Лучшее украинское кино года. Кто будет бороться за «Золотую Дзигу»

Кадр из фильма Валентина Васяновича «Атлантида», лауреата Венецианского фестиваля
Кадр из фильма Валентина Васяновича «Атлантида», лауреата Венецианского фестиваля

Украинская киноакадемия 21 апреля назвала номинантов на национальную кинопремию «Золотая Дзига». За участие в конкурсе соревновались 86 работ.

В этом году премию будут вручать в 23 номинациях. Рассказываем об украинских лентах, которые будут соревноваться за звание «Лучшего фильма».

«Плохие дороги», реж. Наталья Ворожбит

Известная ранее как драматург и сценарист Наталья Ворожбит экранизировала собственную одноименную пьесу. Кстати, это единственный фильм-номинант, который еще не был в широком украинском прокате. Конечно, из-за пандемии.

«Плохие дороги» — это пять новелл, пять коротких историй о судьбе людей, живущих среди окопов и блокпостов. Военные, гражданские и журналисты в фильме Ворожбит показаны людьми, далекими от прилизанных образов в пропаганде. Под палящим степным солнцем они учатся жить по новым правилам, которые действуют на прифронтовой зоны. Возможно, Ворожбит делает один из первых шагов на территорию украинского кино о войне, которое непременно должно прийти на смену так называемым «патриотическим» блокбастерам о современности или «славном прошлом».

«Атлантида», реж. Валентин Васянович

Один из главных украинских фильмов прошлого года. Лауреат Венецианского кинофестиваля и большого количества других наград. Украина также выдвигала его на получение Оскара в категории «Лучший международный фильм», но с этим не сложилось.

Действие фильма происходит в 2025 году. Война закончена, Украина победила Россию, но освобожденные территории обезвожены в буквальном и переносном смысле. Истощены и ветеран Сергей, главный герой фильма, который возвращается в родной город.

Его место работы — меткомбинат — закрывает иностранный владелец, поэтому он остается один на один со своей болью. В поисках утешения и денег он становится водовозом — спасением для тех, кто вынужден жить и работать среди выжженной земли.

В фильме снялись непрофессиональные актеры, участники боевых действий и волонтеры.

«Черкассы», реж. Тимур Ященко

Фильм по мотивам реальной истории — обороны тральщика «Черкассы», который во время российской агрессии в Крыму был заблокирован в бухте Донузлав, но продолжал оказывать сопротивление российским силам. Конечно, это игровая картина, поэтому не стоит ожидать от нее документальности.

В центре повествования — двое ребят, выходцев из одного села, которые вместе служат на тральщике. Пока они в море — на материке происходит смена власти, а затем и аннексия Крымского полуострова.

Безусловная заслуга создателей фильма — критическое изображение самих моряков, отказ от топорной героизации. Фильмов о событиях 2014-го снято немало, но «Черкассы» — едва ли не первая попытка объяснить мотивы тех, кто перешел на российскую сторону.

«Земля голубая, словно апельсин», реж. Ирина Цилык

Единственная документальная лента среди номинантов. Красногоровка, Донецкая область. Анна в одиночку воспитывает четверых детей. Им пришлось расти, мягко говоря, не в лучшие времена, но это не значит, что детство отменяется, — мать делает все возможное для их счастья. Старшая дочь Анны хочет связать свою жизнь с кино и планирует поступать в профильный вуз, а пока берет камеру в руки и снимает фильм о жизни своей семьи и родного города.

Цилык удалось снять щемящее и человечное кино о жителях востока Украины почти без войны в кадре — ограничившись лишь сценой обстрела в начале фильма. А еще это фильм о детстве, мечтах, семейном уюте и даже немного кино про кино, в котором заметна любовь режиссера к своим героям.

«Толока», реж. Михаил Ильенко

Фильму-долгострою, который режиссер задумал еще в конце 60-х, не повезло со временем релиза. 12 марта 2020 года, в день выхода ленты на большие экраны, начался масштабный локдаун по всей Украине, что привело к переносу фильма на конец лета, когда кинозалы еще не пришли в себя после длительной паузы.

Ильенко не изменил себе и снял фантазию в традициях украинского поэтического кинематографа, а этот термин, как известно, несет и положительную, и отрицательную коннотации. Вдохновляясь Шевченко, режиссер в сюрреалистической манере рассказывает историю Украины от казацких времен до современности через историю одного дома и его владелицы, которая проживает эпоху за эпохой, каждый раз восстанавливая дом благодаря толоке — общей тяжелой работе родственников и соседей. На долю дома Катерины выпадают все возможные проблемы, среди которых войны и голодомор.

Остается вопрос — наградит ли современная толока из украинских кинематографистов, членов киноакадемии, фильм статуэтками.

Автор: Роман Губа