«Класс Акт»: театр подростков из разных концов Украины
«Класс Акт» — британский социально—театральный проект. Существует 27 лет. Его основала драматург Никола Маккартни. Она работает с детьми и подростками из необеспеченных семей, с воспитанниками детских домов, наркозависимыми, людьми с физическими недостатками, жертвами насилия и осужденными насильниками.
Анна Ересько, Анастасия Власова, Елена Зашко
— Можешь чая сделать? — нервничает девочка.
— Ты что, гонишь, малая? Кто из нас женщина? — отвечает ее брат и продолжает играть в видеоигру.
Обычный день начинается с обычной ссоры подростков.
— Так, алле! — в комнату забегает отец. — Вы опять ругаетесь?!
Ссора детей переходит в обсуждение планов на будущее. Отец — бизнесмен, который планирует передать дела детям. Сын — за. Дочь — против. Она мечтает делать платья. Мужчины в семье считают, что она — почти сумасшедшая.
— Я же говорила, что всем этим заниматься не буду, — смотрит на отца девочка.
— Да кто тебя спрашивает, — отмахивается он и идет в другую сторону сцены.
Фото: АНАСТАСИЯ ВЛАСОВА/ГРОМАДСКОЕ
Отец — это Алексей Вертинский. Вместе с другими украинскими актерами он играет в пьесе, которую написали три девочки-подростка. Она несколько наивна, но о том, что на самом деле беспокоит авторов — о семейном патриархате и о подростковых мечтах, которые высмеивает общество.
Пьеса называется «Цена мечты». На ее премьере в Большом зале Консерватории на Майдане Независимости — аншлаг. Это первый спектакль из десяти подобных. Их ставят двадцать подростков из двух городов Украины. Помогают им лучшие драматурги, режиссеры и актеры страны. И все это называется «Класс Акт».
Спектакль «Цена мечты» поставили по пьесе трех соавторов: Дарины Ряшко и Карины Яблонской с Чопа и Анастасии Куцовой из Авдеевки. Девушки работали над общей темой, которой интересовались больше всего — женский выбор, соотношение традиционных семейных ценностей и феминистских трендов.
Героиня пьесы разрывается между семьей и мечтой о профессиональной самореализации. Ее парень говорит: «Нормальная девушка должна быть нормальной», а подруга-феминистка тянет в другую сторону, откровенно презирая дорогих для героини людей.
Режиссер спектакля Алик Сардарян говорит, что этот конфликт не вымышленный, ведь у девушек из Чопа и Авдеевки были противоположные представления о том, из чего состоит женское счастье, поэтому для них было так важно проработать болезненную тему именно через дискуссию внутри творческой группы.
«Класс Акт» — британский социально-театральный проект. Существует 27 лет. Его основала драматург Никола Маккартни. Она работает с детьми и подростками из необеспеченных семей, с воспитанниками детских домов, наркозависимыми, людьми с физическими недостатками, жертвами насилия и осужденными насильниками.
Всех этих людей профессиональные драматурги и театральные режиссеры учат выражать себя языком театра, чтобы преодолеть социальные и психологические проблемы и пережить эмоциональные качели гормональной перестройки организма.
Фото: АНАСТАСИЯ ВЛАСОВА/ГРОМАДСКОЕ
В рамках украинского «Класс Акта» его куратор Наталья Ворожбит вместе с группой режиссеров весной поехала в два города на востоке и западе страны. Там они несколько дней общались с учениками произвольно выбранных школ. Театралы предлагали детям погулять по городу, поговорить, и затем — написать текст.
Это могла быть история, которую дети никогда не расскажут родителям, или кино, которое они хотели бы снять. Наталья Ворожбит говорит, что часто самые проблемные дети рассказывают действительно потрясающие истории.
Фото: АНАСТАСИЯ ВЛАСОВА/ГРОМАДСКОЕ
Участие в «Класс Акте» — это вызов не только для детей, которым сначала трудно даже понять, чего от них вообще хотят и почему они должны писать какие-то пьесы.
Это вызов и для профессионального театрального сообщества: актерский состав «Класс Акта» — это всегда «звезды» театра. А одно из главных правил проекта — не вмешиваться в детские тексты, не выбрасывать слабые места, не насмехаться над их наивностью и романтизмом.
Украинский вариант «Класс Акта» имеет специфику. Сложные подростки есть везде в мире, при этом не везде есть война и искусственный географический раскол. «Класс акт: Восток — Запад» доказывает, что подростки из Попасной или Нововолынска, Счастья или Клесова, Авдеевки и Чопа озабочены универсальными проблемами кризиса взросления, который не обходит ни одного тинейджера в мире, независимо от пола, страны или идеологии.
Фото: АНАСТАСИЯ ВЛАСОВА/ГРОМАДСКОЕ
Зрители, которые приходят на «Класс акт: Восток — Запад», чтобы увидеть антологию шедевров от вундеркиндов, несколько разочаровываются и не слишком хорошо понимают, куда попали.
Но «Класс Акт» нужен немного для другого — для того, чтобы подростки понравились себе в новом качестве и решились мечтать о лучшей жизни. И это на самом деле — вещь гораздо более важная, чем безупречность представления.
Фото: АНАСТАСИЯ ВЛАСОВА/ГРОМАДСКОЕ
— Ну, зачем все это? Вы все время боретесь, но никто вас всерьез не воспринимает, — говорит главная героиня спектакля «Цена мечты» подруге, с которой она выиграла грант на производство первой коллекции одежды. — Я не хочу всего этого — этих насмешек, этого тыканья пальцем. Знаешь, с меня хватит.
Она уходит со сцены, но — не от своей мечты. Через некоторое время коллекция одежды готова. Журналисты берут у девочки интервью.
— Ну ни фига себе! — удивляется ее брат, глядя на сестру по телевизору. — Молодец, сестричка, я всегда в тебя верил!
Занавес.
Фото: АНАСТАСИЯ ВЛАСОВА/ГРОМАДСКОЕ
- Поделиться: