Муральная дилемма
Нужны ли Киеву 100 настенных росписей в год?
Осенью 2016-го года кураторы проекта Art United Us объявили, что создадут 100 настенных росписей в Украине, преимущественно в Киеве. Темпы рисования муралов, недостаточное согласование с жителями и особенности размещения изображений в городском пространстве вызвали волну критики. "Громадское Культура" выяснило, почему муралы вызывают столько споров.
Как все начиналось?
Мы пообщались с кураторами четырех инициатив, создававших настенные росписи в Киеве и Каменец-Подольском, начиная с 2010-го года.
Muralissimo — международный фестиваль стрит-арта, который проходил в Киеве в 2010-2012 годах. Организован киевской городской галереей искусств «Лавра». Одним из кураторов проекта был художник Вова Воротнев.
Мурал художника 2Shy в рамках проектaMuralissimo.muralissimo.blogspot.com
Respublica — фестиваль современного уличного искусства в Каменце-Подольском. Там выступают украинские и зарубежные музыкальные группы, а уличные художники приезжают, чтобы разрисовать дома в спальных районах города. Существует с 2011 года, директор фестиваля — Андрей Зоин.
Мурал художников«Добрые люди» в Каменец-Подольском.respublicafest.com
Art United Us — международный урбанистический арт-проект. Его цель: с помощью искусства объединить людей и привлечь внимание к проблемам войны, агрессии и насилия. Создатели планируют нарисовать 100 муралов в Украине и еще 100 за ее пределами, создавая «кольцо мира». Основатель — Гео Лерос. Кураторы: Ирина Канищева, Илья Сагайдак и Waone с letne Interesni Kazki.
Мурал художника James Reka в рамках проекта Art United Us.facebook.com/artunitedus
Mural Social Club — международный урбанистический арт-фестиваль. Его цель: популяризировать современное искусство в Украине и мире с помощью размещения его в публичном пространстве. Учредитель: негосударственная общественная организация Sky Art Foundation Кураторы: Олег Соснов и Юлия Островская.
Мурал Aaron Li-Hill в рамках проекта Mural Social Club.Фото: Максим Белоусов
Что происходит сейчас?
Гео Лерос, куратор проекта Art United Us: Мы хотим сделать 100 работ до конца года в Украине, а также ста работ в 2017 году в 40 странах мира, из которых 90% работ будут создавать украинские художники. У нас политика такая: если рисуем в Украине, то добро пожаловать к нам, а если в других странах, то главная цель — поддержка украинских художников.
У нас есть суточные, которые мы платим художнику. У нас они фиксированные для всех.
Гео Лерос, куратор проекта Art United Us.hromadske.ua
Есть частные меценаты, немалое количество работ профинансировал французский меценат Бертран Кост, несколько работ проспонсировала компания Виннер Автомотив, есть друзья, которые скинулись и помогли в проекте с метро. Это совершенно разные люди, но для них первоочередной целью является преподнести подарок городу.
Олег Соснов, куратор проекта Mural Social Club: Мы ведем переговоры с украинскими художниками, которые никогда не пробовали себя в стрит-арте, а также с теми, которые уже являются признанными мастерами. В рамках этого проекта мы хотим продвигать их и на мировой арене, и в нашей стране.
Олег Соснов, куратор проекта Mural Social Club.hromadske.ua
Сейчас наша задача в том, чтобы максимально поднять планку искусства в публичном пространстве, чтобы людям не просто было приятно ходить и смотреть на подсолнухи, радугу или еще какие-то цветочки, но и чтобы там появлялось искусство действительно мирового уровня, чтобы люди, не прилагая физических или финансовых усилий могли приобщиться к прекрасному и увидеть работы художников, на которых есть спрос в музеях современного искусства всего мира.
Поскольку развитие стрит-арта набирает колоссальные обороты, то все-таки правильно обратить наше внимание и сузить акцент на действительно концептуальном искусстве, чтобы не пойти в какую-то окончательную декорацию Киева, в частности старого центра, а добавить интересные объекты в спальные районы.
Работа художника Millo в рамках проекта Mural Social Club.Фото: Максим Белоусов,skyartfound.com
Андрей Зоин, организатор фестиваля музыки и уличного искусства Respublica: На первом фестивале рисовали художники из Украины, России и Беларуси. Я тогда начал больше читать о стрит-арте, о городских проектах и понял, что стоит рисовать все-таки в спальных районах. С тех пор мы перешли в спальники. За 5 лет мы разрисовали 50 домов, создали новый туристический маршрут в спальных районах города, попали в Google Art Project.
Поскольку у нас немного людей в команде, мы выбираем только самые интересные проекты. Нам недавно звонили из психиатрической больницы, из отделения, где находятся пациенты, которые вообще не выходят, которых привезли из тюрем. Они живут там и гуляют только по периметру двора, ограниченного трехметровым бетонным забором. Поэтому к нам обратился главврач и спросил, не можем ли мы что-то для них нарисовать на заборе. Мы подумали, что это очень крутой проект, дали художнику задание, и он сейчас изучает, какие цвета и изображения можно использовать.
Андрей Зоин, директор фестиваля Respublica.hromadske.ua
Главная проблема у нас — это недостаток финансирования, потому что мы принципиально не сотрудничаем с политическими силами, а основные деньги все-таки у них. Мы сами стараемся работать на тех художников, которых привозим. Соответственно, если художник летит из Австралии или Германии, то много денег уходит на его перелет и у нас они не всегда есть.
В старом центре Каменца-Подольского и так все хорошо, а коренное население в основном живет в спальных районах. Поэтому, если мы хотим делать что-то для города, то вполне логично рисовать это в спальниках для жителей, а не для туристов, приезжающих в город.
Мурал вКаменец-Подольськом.respublicafest.com
Шум, граффити-райтер: Нам предложили два фасада в спальных районах, и мы их сделали. Думали, что будем продолжать, но когда в этом году понеслось, то поняли, что это, во-первых, слишком попсово, а во-вторых, люди не особенно этому рады. После этого пропало желание двигаться в данном направлении.
Кроме того, что все это делается в центре, еще везут художников, которые рисуют реализм, лицо, птички, цветочки, вышиванки. Половину из того, что было нарисовано в центре за последний год, я просто не отличу.
О чем спорят?
Как решить, что рисовать в публичном пространстве
Гео Лерос, куратор проекта Art United Us Одним из пунктов является образование, самообразование людей. Невозможно сделать все муралы одинаковыми, должен быть контраст. Люди смотрят и видят, что это им нравится, а остальное — не нравится. Так и формируются вкусы.
Ольга Балашова, искусствовед, куратор: Работа в публичном пространстве отличается тем, что мы не можем опираться на понятие вкуса. Потому что вкус —категория, принадлежащая восемнадцатом веку, и это всегда определенная иерархия: есть носители абсолютного вкуса, а есть те, кто не дотягивают до них. Эта парадигма здесь не работает. Здесь как раз задача в том, чтобы договориться, чтобы все люди, имеющие отношение к этому пространству, могли высказать свое мнение, принять участие. И этот момент в данной ситуации отсутствует.
Искусствовед Ольга Балашова,hromadske.ua
Публичное пространство и роль городской власти
Сергей Щелкунов, общественный активист: То, что мы имеем сейчас на стенах города — это не стрит-арт, это имитация бурной деятельности киевской городской государственной администрации, использующей тему, которая нравится молодежи в Instagram и Facebook, и является просто популизмом.
Общественныйактивист Сергей Щелкунов.hromadske.ua
Владельцы домов и пользователи пространства, в которых создаются муралы, не принимают никакого участия в этом процессе. Они не чувствуют себя собственниками и теми, кто имеет реальное право влиять на то, как это пространство будет развиваться.
Ольга Балашова, искусствовед: Это часто преподносят как практику декоммунизации: мы убираем старый советский вид нашего города и предлагаем другой ему на смену. Но механизм, по которому это происходит, такой, как и прежде: есть люди, у себя в кабинетах решают, как все должно быть, договариваются и делают, не спрашивая у жителей города. Таким образом, они нивелируют идею публичного пространства, не считаются с тем, что это зона совместного владения.
Андрей Зоин, организатор фестиваля Respublica: муралы — это еще и современная гречка для каких-то политических партий. Люди, которые приходят к власти, хотят делать городские проекты и видят раскрученную тему: муралы, популяризация города, благоустройство района, новый туристический маршрут. Так почему бы им не нарисовать несколько муралов в своем городе?
Работа в Каменец-Подольском в рамках фестиваля Respublica.respublicafest.com
Росписи в центре и спальных районах
Гео Лерос, куратор проекта Art United Us: Смотрите, вы приезжаете, например, в Барселону. Разве вы едете сразу в спальные районы, на окраины, чтобы посмотреть на культуру? Нет, вы гуляете в центре, смотрите на город, на приезжающих художников. Там очень много работ, как и в Валенсии, Лондоне, Берлине, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Повсюду это сконцентрировано. Поэтому мы решили сделать первую часть проекта в центре, чтобы был пешеходный маршрут и люди могли гулять и смотреть.
Варвара Поднос, аналитики не в сфере городского развития, аналитический центр CEDOS: Организаторы этого проекта говорят, что они хотят создать новый туристический маршрут, но нет ли в Киеве других пространств, которые могут привлекать туристов и которые можно развивать? Здесь вопрос также в том, почему мы ориентируемся на западный опыт. Конечно, мы знаем о Берлине, в котором очень много муралов. Однако этот опыт, сработал где-то, но не факт, что сработает у нас.
Олег Соснов, куратор проекта Mural Social Club: В 2012-2014 годах я работал в центре. Это производит больший коммуникативный эффект, но целью была скорее популяризация этого типа искусства, а не сама работа в центре. Я старался не работать на старых домах. В этом году объекты были созданы на Святошино, Севастопольской площади, Оболони. То есть существует четкая тенденция к децентрализации как в Киеве, так и вообще в стране.
Я считаю, что объектов в центре много. Рисовать на старых домах, которые, по сути уже являются завершенными произведениями архитектурного искусства, возможно, не имеет смысла.
Аутентичная Троещина гораздо интереснее любому туристу, чем панельные дома, разрисованные глобалистскими картинками, которые уничтожают всю аутентику этого района. Огромную ошибку допускают Гео Лерос и организаторы подобных вещей, думая, что они так «вестернизируют» Киев и делают его интересным для туристов. Это вообще абсурд. Потому что туристов не обманешь. Когда турист из Запада приезжает в Украину, он ищет какого-то брутализма, потому что верить в причесанную Украину — это самодурство, таковой не существует.
Работа художникаAgostino Iacurci в рамках проекта Mural Social Club.Фото: Максим Белоусов,skyartfound.com
Изменения города: видимые или ощутимые?
Сергей Щелкунов, общественный активист: Это просто такой ремонт. Однако вместо того, чтобы ремонтировать жилищно-коммунальный сектор или инфраструктуру, мы создаем такие видимые изменения вместо того, чтобы делать реальные реформы в Киеве.
Ольга Балашова, искусствовед: Это очень быстрый, эффективный и популистский метод показать, что у нас происходят изменения. Это такая витрина изменений. Она заметна, ее невозможно игнорировать, все люди это видят и думают: «Наш город меняется к лучшему. Здесь уже нет мрачных серых стен, а появляются райские птицы и девушки в вышиванках». Этот спекулятивный момент позволяет делать вид, что мы чем-то заняты и создаем интересную городскую обстановку. И в то же время, не делаем ничего для того, чтобы город стал работать как организм.
Мурал в рамках проекта Art United Us.hromadske.ua
Гео Лерос, куратор проекта Art United Us: Меня же за руку никто не приводил. Это какая-то наболевшая мысль, что кто-то чей-то помазанник. Это не так. Есть хорошие проекты, которые поддерживает мэрия, не важно, не важно связаны ли они с муралами. Есть арт-проекты, которые делают для города, и это нормальная мировая практика, когда мэр города, министр культуры или другие должностные лица поддерживают подобные проекты.
Другие разногласия
Критическую реакцию активистов также вызывает выбор участников в пользу иностранных художников и особенности вписывания работ в городское пространство.
Что дальше?
Варвара Поднос, аналитик: Большинство конфликтов возникают не потому, что муралы некрасивые, а потому, что людей не спрашивают. Это не должно быть каким-то сложный механизмом, можно прийти к людям в доме и оставить им анкеты.
Сергей Щелкунов, общественный активист: Если жильцы дома утверждают, что им не нравится роспись, думаю, что будет достаточно публичного заявления.
Работа художника INO в рамках проекта Art United Us.Фото: #dronarium,facebook.com/artunitedus
Олег Соснов, куратор проекта Mural Social Club: Я считаю, что мы должны переходить из мегаполисов, должны спокойно и постепенно идти в меньшие города и села. По всей Украине есть серые здания брежневских и хрущевских времен, которые можно использовать как объекты для муралов.
Гео Лерос, куратор проекта Art United Us: Мы разрабатываем совместный проект вместе с Ильей Сагайдаком и Алексеем Резниковым, профильными заместителями мэра. Хотим все работы (не только нашего проекта) перевести на баланс города. Это будет определенное культурное наследие города и любые изменения этих работ или фасада будут проводиться исключительно через город.
Мурал художника Mata Ruda в рамках проекта Art United Us.hromadske.ua
Вова Воротнев, художник: Я не могу себе представить галерею, в которой работы висели бы, скажем, год. Постоянная экспозиция — это прерогатива музея. Так что почему это должно происходить в городе, мне не понятно.
Я считаю, что в Украине более неотложно и важно просто прекратить засорять пространство, и заняться более практичными вещами: делать грамотные тротуары, скейтпарки, обустраивать парки, газоны насаждать. Есть ряд проблем, которые гораздо важнее, чем объекты искусства.
Я уверен, что большинство из этих работ бездарные и они никогда не будут иметь никакого охранного статуса. Соответственно на то, чтобы их зарисовать, люди имеют такое же право, как другие имели право это нанести. Таким законом и регулируется низовой стрит-арт - висит то, что висит. Это стихия. Поэтому, если у кого рука поднимается уничтожать архитектуру, я думаю, у многих поднимется рука уничтожить то, что уничтожило архитектуру.
Обзор событий:
• Весной 2016 кураторы проекта Art United Us объявили, что за год создадут 100 муралов в Украине
• Большинство работ планируют нарисовать в Киеве. Партнером проекта выступает КМДА
• Нанесение росписей на стены не имеет четкого законного регулирования
• В Киеве собираются группы активистов, которые критически относятся к созданию муралов, отсутствие обсуждения их с местными жителями
• Возникает инициатива Иnternational Xuj Art Foundation, которая в знак протеста вандализирует киевские муралы
- Поделиться: