Колядки о Бандере, кутья под охраной стрелков и никакого алкоголя: как праздновали Рождество повстанцы УПА

Колядки о Бандере, кутья под охраной стрелков и никакого алкоголя: как праздновали Рождество повстанцы УПА
hromadske

В канун Рождества, которое наши воины будут встречать в окопах, hromadske рассказывает о других борцах за независимость Украины — партизанах УПА.

В прошлом веке, 70-80 лет назад, в оккупированной советской властью стране они праздновали день рождения Христа тайком. Часто ради этого рисковали жизнью: хотели ощутить единство с народом и сохранить свои традиции, которые напоминали повстанцам о родном доме и придавали сил бороться дальше.

Празднование в хатах и в лесу

До 1947 партизаны праздновали Рождество в селах. Они говорили об этом так: «Не было большой блокады и приказа уйти в полное подполье».

Воины договаривались об этом со станичными — селянами, связанными с подпольем. Станичному сообщали, что такая-то сотня, столько-то людей придут в село на Сочельник. А он накануне праздника просил хозяев, чтобы те приготовили кутью и приняли к себе на вечерю нескольких солдат. На праздник также приглашали священников.

Сотник УПА Мирослав Симнич (на псевдо Кривонос) вспоминал празднование Рождества 1945 года в селе Белоберезка на Прикарпатье. Село тянется вдоль реки Черемош, но было еще несколько хат, разбросанных по близлежащим холмам. Вот в них, в отдалении, и собрались для празднования целым куренём.

«Пока командиры и стрелки ужинали, вооруженные стойковые охраняли село. Они часто менялись, поэтому все стрелки имели возможность насладиться блюдами Сочельника, наслаждаться, хотя бы коротко, домашним уютом. Люди принимали нас, чем кто мог, делились последним в это тяжелое время. Мы хорошо отпраздновали, а потом еще разошлись по окрестностям Белоберезки и колядовали группами. Таким образом, Рождественские праздники мы провели за праздничными столами и с колядой. Всю ночь по горам звучали повстанческие колядки».

После того как советская армия начала размещать в селах карательные подразделения, Рождество стали отмечать в лесу. Среди партизан были капелланы, которые отправляли праздничную службу. Командиры исполняли роль отца, который говорил приветственное слово, приглашал к столу, первым пробовал кутью.

Уповец Владимир Тютюн (псевдо Блудный) Рождество 1947-го описывает так:

«Помолились мы возле елки, украшенной шишками, и сели к Святой вечере. Не было двенадцати блюд, семьи, но была вера и рвение, была коляда, объединяющая нашу повстанческую семью. По просьбе роевых и стрелков командир разрешил пойти в село. Нас ждали. Мы ходили по селянским хатах, совместно колядовали, поздравляли. Под утро вернулись в лагерь».

Когда энкаведисты начали устраивать облавы в лесах, праздновали уже в тайниках.

Степан Стебельский (псевдо Хрин) написал воспоминания «Зимой в бункре». Бункром называли тайник или схрон. Он пишет о Рождестве 1948 года:

«Мне выпадет сегодня быть отцом во время вечери. Заранее выхожу на бункр, чтобы приготовить дидух и сено, которые ранее стрелки привезли из села. Входя в бункр, я поздравил всех вестью: "Христос рождается!", а все ответили: "Славите его!" Когда я расстилал солому на приче, а хорунжий Мирон — палатки и укладывал чеснок, просфору и свечи, в бункре стояла полная тишина. Лица стрелков не были грустными, но слезы текли по ним. Они были почтенными, праздничными и грозными.

На приче светились три свечи. Много их на елке. Каждый из нас чистенько одет. Образ Божией Матери освещен лампадкой. Становимся в ряд, проговариваем молитвы, поем коляду "Бог предвечный". После коляды моим долгом было сказать несколько слов. Мы стали делиться просфорой. Каждый втирал незаметно слезы, чтобы никто не видел».

Хрин описывает, что Сочельник после трапезы проходил весело:

«Каждый — кроме обычаев и обычаев со своих сторон — рассказывал о своих приключениях с прошлых лет. Рассказы время от времени утихали. Прерывала их коляда. Потом снова повествуем. Коляды мы должны были обязательно отколядовать все».

12 блюд — если повезет, и никакого алкоголя

Полноценная обрядовая вечеря на Сочельник у воинов могла быть, только когда они собирались на обряд у кого-то из газд.

У самих же повстанцев на столах было очень мало. Обычно это были каши с сухими фруктами, вареники, борщ и кутья, к которой продукты заготавливали еще с осени. После вечери снова молились.

Однако были случаи, когда повстанцам все-таки везло иметь на столе 12 блюд и соблюдать традиции их потребления. Старшины бросали кутью на потолок. Если прилипало много зерен пшеницы, говорили о больших урожаях, а если мака — что будут роиться пчелы.

Степан Стебельский вспоминает, как им удалось приготовить 12 блюд в бункре: борщ с ушками, кутья, вареники с капустой, каша с грушками, грибы, капуста, вареники с картофелем, голубцы, фасоль со сливами, колоченный горох, пампушки и сушь.

Алкоголь употреблять строго воспрещалось. Чаще повстанцы пили воду из карпатских рек.

За вечерей обязательно вспоминали тех, кто погиб за Украину.

Бофоны и подарки от волонтеров

Командиры УПА призывали бойцов на Рождество устраивать акции помощи бедным землякам.

«Каждый украинец должен поделиться куском хлеба и своим домом с голодающими братьями. Всех нас ждет одинаковая участь. Сегодня одного, завтра другого», — говорилось в памятке для повстанцев.

Заботились воины и о семьях погибших побратимов, помогали материально, чтобы они могли отпраздновать Рождество.

В те годы были и свои волонтеры, которые поддерживали воинов. Они готовили подарки партизанам на Рождество. Это могли быть табак, сушеные фрукты, одежда: рубашки, варежки, плетеные носки и т.д. Иногда все это упаковывали, а на свертке писали, для которого повстанца предназначен подарок. В основном этим занимались Тереновая сетка ОУН и референтура женщин или Украинского Красного Креста. Впрочем, историк Руслан Забилый отмечает, что организация подарков была скорее исключением, а не правилом. Чаще их получали раненые в госпиталях, а не здоровые стрелки.

Существовали в те времена и бофоны (от «боевой фонд») — денежные документы с национальной символикой ОУНР и УПА. На них повстанцы рисовали номиналы и обменивали у населения на деньги из местного обращения такого же номинала или продукты. Бофоны должны были храниться у людей до момента победы украинского государства, которое бы потом компенсировало эти расходы.

Есть рождественские серии бофонов, на которых изображались мечты и надежды украинских повстанцев. На купюре «10» изображена кремлевская стена, к которой через площадь бегут украинские воины с косами и саблями в руках. Некоторые залезли на башню, сорвали верхушку со звездой и устанавливают украинский национальный флаг.

hromadske

«Новая радость стала, как УПА восстала»

Одна из самых известных традиций Рождества — колядование. Но вместо торжественных и поздравительных, колядки тех времен превратились в повстанческие. Их пели на мотив традиционных украинских: «Бог предвечный», «Новая радость стала», «Бог ся рождает» и других. В них прославлялся и Господь Бог, и новорожденный Иисус, у которого просили покровительства от «люципера сталина» и «проклятых коммунистов». Была там и твердая надежда на свою победу и празднование следующего Рождества в свободной Украине.

* * *

Нова радість стала,

Як УПА повстала,

Яка підлих комуністів

Знищила немало.

АК помагає,

Бо вже добре знає,

Як антихрист лютий сталін

Народи карає.

* * *

Ой ти чуєш, брате,

Сумную новину:

Закували у кайдани

Нашу неньку Україну.

А Степан Бандера

На се споглядає,

Здоймив руки до Ісуса,

Ісуса благає: 

«Ісусе, мій милий,

Я Тебе благаю,

Поможи ми сю комуну

Вигнати із краю...»

* * *

«О, Ісусе милий,

Змилуйся нам нині,

Даруй волю, щастя й долю.

Нашій неньці-Україні».

 * * *

«Бог ся рождає, люди, веселіться,

Бо й Україні воля народиться».

Чем были повстанческие колядки для воинов УПА, удачно объяснил сотник Мирослав Симчич:

«И повстанческая коляда, и песня были тогда и позже сильным духовным оружием, часто сильнее криса. Повстанческие песни не только поддерживали дух воинов УПА в борьбе с жестоким врагом, но и сохраняли веру народа в независимую Украину в течение всего времени советской оккупации».

Открытки с трезубцем в центре рождественской звезды

Повстанцы распространяли патриотические рождественские открытки с поздравлениями для родных, любимых, товарищей по оружию. На них изображали Матерь Божью в вышитой сорочке и с Иисусом в колыбели, с одной стороны которой — хлев, а с другой — воины УПА с оружием и щитом с трезубцем. Или звезду: не советскую, а вифлеемскую с трезубцем в центре. На большинстве открыток — уповцы в лесу или на фоне Карпат смотрят на звезду, извещающую о рождении Спасителя.

К рисунку прилагалась надпись «Христос рождается!», «За украинское соборное самостоятельное государство», «Слава Украине — Героям слава!», «С Рождеством Христовым», или могла быть строка из колядки «Новая радость стала», «Бог предвечный родился».

К открытке мог еще добавляться поздравительный текст на отдельном листе. Например, писали: «Желаем вам пережить это тяжелое лихолетье, весело век прожить при своей семье, а в другие праздники заколядовать в Свободной Украине!»

Печатали их подпольно. Иногда изготовляли собственноручно, раскрашивали. Поэтому большинство из них простенькие, примитивные, выполнены двумя или тремя цветами.

Были и полиграфические листовки, которые печатали за границей для распространения среди диаспоры для напоминания о воюющей Украине и сбора средств на поддержку этой борьбы.

«Не плачь, мама, что пустым стоит место твоего сына»

Центр исследований освободительного движения совместно с архивом Службы безопасности Украины выложили в сеть 40 рождественских открыток и документов о праздновании Рождества в Украинской повстанческой армии.

Есть там документ без даты, с авторством «украинские повстанцы». Это обращение к украинским семьям. Оно актуально и сейчас.

Речь идет о тяжелых обстоятельствах, в которых приходится праздновать Рождество Христово. По стране носятся дикие орды красной москвы, а ненасытный людоед сталин (сегодня можем поменять на «путин») высылает тысячи украинских граждан в Сибирь на верную смерть. В тюрьмах и лагерях погибают десятки тысяч лучших сыновей и дочерей украинского народа.

В самой стране — сожженные села, осиротевшие бездомные дети и бедные матери, отдавшие сыновей и дочерей на службу Украине.

Однако это не пройдет безнаказанно. Украинский народ создал геройскую повстанческую армию, которая дает надлежащий отпор всем врагам.

Воины просят каждую украинскую семью, которая будет садиться за стол к Святой вечере, вспомнить тех, кто празднует «под звуки разорванных гранат, под шум треска скорострелов и вопль умирающих палачей».

«Вспомни и тех, кому судьба не судила быть в этом мире, которые жизнь свою отдали за Родину. И тех, кто во вражеских тюрьмах и далеких ссылках сегодня вместе с тобой стремятся к новорожденному Иисусу и умоляют его о лучшей судьбе украинскому народу. Они мыслями находятся под своими родными крышами, где вы садитесь к общей Святой вечере, и вместе с тобой будут петь в душе песню "Бог предвечный родился"...

Не плачь, мама, что пустым стоит место Твоего сына, он борец за Правду, он мститель Твоей обиды, он Рыцарь высокого чина… В борьбе находит он сладкую смерть за Тебя, за весь украинский народ, за волю Украины, за Украинское Самостоятельное Соборное Государство.

Не печалься, девушка, за милым, погибшим в бою, не плачьте, детки, что Отца нет среди вас, потому что: "Плач не дал свободы еще никому. А кто борец — тот обретает мир".

За труды, страдания, бессонные ночи получишь от рожденного Иисуса стократную плату. Ибо: "С нами правда, и сила, и воля".

Желаем вам счастливых и веселых праздников Рождества Христова! Слава Украине! Героям слава!»


Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала историку Владимиру Вятровичу.