«Мавританец» из Гуантанамо и «Рыцари справедливости» из датского метро. Что смотреть в кинотеатрах в этот уик-энд

Кадр из фильма «Мавританец»
Кадр из фильма «Мавританец»

В эти выходные в украинских кинотеатрах выйдут лишь 9 фильмов (по сравнению с 13 на прошлой неделе). Два из них — из глубокого прошлого. Это завершение обеих трилогий по Толкину — «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) и «Хоббит: Битва пяти воинств» (2014). Остальные фильмы — 2019-го, 2020 годов и нынешние премьеры. Жанры представлены едва ли не все — от комедий до ужасов, от мелодрам до боевиков с фантастикой.

Но заметнее всего — американский «Мавританец» и датские «Рыцари справедливости».

«Мавританец»

С «Мавританцем» все должно быть ясно с первого взгляда. «Звезд» здесь россыпь — Бенедикт Камбербетч («Шерлок»), Джоди Фостер («Молчание ягнят»), Тахар Рахим («Пророк») и Шейн Вудли («Дивергент»), а сюжет походит на пафосное и шумное высказывание об ущемлении прав по этническому и религиозному принципам. Но зрителю задают такие вопросы, на которые надо долго искать ответы, поскольку нет однозначности.

Мир — не дискретный, утверждают создатели фильма, сознательно отказываясь разделять героев на правых и левых, добрых или злых. Словом, здесь нет четкого разграничения белого и черного. К тому же во время защиты заключенного с печально известной базы на Кубе, Гуантанамо, адвокаты ведут речь не о том, виновен их подопечный или нет, а о том, что его удерживают незаконно, без предъявленного обвинения. И подписям под его показаниями никто не верит, потому что сделаны они были после 70 дней пыток.

История Мохаммеда Улд Слахи, вывезенного из Мавритании в 2002 году, переправленного в лагерь Гуантанамо и освобожденного только в 2016-м — это история хаотической мести США за теракт 11 сентября. В фильме за дело Мохаммеда (Рахим) берется известная активистка Нэнси Голандер (Фостер), пытаясь его освободить. А военный прокурор Стюарт Коуч (Камбербетч) получает «сверху» приказ об обратном — довести дело до смертной казни.

Защитница и обвинитель пытаются исследовать дело, по которому заключенный осужден заочно, ведь его вина не доказана. Изучая его, они находят множество нарушений закона и попытки высшего руководства Минобороны и властей страны ничего не обнародовать, пряча все за завесой «секретности» и защиты «национальной безопасности».

В «Мавританце» можно увидеть две составляющие — адвокатско-правозащитную и актерско-игровую. Первая — практическое рассмотрение дела и законодательная казуистика, вторая — эмоциональность и чувственность. В обеих частях режиссеру Кевину Макдональду («Последний король Шотландии») удалось найти тот баланс, когда фильм не сваливается в сухость юриспруденции и не перегибает палку с экспрессией натурализма. Здесь «королем» становится уже актер, и речь идет не о Фостер или Камбербетче.

Тахар Рахим — абсолютный центр «Мавританца». В такой тонкой истории очень легко оттолкнуть зрителя педалированием страданий заключенного или отстраненностью защиты. Но у Рахима получилось проскользнуть «между капельками» и идеально рассчитать пропорции с проявлением эмоций мимикой, движениями тела и произнесенными словами. Этот идеал он обнаружил уже в роли мусульманина на службе ФБР в сериале «Призрачная башня», что дало Макдональду идеального кандидата и для «Мавританца». И Рахим сыграл соответственно — точно попав в яблочко идеи и актерского мастерства.

Третья составляющая — это серьезная драматургически идея. В «Мавританце» закон, право человека на защиту и презумпция невиновности — абсолют. И это даже представитель обвинения понимает, несмотря на понятное желание найти виновных и покарать преступников. На реплику друга о гибели трех тысяч человек в протараненных самолетами башнях Всемирного торгового центра «Кто-то должен ответить за это!» он содержательно отвечает: «Но не кто угодно!»

Уже неоднократно затронутая тема правового осуждения доказанно виновных в фильме Макдональда получила полноценное цивилизационное развитие и воплощение. Об этом речь шла в том же «Призрачной башне», где герой Рахима — мусульманин, как и организаторы и исполнители теракта 11 сентября. Но не все мусульмане — преступники. Здесь важно, что в фильме персонаж Рахима не показан безгрешным, его прокурор — злым или убежденным во зле обвиняемого, а адвокат — доброй и доверчивой. Все разные, и каждый может быть осужден только по закону.

«Мавританец» обходит идеализацию, из-за чего и сам становится немного идеалистическим, намеренно не раскрывая вину и причастность героя к трагедии — мол, докажите. Но в этом и есть исключительность фильма, дерзкого в своей позиции.

«Рыцари справедливости»

Возможно, это покажется странным, но «Рыцарей справедливости» можно назвать родственными с «Мавританцем». По крайней мере, их объединяет идея «другого» пути: причинно-следственный механизм не так уж и совершенен, если его рассматривает человек. И в аварии на метрополитене необязательно кто-то виноват, тем более тот человек, который выбросил — ну очень нелогично — бутерброд с соком за 14 евро. Ведь этот человек только на 95% похож на брата главаря байкеров, против кого должен біл давать показания один из участников банды, который случайно ехал в вагоне и погиб в результате аварии.

Датский уникум Андерс Томас Йенсен («Адамовы яблоки», «Зеленые мясники») снял кино с друзьями-актерами в своем любимом стиле, где сочетание жанров образует настоящее фрик-шоу. Здесь можно гомерически хохотать, как на комедии. Но это комедия черная и базируется она на философии, пусть и не прикладной. Все начинается с впечатляющего детектива, но он так переплетается с драмой, что поневоле плачешь. Хотя и не долго, потому что тут же начинается криминальная история. А за ней — сразу экшн...

И все сюжетные линии столь же сногсшибательно визуализируют герои — хладнокровный, но с неудержимо взрывным характером солдат, потерявший в аварии жену (Мадс Миккельсен), статистик, который уступил этой женщине место, но выжил (Николай Лие Каас), депрессивный хакер (Николас Бро) и остальные (не)адекватные им типы с психическими и душевными отклонениями. Вместе они создают нестандартное зрелище стандартных человеческих коллизий. Получается оригинально, трогательно и немного безумно.

Такого точно не видел рядовой зритель. А обученный скандинавскими полижанровыми фильмами ценитель может по-новому кайфануть от сложно закрученного, но одновременно знакомого итогового постулата: «Бойся своих желаний, ведь они могут сбыться». Именно из желания девочки из далекого Таллинна получить в подарок велосипед непременно синего цвета весь причинно-следственный механизм и начинает крутить шестерни, отзываясь в Дании похищением велосипеда у другой девочки. Ее мама теперь вынуждена сама везти дочь в школу, но только на метрополитене, потому что ее машина сломалась.

Поиск виновного в аварии порождает глобальные ошибки с приблизительными расчетами, а следовательно, и выводами. И здесь интересно, что, вероятно, «Рыцари...» — очень даже религиозный фильм, своеобразным образом защищающий Бога и предоставленную Им человеку свободу. На Него «наезжают» в течение половины фильма: мол, как Он мог допустить такую аварию. Затем «выясняется», что это умышленное убийство. Потом — ошибочно совершается месть. И за всем этим стоят люди. А в результате круговорота событий уничтожены мерзавцы (которые не были причастны к первопричине, но виновны в сотнях других грехов) — и возникает интересная и дружная компания. В ней кто-то находит семью, кто-то — любовь, а кто-то понимает, что на самом деле нужно его дочери. Насилие перемешано с гуманностью, смех — со смертью, а ожидание одного в результате дает совершенно другое.

В четкие границы уже виденного это запихнуть невозможно! Этим и выделяются «Рыцари...» — как абсолютная кинематографическая жемчужина нового уикенда украинского проката.

Автор: Ярослав Пидгора-Гвяздовский