Маска, тест на коронавирус и возврат денег. Что надо знать об авиаперелетах в условиях пандемии

Границы понемногу открываются, самолеты возвращаются в небо, а мы учимся путешествовать по новым, установленным пандемией правилам. Какие документы надо подготовить перед посадкой, какие правила действуют в самолетах и аэропортах, а также что делать, если ваш рейс задерживают или отменяют — объясняет юрист Мария Терещенко.
Какие документы мне необходимы?
Из-за пандемии многие страны ввели дополнительные требования, с которыми пассажирам авиарейсов необходимо ознакомиться перед вылетом. Например, помимо привычного набора документов, сейчас некоторые страны могут требовать от пассажиров, чтобы те перед полетом предъявляли результаты тестов на COVID-19, сертификаты вакцинации или заполняли специальные анкеты, сообщая свои контактные данные и историю путешествий. Без этого перевозчик может запретить пассажиру посадку в самолет.
Какие правила действуют в самолетах и аэропортах?
С тех пор как полеты начали возобновлять, аэропорты ввели температурный скрининг всех посетителей. Часто это создает большие очереди и затягивает время, поэтому лучше прийти заранее. Хотя сейчас аэропорты понемногу отказываются от этой практики, а некоторые авиакомпании измеряют температуру уже при посадке на рейс.
В правила безопасности на борту также входит обязательное ношение маски в течение всего полета. За нарушение масочного режима некоторые американские авиакомпании даже добавляют пассажиров в черный список — сейчас их там больше тысячи, говорит Мария Терещенко. При этом воздух в салонах постоянно циркулирует через фильтры, он полностью меняется за несколько минут.
Чтобы избежать скопления людей в проходах самолетов, некоторые страны и авиаперевозчики просят пассажиров сдавать все вещи в багаж или требуют, чтобы ручная кладь была меньшего размера. Меньший размер клади позволил бы разместить ее не на полках над пассажирами, а под креслом, а по прилету быстро ее оттуда извлечь и спокойно выйти из самолета.
Что делать, если ваш рейс задерживается?
Необходимо обратиться к перевозчику. Если это рейс дальностью менее 1,5 тысяч км, который задерживается на 2 часа, перевозчик должен предоставить пассажирам питание и прохладительные напитки. Если это рейс дальностью от 1,5 до 3,5 тысяч км, который задерживается на 3 часа и более, пассажиры также имеют право на два бесплатных звонка или электронные письма.
Если рейс переносится на следующий день, перевозчик обязан предоставить пассажиру место в гостинице и трансфер в отель и обратно в аэропорт. Если вы вынуждены самостоятельно оплачивать место в гостинице, сохраняйте чеки и потом обращайтесь к перевозчику за компенсацией расходов.
Если рейс задерживается более чем на 48 часов, он считается отмененным.
Что делать в случае отмены рейса?
Если рейс отменили или пассажиру отказали в перевозке, можно претендовать на компенсацию от перевозчика. Ее размер будет зависеть от дальности рейса и будет колебаться между 250 и 600 евро. Для этого пассажир должен письменно обратиться в авиакомпанию, приложив билет, квитанции об оплате багажа, справки о задержках рейса и другие документы, которые могут ускорить рассмотрение претензии.
Правила возврата средств за билеты распространяются и на лоукостеры.
А если из-за задержки рейса вы опоздали на следующий?
Прежде всего, если летите с пересадкой, надо позаботиться, чтобы между рейсами было достаточно времени. Но если первый рейс все же задержался и поэтому вы не успели на второй, необходимо обратиться к тому перевозчику, который опоздал. Перевозчик обязан перебронировать место, чтобы вы добрались до пункта назначения.
А если вы заболели?
Если у перевозчика есть сомнения по поводу пассажира, он может потребовать справку, что пассажир достаточно здоров и не представляет опасности для других. Если у пассажира будет температура выше 38 градусов, лихорадка, кашель или затрудненное дыхание, его могут не пустить в самолет и передадут медицинскому персоналу.
Если вы заболели, у вас есть соответствующие справки и поэтому не можете воспользоваться билетом, вам должны вернуть средства без применения штрафных санкций. Это касается не только COVID-19, но и любой болезни, которая мешает лететь.
Материал опубликован при поддержке: The Black Sea Trust for Regional Cooperation. A project of the German Marshall Fund. Мнения, выраженные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения Black Sea Trust или их партнеров.
- Поделиться: