Кавказский Иерусалим: как живет самая закрытая в Азербайджане община горских евреев

Кавказский Иерусалим: как живет самая закрытая в Азербайджане община горских евреев

На севере Азербайджана в Губинском районе находится поселок Красная Слобода (по—азербайджански Гырмызы Гесебе). В разное время поселок назывался Зидковская слобода, Еврейская слобода, Красносельск, Фатали хан. Но чаще всего это место называют Кавказским Иерусалимом — это единственное на постсоветском пространстве место компактного проживания горских евреев.

По материалам Мейдан ТВ

Немного истории  

Горские евреи — это субэтническая группа; они впервые перебрались на Кавказ из Персии в V веке нашей эры. В азербайджанском городе Губе горские евреи впервые появились в 30-е годы XVIII века. Случилось это во времена правления губинского хана, Гусейнали хана. Его сын, Фатали хан, также взял горских евреев под свое покровительство и создал им условия для проживания. Евреи обосновались на левом берегу реки Кудиалчай. Сменить название поселка на Фатали хан придумали в 90-е годы, но новое название так и не прижилось.

Ничего плохого

Еще в советские времена Красная Слобода была состоятельной деревней, в которой велась бойкая торговля дефицитом: электроникой, мебелью, одеждой.

Сегодня это самая закрытая в Азербайджане община и одна из самых закрытых еврейских общин вообще. Вполне дружелюбные и общительные на первый взгляд, местные жители поговорят с вами лишь о погоде. Вопросы о себе и жизни в поселке не любят, особенно в присутствии камеры. Журналистов в Слободе трудно назвать желанными гостями. За съемочной группой Мейдан ТВ по улицам поселка следовали три машины: главы местного муниципалитета, главы местной общины и полиции. Нас расспрашивали, кто мы, откуда приехали, что снимаем, почему снимаем без разрешения (хотя для съемок на улице оно не требуется), затем настоятельно попросили не снимать ничего «плохого», например, «вот эту яму на обочине дороги». Кстати сказать, эта самая яма, пожалуй, единственный изъян на улицах поселка с богатыми фасадами домов, тротуарной плиткой и добротными дорогами.

Мейдан ТВ

Родина богатых евреев

Красная Слобода не похожа на остальные мелкие населенные пункты в азербайджанской провинции. Поселок встречает вас выстроенными в ряд и словно конкурирующими друг с другом своей красотой и лепниной особняками, чистыми и ухоженными улицами, по которым ездят дорогие автомобили. Особенно бросается в глаза огромный особняк с многочисленными пристройками за длинной белой стеной. Дом принадлежит одному из лидеров списка «Форбс», российскому миллиардеру, уроженцу Красной Слободы Году Нисанову. Он является совладельцем группы компаний «Киевская площадь», которая входит входит в ТОП-200 крупнейших частных компаний России и управляет рынками, в частности, московским Черкизовским рынком, ярмарками «Москва» и «Южные ворота», торгцентром «Европейский».

Год Нисанов не единственный известный богач поселка. Среди них, например, «некоронованные короли недвижимости в России», как их любят называть в СМИ, Захар Илиев (партнер Нисанова), Акиф Гилалов, Яков Якубов.

Но местные жители стараются лишний раз не упоминать имена своих могущественных земляков в беседе и переводят разговор на предков известного китайского и американского композитора Аарона Авшоломова или отца известного советского хирурга Гавриила Илизарова — они тоже были из Красной Слободы.

Дворец Счастья, Красная Слобода , Азербайджан, сентябрь, 2019 годМейдан ТВ

Поселок стариков и детей

По последним данным, в Слободе живет около 3 тысяч человек. В начале осени на улицах поселка пока достаточно людно. Но как рассказала нам местная жительница, попросившая не называть ее имени, с середины осени и до начала лета поселок пустеет.

«Останутся только старики и дети. Из нашей семьи зимуем здесь только я с детьми и моя бабушка. Мои родители, братья, муж — все они живут и работают в России», — говорит она.

Как объяснил нам местный житель Гриша Юсуфов, это все «связано с экономическими причинами». Сам он тоже через несколько дней после нашего с ним разговора собирался уехать в Россию. Он бы и рад найти работу в Азербайджане и никуда не уезжать даже на время, но пока не получается. Младший брат Гриши со своей семьей навсегда переехал в Израиль. И даже забрал с собой престарелых родителей. Мать, Соня Юсуфова, наотрез отказалась оставаться в Израиле.

«Мой муж скончался в Израиле, не смог жить вдали от родины. Вернулся сюда в гробу, — рассказывает 83-летняя женщина со слезами на глазах. — Я постоянно ругалась с невесткой, требовала вернуть меня сюда пока я живая».

Потому что здесь родина 

Дома, один другого краше, пустуют большую часть года, и при этом выглядят ухоженными. «Здесь похоронены наши отцы и деды; все хотят, чтобы тут у них был свой дом, не важно, где они живут — в Америке, Москве, России или Израиле, родиной они считают это место», — говорит Гриша.

Состоятельные уроженцы Красной Слободы привыкли помогать родному поселку и его менее удачливым обитателям.

«Ежемесячно они отправляют деньги нуждающимся. Например, мне, как матери-одиночке каждый месяц присылают $300, кому-то, кто больше нуждается, еще больше», — рассказывает нам на улице случайная прохожая. А еще они организуют и финансируют для местных различные курсы, например, по изучению английского, добавляет она. Детали того, как именно работает система обеспечения малоимущих, она раскрывать отказывается.

Красная Слобода, Азербайджан, сентябрь, 2019 годМейдан ТВ

Стипендии для учащихся

Родной язык горских евреев — джухури — входит в группу иранских языков. При этом почти все евреи Красной Слободы довольно неплохо говорят на азербайджанском и русском языках.

Раньше, еще до советских времен в поселке работали 13 синагог. Здесь кроме богослужения, также организовывались школы для еврейских детей. Теперь осталось две синагоги, еще одна переделана под школу, дети изучают здесь Тору, обычаи горских евреев, иврит. Школа также финансируется богатыми уроженцами Слободы. Учащимся даже платят стипендию — $100 в месяц.

По словам все той же жительницы Слободы, раньше на заработки кто в Россию, кто в Израиль, кто в Соединенные Штаты, уезжали в основном мужчины. Тогда круглый год в поселке можно было видеть лишь женщин и детей. Тогда же началась мода открывать «женские курсы», на которых учили поварскому делу, кройке и шитью, парикмахерскому мастерству. Обучающиеся на этих курсах также получали стипендию. «Сейчас многие мужчины забирают с собой свои семьи. Поэтому и людей на улицах стало еще меньше. Но летом, на праздники, почти все возвращаются. Хоронят умерших на чужбине тоже здесь».

При поддержке «Медиасети»