тому же студенты не отменяют одно из главных требований забастовки: министр образования и науки Сергей Шкарлет должен подать в отставку. Это требование резонирует с общим настроением студенчества всей Украины, которое в случае демарша власти готово в очередной раз выйти в поддержку Академии.
В декабре 2020 года могилянцы вместе со студентами других университетов тоже выходили под Офис президента с этим требованием — и собираются бастовать дальше, пока Шкарлет не уйдет.
- Поделиться: