«Мы бы давно попрощались с Лукашенко, если б хоть раз за 25 лет были выборы». Интервью с белорусским активистом Сивчиком

Акция памяти погибшего активиста Виталия Шишова у посольства Беларуси в Киеве 3 августа 2021 года
Акция памяти погибшего активиста Виталия Шишова у посольства Беларуси в Киеве 3 августа 2021 годаАнастасия Власова/hromadske

3 августа в одном из столичных парков нашли повешенным 26-летнего белоруса Виталия Шишова, руководителя «Белорусского дома в Украине». Накануне он ушел на утреннюю пробежку и не вернулся. В полиции рассматривают несколько версий смерти, не отвергая вероятности убийства. Белорусы, которых мы опросили, склоняются к версии о том, что за этим стоят КГБ Беларуси и ФСБ РФ.

Ми пообщались с лидером Движения солидарности «Разам», белорусским оппозиционером Вячеславом Сивчиком об этом преступлении и ситуации в Беларуси в целом.

На днях лидера «Белорусского дома в Украине» Виталия Шишова нашли повешенным. Многие опрошенные нами белорусы не верят в версию самоубийства и говорят, что к этому причастны спецслужбы Беларуси. Что вы об этом думаете?

Прежде всего выражаю соболезнования близким Виталия. Это ужасная новость. В версию суицида вряд ли кто-то поверит. Учитывая нынешнюю ситуацию с белорусами в Украине, мы вынуждены говорить о лукашенковских и московских спецслужбах.

Мне бы очень хотелось, чтобы это преступление было раскрыто, хотя мы все помним дело Павла Шеремета. Ужасно, что в XXI веке такое происходит.

Как давно вы в Украине? 

Я приехал в Украину из Варшавы два месяца назад. В Минске последний раз был в декабре 2019 года.

Что сейчас происходит в Беларуси?

Если говорить в целом — такого террора в Европе не было уже около 50 лет. Мы стоим практически на пороге тоталитаризма. Продолжается борьба в иерархии этой лукашенковско-путинской банды, да еще и Москва однозначно ставит цель: продвинуть свои войска на 750 километров на запад до границы Беларуси. Это будет катастрофой для белорусского народа, это будет катастрофой и для всех наших соседей.

Сейчас две страшных человека — Лукашенко и Путин — делают все возможное, чтобы ситуация была страшной не только в Беларуси, но и во всей Европе. Мы видим, что Российская Федерация при поддержке Беларуси продолжает гибридную войну.

И по нашему мнению, тот избирательный фарс 2020 года, который проходил во время гибридной войны России и Беларуси, во время пандемии, очень тесно связан с деятельностью Михаила Бабича. Есть такой профессиональный диверсант — его отвергли в Украине в качестве посла именно по этой причине. Однако после этого приняли у Лукашенко.

Мы тогда написали публичное заявление, взяв аргументацию, которую в Киеве уже применяли ваши государственные органы. Тем не менее Бабич получил должность и стал спецпредставителем Путина. Известный журналист Денис Ивашин, которого уже пятый месяц незаконно удерживают в СИЗО, писал, что среди тех, кто занимался аннексией Крыма, был и Михаил Бабич.

За это время Бабич провел в Беларуси много встреч — и не только с представителями силовых структур. Я не знаю ни одного генерала, который бы служил Лукашенко и не служил бы Путину. Все это началось после «ихтамнет» в Крыму и после того, как Путин развязал украинско-российскую войну на Донбассе. Есть публичные материалы — скажем, у того же Дениса Ивашина. Там говорится и о том, откуда происходят генералы, и о том, где они получают образование, где проходят переподготовку.

Честно говоря, других союзников у Беларуси практически нет. Ведь кто может быть союзником? Прежде всего наши соседи. Но они так же заинтересованы в том, чтобы Беларусь была независимой. Потому что белорусов может спасти только независимость. А то, что происходит в Беларуси сейчас, может привести к катастрофе.

Более того: информация жестко цензурируется. Понятно, что эта банда убила гораздо больше людей, чем официально известно. Но любой эксперт по вопросам Беларуси скажет, что это лишь вершина айсберга. Страшная ситуация с политзаключенными: цифры серьезно занижены. Стоит сказать, что по Минску с сентября ходят объединенные военно-милицейские патрули, цепляются к гражданам, проверяют их мобильные телефоны, чтобы понять, кто на какие каналы подписан. Есть официальные данные, что возбуждено 4200 уголовных дел политического характера. Но опять же — это не полная информация.

Лидер белорусского Движения солидарности «Разам» Вячеслав Сивчик, август 2021 годаВиктория Рощина/hromadske

Какие настроения сейчас у белорусов?

Лукашенко уже давно надоел всем белорусам. И если бы у нас были выборы хоть раз за последние 25 лет — мы бы давно с ним попрощались. Просто в ноябре 1996 года был осуществлен антиконституционный переворот, после которого народ уже не имел права избирать власть. Тогда Лукашенко нарисовали 80%. Прошло четверть века — и снова нарисовали 80%.

И только потому, что это все происходило в условиях гибридной войны и пандемии, люди поверили, что выборы в стране есть. На самом деле они готовы были голосовать за кого угодно, кроме Лукашенко. Но людей встретили пулями и дубинками — и они поднялись. Кстати, Ивашин опубликовал расследование о том, что украинские беркутовцы, которые были на Майдане, теперь служат в белорусском ОМОНе.

Я думаю, что на выборах Россия ставила себе задачу не заменить Александра Лукашенко, а превратить его в такого белорусского Кадырова. И все эти новые фигуры в этом избирательном фарсе — вряд ли среди них есть кто-то случайный. Если так посмотреть, то Сергея Тихановского представителем оппозиции информационно сделала Москва.

Расскажите подробнее про Движение солидарности, про его цели.

Есть такой термин XX века — порабощенный народ. Никаких прав или свобод мы как граждане Республики Беларусь не имеем. И мой приезд в Киев связан с тем, что, по-моему, ваши люди, учитывая историю Украины, могут нас понять.

Белорусскому народу сейчас нужны акции солидарности. В Беларуси продолжаются сталинские репрессии, а здесь, в Украине, журналисты спрашивают меня, почему нет массовых акций. Вы все знаете, что пришлось пережить господину Латыпову, одному из героев Беларуси. Когда его привезли на открытый суд — он вынужден был вогнать себе в горло ручку, потому что пытали не только его, но и угрожали всей его семье. Вы знаете о письме Витольда Ашурка из колонии, в котором он заметил: там очень много политзаключенных, которые обозначают желтыми бирками. Я думаю, за это его и убили.

Мы, белорусы, сейчас переживаем ту же трагедию, которую мы вместе с вами переживали в XX веке. И остановить эту КГБшную мерзость можно только публичностью и оглаской.

Мы оберегаем нашу независимость всеми силами, но можем бороться только мирным путем — хотя бы потому, что эта банда давно взяла под контроль все, что связано с оружием. Любой человек, имеющий в кармане даже перочинный нож, становится в Беларуси террористом.

Акция памяти погибшего активиста Виталия Шишова у посольства Беларуси в Киеве, 3 августа 2021 годаАнастасия Власова/hromadske

Чем занимается Движение солидарности в Киеве?

Мы зарегистрированы не только в Украине, но и в Польше, и в Литве. Цель наших акций — не только рассказать о том, что происходит в Беларуси и поддержать политзаключенных. Движение солидарности на своем четвертом съезде заявило, что его задача — еще и борьба с российским империализмом.

Главными задачами мы считаем обновление национальной памяти белорусского народа, а также сотрудничество его с другими странами. Одна из них — Украина.

Третья задача — прекращение репрессий и освобождение политзаключенных. Вот, например, 8 сентября будет десять лет, как Движение солидарности проводит во Львове день белорусской воинской славы. В Киеве тоже были организованы сотни акций. Кроме того, в прошлом году состоялась встреча экспертов на тему гибридной войны России в Беларуси.

Не чувствуете вы здесь определенного давления, попыток дискредитации?

Мне не нравится, что акции в Украине в последнее время стало делать сложнее, чем в других странах. Есть серьезная блокирование белорусов на акциях, которые имеют только одну цель — поддержка белорусов со стороны структуры, называющей себя «Белорусским домом».

«Белорусский дом» связывают с деятельностью Сергея Коротких, к которому в Украине относятся весьма неоднозначно, в частности из-за его прошлого в России и Беларуси

Я с Коротких лично не знаком. Но у нас была такая страшная структура, как РНЕ. Это откровенные российские нацисты. Они пытались распространять свою деятельность и на Беларусь. Их крышевали в КГБ, их ненавидела белорусская милиция (которая в тогда еще не была под таким контролем, как сейчас). Держалось РНЕ на КГБ и еще на том, что им периодически поступала поддержка из Москвы.

Когда я узнал, что Коротких дали гражданство — я публично выражал свой протест. Я считаю, что российская имперская идеология — это преступная идеология. И РНЕ — не просто организация, а преступная, людоедская. Это обычный нацизм, и они этого никогда не скрывали.

Сергей Коротких «Боцман» (в центре) на акции «Национального корпуса» и «Национальных дружин»Виктория Рощина/hromadske

Так он имел отношение к «Белорусскому дому»? Я видела, что он посещал их акции еще зимой.

Есть официальные заявления, что Коротких якобы не имеет к нему никакого отношения. Что я здесь могу сказать?

Но мне просто не нравится та схема, которая сейчас организуется в Киеве в отношении белорусов. Я говорю сейчас не о фамилии, а о схеме, которая понятно кому выгодна. Очень опасная схема, по которой белорусов оттягивают от Украины: скажем, запрет празднования Дня независимости у памятника Шевченко и организация альтернативного мероприятия в одном из клубов. То есть не на открытом месте, — хотя у нас там людей убивают, пытают, — а пытаются всех загнать в клуб и сказать, что это классное празднование.

Убитый в 2016 году Павел Шеремет тоже был белорусом. Следите ли вы за ходом расследования? Как можете оценить ход дела?

Я очень хорошо знал не только Павла Шеремета, но и Дмитрия Завадского. Его мама тоже участница Движения солидарности «Разам».

Суду по делу Завадского я не доверяю. Потому что опять же: это ситуация, в которую очень глубоко замешаны спецслужбы, а настоящего суда в Беларуси нет.