Лучшее украинское кино года. Кто будет бороться за «Золотую Дзигу»

Украинская киноакадемия 21 апреля назвала номинантов на национальную кинопремию «Золотая Дзига». За участие в конкурсе соревновались 86 работ.
В этом году премию будут вручать в 23 номинациях. Рассказываем об украинских лентах, которые будут соревноваться за звание «Лучшего фильма».
«Плохие дороги», реж. Наталья Ворожбит
Известная ранее как драматург и сценарист Наталья Ворожбит экранизировала собственную одноименную пьесу. Кстати, это единственный фильм-номинант, который еще не был в широком украинском прокате. Конечно, из-за пандемии.
«Плохие дороги» — это пять новелл, пять коротких историй о судьбе людей, живущих среди окопов и блокпостов. Военные, гражданские и журналисты в фильме Ворожбит показаны людьми, далекими от прилизанных образов в пропаганде. Под палящим степным солнцем они учатся жить по новым правилам, которые действуют на прифронтовой зоны. Возможно, Ворожбит делает один из первых шагов на территорию украинского кино о войне, которое непременно должно прийти на смену так называемым «патриотическим» блокбастерам о современности или «славном прошлом».
«Атлантида», реж. Валентин Васянович
Один из главных украинских фильмов прошлого года. Лауреат Венецианского кинофестиваля и большого количества других наград. Украина также выдвигала его на получение Оскара в категории «Лучший международный фильм», но с этим не сложилось.
Действие фильма происходит в 2025 году. Война закончена, Украина победила Россию, но освобожденные территории обезвожены в буквальном и переносном смысле. Истощены и ветеран Сергей, главный герой фильма, который возвращается в родной город.
Его место работы — меткомбинат — закрывает иностранный владелец, поэтому он остается один на один со своей болью. В поисках утешения и денег он становится водовозом — спасением для тех, кто вынужден жить и работать среди выжженной земли.
В фильме снялись непрофессиональные актеры, участники боевых действий и волонтеры.
«Черкассы», реж. Тимур Ященко
Фильм по мотивам реальной истории — обороны тральщика «Черкассы», который во время российской агрессии в Крыму был заблокирован в бухте Донузлав, но продолжал оказывать сопротивление российским силам. Конечно, это игровая картина, поэтому не стоит ожидать от нее документальности.
В центре повествования — двое ребят, выходцев из одного села, которые вместе служат на тральщике. Пока они в море — на материке происходит смена власти, а затем и аннексия Крымского полуострова.
Безусловная заслуга создателей фильма — критическое изображение самих моряков, отказ от топорной героизации. Фильмов о событиях 2014-го снято немало, но «Черкассы» — едва ли не первая попытка объяснить мотивы тех, кто перешел на российскую сторону.
«Земля голубая, словно апельсин», реж. Ирина Цилык
Единственная документальная лента среди номинантов. Красногоровка, Донецкая область. Анна в одиночку воспитывает четверых детей. Им пришлось расти, мягко говоря, не в лучшие времена, но это не значит, что детство отменяется, — мать делает все возможное для их счастья. Старшая дочь Анны хочет связать свою жизнь с кино и планирует поступать в профильный вуз, а пока берет камеру в руки и снимает фильм о жизни своей семьи и родного города.
Цилык удалось снять щемящее и человечное кино о жителях востока Украины почти без войны в кадре — ограничившись лишь сценой обстрела в начале фильма. А еще это фильм о детстве, мечтах, семейном уюте и даже немного кино про кино, в котором заметна любовь режиссера к своим героям.
«Толока», реж. Михаил Ильенко
Фильму-долгострою, который режиссер задумал еще в конце 60-х, не повезло со временем релиза. 12 марта 2020 года, в день выхода ленты на большие экраны, начался масштабный локдаун по всей Украине, что привело к переносу фильма на конец лета, когда кинозалы еще не пришли в себя после длительной паузы.
Ильенко не изменил себе и снял фантазию в традициях украинского поэтического кинематографа, а этот термин, как известно, несет и положительную, и отрицательную коннотации. Вдохновляясь Шевченко, режиссер в сюрреалистической манере рассказывает историю Украины от казацких времен до современности через историю одного дома и его владелицы, которая проживает эпоху за эпохой, каждый раз восстанавливая дом благодаря толоке — общей тяжелой работе родственников и соседей. На долю дома Катерины выпадают все возможные проблемы, среди которых войны и голодомор.
Остается вопрос — наградит ли современная толока из украинских кинематографистов, членов киноакадемии, фильм статуэтками.
Автор: Роман Губа
- Поделиться: