«Корона для двоих». Как Трамп и Байден используют эпидемию в борьбе за Белый дом

«Корона для двоих». Как Трамп и Байден используют эпидемию в борьбе за Белый дом

«Мы учимся жить с вирусом», — заявил президент Трамп на дебатах 22 октября. «Да нет, мы умираем от него», — отреагировал Байден.

Кажется, это самое короткое и очень удачное описание позиций двух кандидатов по поводу пандемии — самого неотложного сейчас вопроса в США, на президентских дебатах и во всей президентской кампании.

Парадокс: самая экономически развитая страна мира с мощным технологическим и фармацевтическим сектором — в то же время больше всех пострадала от пандемии. На Соединенные Штаты приходится 4% населения мира и одновременно одна пятая от общего числа больных COVID-19 и умерших от него. В стране, которая находится в разгаре одного из главнейших политических событий последних лет, любая важная тема непременно политизирована. Коронавирус, конечно, не стал исключением.

Для Дональда Трампа — это очередной аргумент, чтобы обострить противостояние с Китаем. Отсюда — утверждение о «китайском/уханьском вирусе» и заявление о выходе из ВОЗ, которая якобы находится под контролем Пекина.

Для демократов стремительное распространение эпидемии по Штатам стало очередным подтверждением тезиса о «провальном лидерстве» Трампа и необходимости избрать президентом Джо Байдена.

Президент США Дональд Трамп выступает во время дебатов с кандидатом в президенты Джо Байденом в Университете Белмонт в Нэшвилле, штат Теннесси, США, 22 октября 2020 годаEPA/SHAWN THEW

Трамп: никакого COVID-19, только бизнес

Едва ли не вся деятельность администрации Трампа по противодействию коронавирусу, на первый взгляд, противоречила рекомендациям американских и зарубежных эпидемиологов.

Так, в конце января ВОЗ объявила чрезвычайную международную обстановку из-за стремительного распространения COVID-19 (в США тогда уже был первый случай), но призвала не закрывать границы. Трамп через несколько недель сначала ограничил въезд в США из Китая, а впоследствии — и из Европы.

Трамп неоднократно публично отрицал серьезность эпидемии — еще в феврале он говорил, что коронавирус «в один прекрасный день чудесным образом исчезнет». Также он неоднократно сравнивал его по серьезности с гриппом, что некорректно хотя бы потому, что от сезонного гриппа вакцина есть, а от коронавируса — нет. Теперь же мы знаем, что на самом деле президент США в частных разговорах воспринимал угрозу COVID-19 серьезно.

Но публично Трамп отрицал необходимость жестких локдаунов, проводил предвыборные мероприятия, где собирались тысячи людей, и время от времени говорил об эпидемии довольно странные вещи. Например, о необходимости проводить меньше тестов, чтобы улучшить статистику заболеваемости (Белый дом впоследствии объяснял, что это шутка). Посты Трампа в Facebook и Twitter с дезинформацией про COVID-19 блокировали не единожды.

Президент США Дональд Трамп и кандидат от демократов Джо Байден во время президентских дебатов в Университете Белмонт в Нэшвилле, штат Теннесси, США, 22 октября 2020 годаEPA/SHAWN THEW

Хотя действенных лекарств или вакцины от коронавируса нет, администрация президента США и Трамп лично отстаивали использование противомалярийного препарата гидроксихлорохин. Его действенность в лечении COVID-19, в конце концов, так и не была подтверждена — а из-за массовой скупки препарата людьми с коронавирусом его не хватало для пациентов, которым он действительно нужен.

Вторая волна коронавируса в США, которая оказалась сильнее первой, смогла лишь частично повлиять на позицию Трампа в отношении COVID-19. Республиканцы тоже ограничили проведение мероприятий, а президент начал носить маску (хотя и не на всех публичных мероприятиях) и даже советовать это другим. Но «китайский вирус», по мнению Трампа, все еще не является оправданием карантина. Иными словами, не стоит закрывать экономику, рост которой был главным козырем нынешней администрации, к тому же уже частично нивелированный пандемией.

И, как ни парадоксально, изменить такую позицию не смогла даже болезнь самого Трампа. Американского президента даже ненадолго госпитализировали, коронавирус обнаружили у десятков людей в Белом доме — но это не заставило Трампа говорить о COVID-19 как о реальной угрозе.

Показателен ответ вице-президента Майка Пенса на критику, что, мол, администрация не соблюдает меры безопасности, которые сама же и рекомендует. Пенс сказал, что считает, что каждый американец самостоятельно должен решить, следовать этим мерам или нет.

Иными словами, пандемия, которая унесла жизни более 220 тысяч американцев, не заставила Трампа подходить к проблеме иначе, как через призму делового подхода. Спасение человеческих жизней он пытается уравновесить экономическими достижениями за период своего пребывания на посту.

Кандидат от демократов Джо Байден выступает во время дебатов с президентом США Дональдом Трампом в Университете Белмонт в Нэшвилле, штат Теннесси, США, 22 октября 2020 годаEPA/SHAWN THEW

Байден: я знаю, как лучше, потому что я не Трамп

Как бы цинично это не звучало, но как раз для кампании Байдена коронавирус сыграл на руку и превратился в главную тему оппонирования Трампу. Активно в избирательную гонку бывший вице-президент включился именно весной, в разгар первой волны эпидемии, когда из борьбы за президентство выпали другие кандидаты от демократов.

В момент, когда Трамп еще пытался сопротивляться жестким карантинным мерам, Байден подчеркнуто ответственно отнесся к опасности: отказался от встреч с избирателями, засел дома (учитывая почтенный возраст он понимал, что «вписывается» в группу риска) и вел кампанию онлайн. Еще, конечно, советовал всем обязательно носить маски и соблюдать все нормы безопасности.

Стратегия Байдена изначально была достаточно проста и логична — критиковать Трампа за безответственность и неверные шаги в борьбе с эпидемией. И, конечно, за частые нелепые заявления и советы Трампа, которые звучали в ежедневных брифингах в Белом доме.

Еще в марте Байден обнародовал собственный план борьбы с COVID-19, а после избрания кандидатом в вице-президенты Камалы Харрис расширил его, назвав «планом Байден-Харрис». Большинство из семи пунктов плана — о необходимости исправить ошибки прошлого, то есть администрации Трампа. Например, для уязвимых категорий населения — людей с инвалидностью или пожилых американцев, у Байдена есть отдельно прописанные планы действий.

У Байдена, благосклонного к медицинской реформе предыдущего президента Барака Обамы, в частности к медицинскому страхованию для всех, также была возможность напоминать и о неэффективности медицинской системы в США при Трампа в целом.

Впоследствии Байден возобновил встречи с избирателями, и его заявления о трамповых неудач в борьбе с вирусом стали еще резче. Но порой и крайне нелогичны.

Например, во время одного из выступлений Байден произнес: «Если бы президент нормально делал свою работу с самого начала — все люди были бы живы. Абсолютно все — я не выдумываю, просто посмотрите на статистику».

Статистика распространения коронавируса в США действительно пугает. Впрочем, если взглянуть даже на те страны, которые были образцовыми в борьбе с COVID-19 — на ту же Новую Зеландию или Южную Корею — полностью предотвратить смертельные случаи не удавалось нигде.

Кстати, интересно было наблюдать за реакцией Байдена, когда стало известно об инфицировании его оппонента в начале октября. Демократ заявлял, что «всеми мыслями с президентом Трампом и первой леди Меланией», желал им скорейшего выздоровления. А еще обещал молиться за их здоровье. В свете жесткой критики Байденом любых действий Трампа в отношении COVID-19 такие дружеские пожелания сложно воспринимать без должной иронии.

На фоне этого в штабе Байдена со всей тщательностью отнеслись к тестированию на коронавирус. Заявили, что кандидат от демократов проходит тесты еженедельно, а также обязательно — перед дебатами с Трампом. А вот когда в штабе Байдена-Харрис все же зафиксировали несколько случаев заражения, кандидат в вице-президенты отменила турне в Северную Каролину (хотя у нее вирус не подтвердился).

Хотя упреки Байдена достаточно логичны, справедливости ради стоит отметить: сложно сказать наверняка, справился бы он значительно лучше с эпидемией, к которой никто не был готов. В плане Байдена по борьбе с коронавирусом прописаны вроде бы правильные вещи, но удастся ли воплотить их достаточно эффективно и оперативно, чтобы спасти сотни жизней, если демократ все-таки займет президентское кресло?

Кандидат от демократов Джо Байден держит маску во время дебатов с президентом США Дональдом Трампом, Университет Белмонт, Нэшвилл, штат Теннесси, США, 22 октября 2020 годаEPA/MICHAEL REYNOLDS

Вакцинная политика

Вопрос, который Байден комментирует пока довольно осторожно, — это вакцина от коронавируса. Но из плоскости медицинской он уже давно перекочевал в политическую.

Действующий президент США настаивает на скорейшем выводе готовой вакцины на рынок. Предложение Трампа заключалось в том, чтобы шесть американских компаний объединили свои усилия для разработки вакцины и ее выпуска в обращение (на все это государство выделяет более $60 млрд).

16 сентября Трамп объявил, что вакцина будет уже через 4-8 недель — грубо говоря, ему хотелось бы успеть еще до дня выборов. Однако успеет ли к тому вакцина пройти все этапы испытания — большой вопрос.

На последних перед выборами президентских дебатах Трамп обозначил другой дедлайн — конец 2020-го. Можно предположить, что Трамп имел в виду — при условии, если его переизберут. Поскольку он уже заявлял, что при Байдене (и вообще при демократах) вакцины не будет вовсе.

Байден, в свою очередь, говорит, что «верит вакцинам и американским ученым», и отмечает, что решение, когда можно будет полноценно пользоваться безопасной вакциной, должно оставаться за экспертами и врачами, а не политиками. А Камала Харрис на вице-президентских дебатах две недели назад отметила, что не собирается вакцинироваться от COVID-19 по указанию президента Трампа, поскольку не доверяет его вакцине, и будет ждать рекомендаций врачей.

Выборы и люди

Конечно, эпидемия сильно повлияла на избирательный процесс. Болезнь Трампа и его отказ перейти в онлайн-формат помешали провести полноценные вторые дебаты, вместо них кандидаты просто выступили на различных телеканалах. Первые происходили с минимумом зрителей в зале.

Агитационные кампании обоих кандидатов тоже сильно отличались от того, как это бывает обычно. Байден демонстрировал, что не желает подвергать себя и избирателей опасности. У Трампа из-за коронавируса оставалось меньше времени на съезды.

Кроме того, эпидемия неизбежно повлияла и на избирателей. Многие штаты начали досрочное голосование, чтобы избежать скопления людей 3 ноября. А голосование по почте, которое из года в год становилось все более распространенным среди американцев, в 2020-м достигнет крупнейших за все время масштабов. На выборах четырехлетней давности, на которых победил Трамп, примерно каждый четвертый голос направлялся почте. Уже сейчас это число превысило 30%.

Женщина в футболке с изображениями Трампа стоит возле места проведения заключительных президентских дебатов в Университете Белмонта в Нэшвилле, штат Теннесси, США, 22 октября 2020 годаEPA/MARIO CRUZ

Среди тех, кто отдал свой голос именно так, сторонников Демократической партии почти вдвое больше, чем Республиканской. И это неудивительно: Дональд Трамп неоднократно заявлял, что считает этот метод источником потенциальных фальсификаций, и призвал своих сторонников приходить на участки лично. Это несмотря на то, что уже по крайней мере девять штатов ввели обязательное голосование по почте, и сам Трамп проголосовал так еще в августе — как и в течение многих лет до этого.

Никаких убедительных свидетельств массовых фальсификаций из-за дистанционного голосования на выборах в США пока нет. Одно из исследований показало, что их процент колеблется от 0,0003 до 0,0025%.

Одно из последних заявлений Трампа о 50 тысячах неправильных бюллетеней, которые якобы получили избиратели штата Огайо для голосования на президентских выборах, оказалось фейком. Другое — частично подтвердилось: в штате Пенсильвания на помойке нашли девять(!) бюллетеней для военных, в семи из которых якобы стоял голос за Трампа, но министерство обороны США пока не говорит о преступном умысле.

У дистанционного голосования, которое получило распространение из-за эпидемии COVID-19, есть и менее очевидная сторона. Из-за большого количества бюллетеней, отправленных по почте, мы вряд ли узнаем окончательные результаты президентских выборов на следующий день после голосования, как это было раньше. А значит, после 3 ноября начнется период неопределенности, который неизвестно сколько продлится.

На первых дебатах Трамп отказался однозначно ответить на вопрос, признает ли он результаты выборов в таком случае. И намекнул, что не будет сдерживать своих сторонников, если они прибегнут к протестам. И хотя позже президент США все-таки согласился признать результаты выборов, какими бы они ни были, вопрос, что же будет в случае вероятного поражения Трампа, это не снимает.

В любом случае, республиканцы к тому времени могут иметь мощный козырь — подавляющее большинство в Верховном суде США, который имеет полномочия отменить результаты выборов или обязать пересчитать голоса.

22 октября профильный комитет Сената одобрил кандидатуру Эми Кони Баррет на вакантную должность судьи Верховного суда. Большинство сенаторов — республиканцы, и они уже заявляли о готовности утвердить Баретт в должности как можно быстрее. Это вполне может произойти до объявления окончательных результатов — а потому есть вероятность, что 3 ноября 2020 года будет не единственным днем голосования за президента США.