Люди гибнут за металл

Люди гибнут за металл

Весной 14-го года восточные регионы Украины, в частности Донецкую и Луганскую области, захлестнула волна сепаратизма. В заложниках у террористов оказались десятки тысяч людей. Та часть населения, которая не поддержала прихода русской весны вынуждена была покинуть свои дома и имущество, и бежать в безопасные места проживания.

Это предприниматель из Донецкой области Владимир Веселкин. После того, как два года назад его родную Горловку захватили сепаратисты, он был вынужден уехать из города. Кроме собственного дома, Веселкин, как и тысячи предпринимателей Донбасса оставил на оккупированных территориях и свой и бизнес, который развивал годами: "Бизнес простой — скажем так, по хлебобулочным изделиям, уровень средний для такого города как Горловка — это город областного значения — это почти 300 тысяч населения, и мы получается, я смог организовать производство и выйти на уровень, конкурировать с мощными заводами, которые там были.

...Все это происходило в один из летних дней. Я был в батальйоне, мне отзвонился директор предприятия. Он мне расказал, что с утра приехали люди вооруженные. Перелезли через забор, открыли ворота. Ну сторож понятно им все открыл. Я думаю бить сторожа-они не били. Почему ну смысл там человеку сопротивляться. Сторож открыл (04-40) был как раз склад полностью забит мукой, на там порядка почти 170 тысяч гривен. И потом эти люди сказали что все, это народное, это первое — все для народа»

Но, в отличие от Веселкина и других донецких предпринимателей, компании которых захватили сепаратисты, одному известному бизнесмену удалось договориться с боевиками. Ринат Ахметов. Его компании «Метинвест» принадлежат Харцызский трубный и Енакиевский металлургический завод с филиалом в Макеевке, расположенном на оккупированных территориях. На Енакиевском метзаводе производится квадратная металлическая заготовка — основа для многих металлов изделий. По нашей информации, именно эти заготовки вывозятся с оккупированных территорий и отправляются в морской порт Мариуполя. Далее, квадратная заготовка, в народе более известная, как «карандаши» может расходиться с мариупольского порта по всему миру.

Если енакиевская металлическая заготовка идет через Мариуполь, то становится очевидно, с заводом Ахметова на оккупированной территории все в порядке.

По правую сторону от меня находится оккупированный Донецк. По левую — подконтрольный Украины Мариуполь. По нашей информации, по этой дороге каждый день в Мариуполь завозятся металлоконструкции, изготовленные на оккупированной территории. Именно этот факт мы и попытаемся зафиксировать.

Металлопродукцию из так называемой «ДНР» везут на украинскую территорию почти не скрываясь. Большие грузовики снял наш коллега из Мариуполя — вот они на фото.

Вот они на видео. Идут с оккупированных территорий в сторону Мариуполя и днем, и ночью. Нагруженные, именно такими, квадратными заготовками, которые изготавливаются на оккупированной территории.

Куда же везут в Мариуполе эту металлопродукцию с оккупированных территорий? Конечная точка движения грузовиков — Азовский судоремонтный завод. Это крупное предприятие также имеет свои причалы. Почему же не в Мариупольский порт? Наш коллега Максим Кицюк назвал одну из возможных причин этого факта.

«Почему именно туда? Потому что эти карандаши грузят на корабли, и, чтобы корабли не платили арендную плату за посещение порта, они каким-то образом договорились с судоремонтным портом (заводом) и на причалах их производится загрузка, чтобы было дешевле для самой компании».

О том, что бизнес Ахметова хорошо чувствует себя на оккупированных территориях, знает и журналист, родом из Донецка — Денис Казанский: «В Донецкой области прекрасно работает завод в Енакиево. Пушилин его посещает, фотографии есть соответствующие. В общем его пускают. Они там инспектирует все. Вот так вот они работают. В принципе продукция вывозиться только через территорию Украины потому что иначе нет просто других путей. Они вывозят через Мариупольский порт».

Не стал опровергать факт сотрудничества с оккупированными территориями и подчиненный Ахметова — директор Металлургического комбината имени Ильича.

Его завод также входит в группу «Метинвест»: «На сегодня действительно работают… и предприятия, в том числе, на той стороне. Работает Енакиевский металлургический завод, Харцызский трубный завод, которые безусловно с нами взаимодействуют. И безусловно, у них тоже есть своя определенная проблема с логистикой. Но тем не менее, на сегодня на уровне компании эти проблемы удается решать».

Каким же образом Ринату Ахметову удается сохранить свой бизнес на оккупированной территории и почему его до сих пор не национализировали? Почему его не постигла судьба пекарни горловского предпринимателя Владимира Веселкина? Благодаря Денису Казанскому мы получили документы, которые могут пролить свет на этот вопрос.

Это распоряжение военной администрации оккупированного города Ясиноватой, подписанное комендантом с позывным «Корсар». В нем он обязывает одно из коммунальных предприятий города Ясиноватая подписать договор и принять благотворительную помощь от Енакиевского металлургического завода.

Впоследствии, по имеющимся у нас документам, завод Ахметова начнет фактически передавать в руки террористам дизельное топливо, бензин, цемент и другие строительные материалы.


Вот это сам договор, где одной стороной выступает Енакиевский завод, принадлежащий Ахметову, а другой — одно из коммунальных предприятий оккупированного города Ясиноватой. А вот приложения к настоящему договору, и здесь мы можем увидеть, что именно и в каких объемах завод передавал коммунальному предприятию города Ясиноватой.
Ну вот к примеру, это первое приложение «Спецификация номер один», и за ним Енакиевский завод передавал в коммунальное предприятие Ясиноватой строительные материалы. Общей суммой почти один миллион гривен. «Спецификация номер два» и здесь мы видим, что завод передает дизельное топливо на сумму около ста тысяч гривен.

В самой компании «Метинвест» утверждают, что налогов боевикам не платят, а работают только с украинским бюджетом. В Государственной фискальной службе информацию в подтверждение этих слов не предоставили, сообщив, что третьим сторонам такую ​​информацию они не предоставляют, а также отметили, что в связи с антитеррористической операции, данные предприятия могут и не платить налоги в Украине. Впрочем, из документов, которые мы имеем, можно сделать вывод, что в компании Ахметова, похоже, нашли как минимум один способ, как рассчитываться с боевиками, чтобы не потерять бизнес на оккупированных территориях. У подчиненного Рината Ахметова другая позиция. Руководитель мариупольского металлургического завода им. Ильича Юрий Зинченко в производстве на оккупированных территориях проблемы не видит: «Как по мне, так не должен бизнес страдать от того, что происходит в политике, но к сожалению, на сегодня так, что мы страдаем от этого, и безусловно, любые ограничения на продукцию, которую производит Украина, куда бы там она не поставлялась, это плохо».

Александр Гуменюк, Слідство.Інфо