Конкурс на нового главу Бюро экономической безопасности: «Схемы» обнаружили вероятные нарушения
Журналисты—расследователи программы «Схемы» (проект «Радио Свободы» и телеканала «UA: Первый») выявили ряд фактов, которые могут свидетельствовать о вероятных нарушениях процедуры при проведении конкурса по избранию директора Бюро экономической безопасности (БЭБ).
Об этом пишет «Радио Свобода».
Во время ключевых собеседований финалистов, которые длились почти в течение всего рабочего дня 13 августа, большинство членов конкурсной комиссии были подключены к заседанию в режиме видеоконференции.
В то же время они не появлялись на экране, не задавали вопросы кандидатам и вообще никак не показывали, что действительно присутствуют по ту сторону экрана. Журналисты утверждают, что это ставит под сомнение наличие кворума, необходимого для легитимности этого этапа конкурса.
Кроме того, способ распределения голосов, методика составления рейтингов кандидатов не были полностью определены заранее. Частично эти правила определяли сами члены комиссии в день решающего голосования.
Также один из членов комиссии — министр финансов Сергей Марченко — мог иметь конфликт интересов из-за голосования за кандидата Вадима Мельника. С ним как с тогдашним главой Государственной фискальной службы он ранее подписал трудовой контракт, и Мельника потом назначили директором Бюро экономической безопасности.
Журналисты также заметили, что некоторые члены конкурсной комиссии по избранию директора БЭБ не подтвердили свое присутствие в начале заседания 13 августа. Речь идет о министре инфраструктуры Александре Кубракове, первом вице-премьер-министре Алексее Любченко, заместителе руководителя Офиса президента Юлии Свириденко и главе Службы внешней разведки Александре Литвиненко.
Свое участие в финальном заседании по избранию руководителя БЭБ лично продемонстрировали только трое членов комиссии. Кроме Милованова, который во время видеоконференции был со включенной камерой и задавал вопросы участникам, в здании правительства, где проходили собеседования с кандидатами, физически присутствовали только двое членов комиссии.
В то же время, согласно регламенту комиссии, заседания считается полномочным при условии присутствия не менее пяти ее членов. Кубраков, Любченко и Свириденко впервые показали свои лица уже после собеседований с 12 кандидатами.
За все время многочасового заседания единственное уточнение к одному из претендентов имел глава Службы внешней разведки Александр Литвиненко.
По словам исполнительного директора общественной организации Transparency International Ukraine Андрея Боровика, эти факты могут поставить под сомнение весь конкурс.
«Этот конкурс был скорее, чтобы показать красивую картинку, и этого не вышло. Вопросы к конкурсу и его возможной легитимности является основанием для того, чтобы обратиться в суд и обжаловать его результаты», — сказал он.
Что об этом говорят в комиссии?
Министр финансов Сергей Марченко в комментарии журналистам сказал, что для того, чтобы составить мнение о кандидатах, необязательно быть на собеседовании. Мол, можно просто посмотреть их биографические справки и понять, «кто и как, каково качество этих кандидатов»
На вопрос, для чего тогда, по его мнению, нужен этот этап конкурса, министр ответил, что это «процедура, установленная законом».
На вопрос журналистов, почему Марченко не сообщил комиссии о конфликте интересов и не взял самоотвод, он ответил, что «в этом ракурсе так этот вопрос не рассматривал».
Что за Бюро экономической безопасности?
12 мая 2021 года правительство своим решением создало Бюро экономической безопасности. Оно должно стать единственным органом, который будет заниматься расследованием экономических преступлений. В Раде начало его полноценной работы прогнозируют на конец 2021 года. Глава конкурсной комиссии Тимофей Милованов прогнозировал, что БЭБ заработает с 25 сентября.
Впрочем, 9 августа Окружной админсуд Киева зарегистрировал заявление экс-секретаря СНБО Александра Данилюка с требованием запретить дальше проводить конкурс на должность директора недавно созданного Бюро экономической безопасности. В конце июля Данилюк подрался с Миловановым якобы потому, что последний умышленно не допустил его кандидатуру на должность главы БЭБ.
Ранее экономические правонарушения расследовала налоговая милиция, а также экономические подразделения Службы безопасности и Нацполиции. Необходимость создания отдельного органа объясняли тем, что налоговая милиция плохо расследует экономические преступления, а для остальных ведомств это вообще несвойственные функции.
- Поделиться: